Методические рекомендации к элективному предмету "Функциональная грамматика"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Вязьмина Ирина Юрьевна

Преподавать элективные предметы непросто ввиду отсутствия необходимых пособий. Методические рекомендации позволят организовать преподавание элективного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_k__kursu.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочные планы по функциональной грамматике.

Урок №1.

Тема.  Введение. Диагностирующая работа        

Цель урока. Проверить уровень владения материалом по грамматике, выявить пробелы в знаниях.

Формы и методы проведения. Тестовая работа.

Тип урока. Урок проверки и коррекции знаний учащихся.

Оборудование. Тестовая диагностирующая работа.

Ход занятия

1.Введение. Краткое знакомство с содержанием курса, основными целями и системой оценивания.

2.Диагностирующая работа.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение на тему «Словари – наши друзья и помощники» (2-й вариант «Что бы было, если бы вдруг исчезли все словари»).

Индивидуальное задание. Сообщение о разных видах словарей.

Литература  [1, 12, 26, 33, 40]

Урок №2.

Тема. Роль словарей в жизни современного человека. Типы словарей. Грамматические словари.

Эпиграф. Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности. (К.Д. Ушинский)

Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос (Народная мудрость).

Цели урока. Расширить представление о системе лингвистических словарей, познакомить с многообразием словарей, объектом которых является грамматика, учить грамотно пользоваться грамматическими словарями.

Оборудование. Различные грамматические словари.

Ход занятия

1. Работа с эпиграфами.

2. Обсуждение домашних сочинений.

3. Сообщение учащегося о различных типах словарей. Составление на основе его рассказа схемы. Рецензирование ответа.

4. Работа в группах. Используя просмотровое чтение, рассказать о грамматическом словаре. Составить аннотацию.

        Словообразовательные словари;

        Словари строения слов;

        Словари трудностей;

        Словари управления;

        Словари сочетаемости слов.

5. Тренировочные упражнения

6. Итоги занятия.

Домашнее задание

1.Составить задание с использованием грамматического словаря.

2.Сопоставить систему частей речи русского языка с системой частей речи изучаемого иностранного языка.

3. Повторить морфологические признаки существительного стр. 67,69,70.[1]

Индивидуальное задание. Сопоставить категорию рода в английском, немецком и русском языках.

Литература

[38, 41]

Урок №3.

Тема. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных.

Эпиграф. Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о  свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует. (А.М. Пешковский)

Цели урока. Систематизировать и углубить знания об имени существительном как части речи.

Оборудование. Раздаточный материал, схемы-опоры по теме урока

Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с эпиграфом
  3. Работа с научным текстом об имени существительном (упр. 365). Какие микротемы можно выделить в тексте? Составьте вопросы к тексту.
  4. Закрепление знаний о лексико-грамматических разрядах и категориях имен существительных. Классификация существительных. Сопоставление коммуникативных возможностей одушевленных и неодушевленных существительных. Морфологический разбор имени существительного (2-й вариант. Исправление ошибок в морфологическом разборе).
  5. Словообразование существительных. Лекция учителя. Учащиеся записывают свои примеры. Тренировочные упражнения.
  6. Работа по культуре речи. Устранение ошибок при употреблении имен существительных.
  7. Итоги занятия.

Домашнее задание

1.Провести эксперимент. Выписать из любого текста ключевые существительные и попросить взрослого человека определить по ним тему текста. Сделайте вывод. Сопоставьте свои выводы с выводами одноклассников.

2. Устранить ошибки при употреблении существительных.

3. Принести произведения А.С. Пушкина.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о месте имени существительного в разных стилях.

Литература [3, 4, 16, 17, 19, 36, 51]

Урок №4.

Тема. Изобразительно-выразительные возможности  существительных.

Эпиграф. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский). 

Цели урока. Расширить представление об изобразительно-выразительных возможностях имени существительного.

Оборудование. Тексты А.С. Пушкина.

Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с эпиграфом.
  3. Работа с фрагментом из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  4. Индивидуальное сообщение ученика. Составление на основе его рассказа тезисов. Рецензирование ответа.
  5. Употребление существительного в художественной речи.

Работа в группах. Роль существительного в создании метафоры, олицетворения, метонимии, сравнения, синекдохи, обращения.

Отчет групп. Коллективный рассказ «Употребление существительных в художественной речи».

  1. Итоги урока.

Домашнее задание

Рассказать об употреблении имени существительного в художественной речи по плану.

Литература

[ 5, 6, 11, 32, 39, 50]

Урок №5.

Тема. Имя прилагательное как часть речи и его выразительные возможности.

Цели урока. Систематизировать и углубить знания об имени прилагательном как части  речи; расширить представление об изобразительно-выразительных возможностях имени прилагательного.

Ход занятия

        1. Проверка домашнего задания.

        2. Работа с фрагментом из рассказа М. Горького «Песня о Соколе».

        3. Систематизация и обобщение знаний о лексико-грамматических разрядах прилагательных; кратких и полных прилагательных.

        4. Наблюдение за ролью прилагательных в художественных текстах.

        5. Упражнения по культуре речи.

        6. Итоги урока.

Домашнее задание

Составить схему-опору по теме «Имя прилагательное».

Литература

[ 5,6, 17, 31, 32, 44,53]

Урок №6.

Тема. Числительное  как часть речи и его выразительные возможности.

Эпиграф. Как обойтись бы без числа наука точная могла? 

Цели урока. Систематизировать сведения о числительном как части речи. Расширить представление о выразительных возможностях числительного.

Оборудование. Карточки с заданиями и карточки-ответы для проведения тренинга по склонению количественных и порядковых числительных.

Ход занятия

  1. Актуализация знаний учащихся.

Из данного ряда слов выписать только числительные.

На какие разряды делятся числительные?

Укажите разряды числительных?

В чем особенность синтаксической функции числительных?

  1. Тренинг по склонению количественных и порядковых числительных
  2. Закрепительные упражнения. Вставить в текст числительные в нужном падеже.
  3. Сообщение учителя об употреблении числительного в разных стилях речи.
  4. Наблюдение над употреблением числительного в художественных текстах.

За числительным закрепилась репутация самой «сухой» части речи. Аргументы за и против.

  1. Итоги урока.

Домашнее задание

  1. Продолжить текст (с текстом работали на уроке), описав выполнение агентом задания и включив порядковые, количественные и дробные числительными.  Либо составить свой текст, насыщенный числительными в разных падежных формах.
  2. Вспомнить разряды местоимений.

 Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об экспрессивных возможностях местоимений.

Литература

[4, 6, 12, 15, 40]

Урок №7.

Тема. Местоимение  как часть речи и его выразительные возможности.

Цели урока. Систематизировать сведения о местоимении как части речи; расширить представление о выразительных возможностях местоимения.

Оборудование. Тексты художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей.

Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Словообразование местоимений.
  3. Актуализация знаний. Третий лишний. (по разряду местоимений).
  4. Работа с текстом ученого А.А. Реформатского о роле местоимений в тексте.
  5. Наблюдение за текстообразующей ролью местоимений.
  6. Исследование. Местоимение в разных стилях речи.
  7. Сообщение ученика. Экспрессивные возможности местоимений. Рецензирование ответа.
  8. Закрепление знаний.  Самостоятельная работа по стихотворению М. Волошина «В вагоне». Какова роль местоимений в этом поэтическом тексте?

Домашнее задание

1.Устно выполнить упражнение № 168.

2. Подобрать небольшие тексты, в которых разные разряды местоимений выступали бы как средство связи.

Индивидуальное опережающее задание к уроку по теме «Наречие». Провести исследование на тему «Частотность употребления разных форм степеней сравнения в художественных текстах».  

 Дополнительное задание. Попробовать самим сочинить небольшой текст юмористического содержания, используя прием «обманутого ожидания»

Литература

[12, 13, 32, 33, 46, 50]

Урок №8

Тема. Глагол  как часть речи и его выразительные возможности.

См. сценарий урока. Приложение № 2

        

                Урок №9

                Семинар

Тема. Стилистические возможности грамматических категорий глагола.

Эпиграф. Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, поплавать, поплыть… (В.Г.Белинский)

Цели урока. Дать представление о месте глагола в разных стилях, показать богатые выразительные возможности разных грамматических категорий глагола.

Ход занятия

В ходе семинара учащиеся слушают сообщение групп и составляют по ходу план-опору.

  1. Место глагола в разных стилях. Отчет о проделанном дома наблюдении за употреблением глаголов в разных стилях.
  2. Постановка проблемного вопроса. В чем источник необычайной выразительности глагола по сравнению с другими частями речи?
  3. Экспрессивные возможности категории времени.
  4. Употребление видовых форм глагола в речи.
  5. Стилистические возможности категории наклонения.
  6. Стилистическая характеристика категорий лица и числа.
  7. Использование инфинитива в книжных стилях.
  8. Роль глагола в построении олицетворений и метафоры
  9. Итоги урока.

Домашнее задание

Лингвистический анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать».

Литература

[5, 6,11, 12, 17, 33,51]

Урок №10.

Тема. Грамматические особенности причастия и деепричастия.

Эпиграф. Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного (В.И. Даль) Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. (Ломоносов).

Цели урока. Систематизировать сведения о грамматических особенностях причастия и деепричастия, расширить представление о выразительных возможностях причастия и деепричастия, совершенствовать умение грамотно употреблять особые формы глагола в речи.

Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с эпиграфом. О какой части речи высказывания Даля и Ломоносова? Что их объединяет? Чем различаются?
  3. Актуализация знаний.

Работа с художественным текстом .

Найдите причастные и деепричастные обороты. Какова их роль в тексте?

Подобрать к причастным оборотам синонимичные конструкции.

Выполнить частичный морфологический разбор.

Словообразование причастий и деепричастий.

  1. Работа с высказыванием А.С. Пушкина  о выразительных возможностях причастий     и текстом Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском.
  2. Употребление причастий и деепричастий в художественной речи. Наблюдение. Роль каких тропов могут выполнять причастия и деепричастия?
  3. Работа по культуре речи.
  4. Итоги урока.

Домашнее задание

1.Составить тестовое задание по культуре речи, используя следующие деепричастные обороты: прочитав рассказ И.Бунина «Господин из Сан-Франциско», вчитываясь в поэтические строчки А.Ахматовой.

2. Повторить степени сравнения прилагательных и наречий.

Индивидуальное задание см. урок №7.

Литература

[6,11, 16, 17,32, 33, 51]

Урок №11.

Тема. Грамматические особенности наречия и категории состояния. Употребление наречий и категорий состояния в речи.

Эпиграф. Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать (Лафатер).

Оборудование. Толковые словари, раздаточный материал для стилистического эксперимента (фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Подросток»), тексты для наблюдения за текстообразующей ролью наречий.

Цели урока. Систематизировать  и углубить сведения о грамматических особенностях наречий и категорий состояния, расширить представление о текстообразующей роли наречий.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с эпиграфом.

3. Актуализация знаний.

Распределить наречия по группам в зависимости от разряда. В указанных предложениях найти категорию состояния, указать отличие от наречия.

Работа с высказыванием Шахматова о близости наречия к прилагательному.

Работа с толковым словарем. Найти в словаре толкование лексического значения наречий. Много ли удалось найти словарных статей, посвященных наречию? С чем это связано? Словообразование наречий.

4.Классификация наречий. Определительные и обстоятельственные наречия. Местоименные и знаменательные наречия..

5. Тренировочные упражнения.

6. Повторение степеней сравнения.

    Индивидуальное задание – исследование (см. урок №7)

    Стилистический эксперимент.

7. Наблюдение за текстообразующей ролью наречия.

  1. Итоги урока.

Домашнее задание

1.На примере любого художественного текста показать выразительные возможности наречия.

2. Задание по культуре речи в рабочей тетради.

3. Подготовиться к уроку-семинару.

Литература

[6, 15, 36, 41,46]

        

                Урок №12.

                Семинар

Тема. Служебные части речи.

Цели урока. Систематизировать и углубить знания о служебных частях речи, расширить представление о текстообразующей роли союзов и частиц.

Вопросы для обсуждения

  1. По каким признакам служебные части речи противопоставлены самостоятельным.
  2. Служебные части речи в других языках.
  3. Служебные части речи и статистика.
  4. Предлог как часть речи. Типы предлогов по происхождению, по структуре, по значению.
  5. Союз как часть речи. Типы союзов по происхождению, по структуре, по употреблению и по синтаксической функции.
  6. Частица как часть речи. Разряды частиц.
  7. Междометия и звукоподражательные слова.
  8. Текстообразующая роль союзов и частиц.

Ход занятия

  1. Обсуждение теоретических вопросов. Составление плана – конспекта. Подведение итогов теоретической части.
  2. Тренировочные упражнения по разграничению омонимичных частей речи. Составить алгоритм рассуждения или подсказки, помогающие верно определить часть речи омоформ.
  3. Работа по культуре речи.

Сформулируйте правило употребления предлогов в-из, на – с.       

  1. Итоги урока.

Домашнее задание

1.Выписать из текста все служебные части речи, указать их морфологические признаки.

2. Задание по культуре речи в рабочей тетради.

3. Используя самостоятельно подобранные примеры рассказать о текстообразующей роли союзов и частиц.

Литература

        

                Урок №13

                Практикум

Тема. Употребление служебных частей речи.

Цель урока. Расширить представление о стилистических возможностях служебных частей

Оборудование. Специально подобранные тексты для наблюдения групп за использованием служебных частей в художественной литературе, произведения детских писателей (А.Барто, Д. Хармс, Г. Остер)

Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания
  2. Работа по синонимике предложений с подчинительными союзами. Наблюдение за оттенками значений.
  3.  Работа в группах. Стилистическая характеристика союзов, предлогов, частиц, междометий.

      4.    Работа в группах. Служебные части речи в художественном стиле.

            1-я группа. Отрицательные сравнения в произведениях фольклора и литературных произведениях, стилизованных под УНТ.

2-я группа. Междометия и звукоподражания в детской литературе.

3-я группа. Частицы в художественной речи

4-я группа. Противительный союз но, многосоюзие и бессоюзие в художественной речи.

Обобщение работы групп.

5. Итоги урока

Домашнее задание

1.Придумать шарады, используя служебные части речи.

2. Проанализировать использование междометий и звукоподражаний в поэме Блока «Двенадцать».

Дополнительное задание. Составить грамматическую сказку о служебных частях речи.

Литература

[6, 12, 15,16, 32]

                Урок №14

                Игра по типу телепередачи «Кто хочет стать миллионером»

Тема.  Кто хочет стать отличником.

Оборудование. Проектор, компьютер, сигнальные карточки.

Правила игры.

Игра проводится на основе изученного материала по морфологии и строится по модели известной телепередачи. В игре участвуют четыре команды. Игроки могут воспользоваться тремя подсказками: 50-50, помощь словаря, звонок знатоку-однокласснику. С ребятами стоит обсудить количество несгораемых баллов. Это могут быть «3» и «5»,или «2» и «4», или только «5».Вопросы задаются по кругу.

Второй вариант игры дает возможность задать участникам большее количество вопросов. В этом случае после того, как прозвучит вопрос, командам дается 40секунд на обдумывание, а затем они поднимают карточки с одним из вариантов ответа. Если одна из команд захочет воспользоваться подсказкой, остальные по истечении 40 секунд сдают свои карточки с ответом помощнику ведущего. Затем команда может воспользоваться подсказкой.

Домашнее задание. Задание на выбор:

  1. Написать статью в школьную газету «Вести с урока»
  2. Подобрать текст и составить к нему задания по морфологии.

Литература

[40, 47]        

                Урок №15

                

Тема. Контрольная работа по теме «Морфология».

Цель урока. Проверить и оценить уровень знаний и умений учащихся по морфологии

Оборудование. Тексты контрольной работы (см. Приложение №9).

Ход урока

  1. Постановка цели.
  2. Выполнение контрольной работы

Домашнее задание.

Подготовиться к защите проекта.

Литература

[12, 13, 28, 33, 40]                Урок №16

                

Тема. Защита проектов по морфологии.

Образовательные цели. Увеличение объема знаний по морфологии, систематизация новых знаний, формирование научного мировоззрения.

Развивающие цели. Совершенствование навыков поиска и анализа информации, развитие умения прогнозировать и развитие навыков работы в команде.

Воспитательные цели. Воспитание личности, умеющей чувствовать красоту русского языка и русской классической литературы.  

Оборудование. Проектор, компьютер, листы с критериями оценки.

Ход урока

  1. Защита группами своего проекта. После каждого выступления исследователей проводится черно-белое оппонирование.
  2. Обсуждение оценок.
  3. Подведение итогов. Рефлексия.

        СИНТАКСИС

                Урок №17

                

Тема. Словосочетание.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания о словосочетании.

Эпиграф. Язык неистощим в соединении слов (А.С. Пушкин).

Оборудование. Иллюстративный материал, раздаточный материал, словари сочетаемости слов.

 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа с лингвистическим текстом
  3. Актуализация знаний о словосочетании. Определить типы связи слов в словосочетаниях. Составление алгоритма определения типа связи
  4. Работа по синонимике словосочетаний.
  5. Работа со словарем. Исправить ошибки в управлении.
  6. Роль словосочетания в создании перифразы и оксюморона. Работа с художественными текстами.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание.

1.Из упражнения №208 выпишите по два словосочетания с разными видами подчинительной связи и выполните  синтаксический разбор трех из них.

2. Приведите примеры оксюморона и перифразы.

Литература

[3, 9, 17, 46, 53]                Урок №18

                

Тема. Предложение.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания о предложении.

Оборудование. Иллюстративный материал, раздаточный материал, словари сочетаемости слов.

 Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с лингвистическим текстом Реформатского о синтаксисе.
  3. Работа с лингвистическим текстом о синтаксисе А.С. Пушкина.
  4. Классификация простого предложения. Характеристика простых предложений из указанных выше текстов.
  5. Риторическое восклицание и риторический вопрос в художественной и публицистической речи.
  6. Устное сжатое изложение от 3-его лица (по тексту Л.Кассиля о Маяковском). Сопоставление с авторским вариантом и анализ синтаксических средств, которые оживляют текст Л. Кассиля.
  7. Итоги урока.

Домашнее задание.

Напишите сочинение «Мое любимое стихотворение» или «Мои любимые страницы».

Литература

[11, 12, 53]

                Урок №19

                

Тема. Главные члены предложения

Цель урока. Систематизировать и углубить знания  о способах выражения подлежащего и сказуемого, дать представление о стилистической оценке главных членов предложения.

Оборудование. Раздаточный материал, фразеологические словари, сборники пословиц.

 Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний. На основе данных предложений составление таблицы «Способы выражения подлежащего» (1вариант) и таблицы «Способы выражения сказуемого» (2 вариант). Проверка и обобщение.

3. Тренировочные упражнения по выделению главных членов

4. Работа со словарем и сборниками пословиц. 1 вариант . Из фразеологического словаря выписать 10 фразеологизмов, которые могут выступать в предложении в качестве главных членов. Приведите примеры. 2 вариант. Проанализируйте способы выражения главных членов предложения в пословицах. Какой частью речи не может быть выражено подлежащее в пословицах.

5. Сообщение учащегося. Стилистическая оценка главных членов предложения. Составление вопросов. Рецензирование.

6. Работа по культуре речи. Согласование подлежащего со сказуемым.

7.Итоги урока.

Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру на тему «Мир моих увлечений», используйте разные способы выражения главных членов.

По справочным материалам повторить материал о второстепенных членах предложения.

Литература

[41, 43, 53]

                Урок №20

                

Тема. Второстепенные члены предложения и их роль в высказывании.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания  о второстепенных членах и их роли в предложении.

Эпиграф.  В больших людях я люблю скромность, а в маленьких – собственное достоинство. (А.Афиногенов)

Оборудование. Раздаточный материал, фразеологические словари.

 Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с эпиграфом.
  3. Работа по теме урока. Составление схемы-опоры.
  4. Трансформируйте согласованные определения в несогласованные. На какие три группы можно разбить данные словосочетания.(1. словосочетания - синонимы, 2. словосочетания, отличающиеся значением. 3. словосочетания, которые невозможно трансформировать). Сделайте вывод.
  5. Конструирование предложений с использованием данных словоформ в роли разных членов предложения.
  6. Стилистическое наблюдение за использованием приложений, обозначающих различные географические названия. Сопоставить две группы предложений с географическими названиями и сделать вывод. (В первой группе географические названия являются обстоятельствами или подлежащими, а во второй приложениями).
  7. Работа с фразеологическим словарем. Выпишите из словаря 8-10 фразеологизмов, которые могут быть в предложении обстоятельством. Приведите примеры.
  8. Итоги урока.

Домашнее задание.

  1. Составить карточку на разграничение приложений и определений.
  2. Подготовиться к уроку-семинару.

Литература

[32,40,41, 42, 46, 53]

                Урок №21

                

Тема. Односоставные предложения и их выразительные возможности.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания  об односоставных предложениях, дать представление о выразительных возможностях односоставных предложений.

Оборудование. Опорные схемы, тексты для наблюдения, магнитофон

Основные вопросы:

  1. Значение и структура односоставных предложений с одним главным членом – сказуемым.
  2. Значение и структура односоставных предложений с одним главным членом – подлежащим.
  3. Особенности инфинитивных предложений.
  4. Роль односоставных предложений в речи.

Ход урока

  1. Теоретический блок. Выступление учащихся по обсуждаемым вопросам.
  2. Практический блок.
  1. Составление полезных советов по определению типов односоставных предложений;
  2. Тренировочные упражнения по определению типов односоставных предложений;
  3. Прослушивание магнитофонной записи. Как в зависимости от интонации меняется характеристика предложения? (1- двусоставное предложение, 2- распадается на два предложения, одно из которых назывное);
  4. Наблюдение за односоставными предложениями в текстах разных стилей;
  5. Аукцион пословиц. Кто больше назовет пословиц, являющихся односоставными предложениями.

3. Итоги урока.

Домашнее задание.

1.Составить тестовые задания  на разграничение односоставных предложений.

2.Выполнить лингвистический анализ текста.

Литература

[6, 12, 32, 41, 46, 53]

                Урок №22

                

Тема. Нечленимые и неполные предложения.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания  о неполных предложениях, дать представление о нечленимых предложениях и эллипсисе.

Оборудование. Тексты для наблюдения, лингвистический текст о неполных предложениях и нечленимых.

Ход урока

  1. Работа с лингвистическим текстом о неполных и нечленимых предложениях. Составление опорной схемы. Подбор примеров.
  2. Работа по теме урока.
  1. Разграничение односоставных и контекстуально неполных предложений;
  2. Наблюдение за использованием односоставных предложений в текстах разных стилей;
  3. Эллипсис в художественной речи.
  1. Работа с рецензией по типу задания В8 ЕГЭ.
  2.  Итоги урока.

Домашнее задание.

1.Составить тестовые задания  на разграничение односоставных предложений и контекстуально неполных (7 предложений) и включить одно задание на определение изобразительно-выразительного средства (асиндетон, полисиндетон, риторическое восклицание, риторический вопрос, метафора, метонимия, сравнение, оксюморон).

2.Выполнить лингвистический анализ текста.

Литература

[16, 18, 40, 46]

                Урок №23

                

Тема. Предложения с однородными членами.

См. Приложение №3.

                Урок №24

                

Тема. Предложения с обособленными членами

Цель урока. Систематизировать и углубить знания  об обособленных членах предложения, дать представление о стилистических возможностях предложений с обособленными членами.

Оборудование. Тексты для наблюдения

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа по теме урока.
  1. Выявление ряда условий, которые способствуют обособлению;
  2. Работа в группах. Обособленные члены предложения в разных стилях;
  3. Наблюдение за ролью обособленных членов в художественных текстах;
  4. Работа по синонимике;
  5. Составление текста объявления с использованием уточняющих обстоятельств места или времени.
  6. Работа по культуре речи.

      3.   Итоги урока.

Домашнее задание

 Опишите вашу любимую картину, используя обособленные члены предложения.

Второй вариант. Ввести в деформированный текст обособленные члены предложения.

Индивидуальные задания. 1. Подготовить сценку о вводных словах. 2. Сообщение о социальной значимости обращений.

Литература

[12, 32, 53]

                Урок №25

                

Тема. Предложения с обращениями и вводными словами.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания  об обращениях  и вводных членах предложения, расширить представление о социальной значимости обращений. Оборудование. Лингвистический текст об обращении из книги «Это непростое простое предложение», распечатанный в достаточном количестве. Распечатанные тексты Астафьева.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Театральная сценка. Составление грамматических вопросов к сценке.
  3. Работа по теме урока
  1. Сопоставление предложений с вводными словами и членами предложений. Составьте схему рассуждения для разграничения таких предложений;
  2. Работа с лингвистическим текстом об обращении. Составление на его основе тезисного плана;
  3. Обращение и звательный падеж. Каковы особенности формы княже в тексте «Слова о полку Игореве»
  4. Социальная значимость обращений. Сообщение ученика по книге В.Е. Гольдина «Речь и этикет». Обсуждение
  1. Итоги урока.

Домашнее задание

 1.Привести из художественных текстов примеры риторических обращений, объясняя их функцию.

2. Проанализировать синтаксис отрывка из рассказа В.П. Астафьева (выдать распечатанные варианты).

Литература

[40, 41, 46, 53]

                Урок №26

                

Тема. Сочинение – рассуждение по предложенному тексту по типу части С (Второй  вариант - изложение с творческим заданием).

Цель урока. Развивать умение вычленять проблему, авторскую позицию, обосновывать свою точку зрения, излагать свои мысли грамотно, логично.

Ход урока

  1. Слово учителя.
  2. Чтение текста.
  3. Частичный смысловой и лингвистический анализ текста.
  4. Повторное чтение текста.
  5. Написание изложения (от 3-его лица) с творческим заданием.

Текст для изложения

Низкий уровень владения родным языком окон чивших школу (что на весь мир продемонстрировали наши депутаты-интеллигенты), недостаточное владе ние им дикторов радио и телевидения — все это нагляд но выявило пробелы в работе нашей школы и заставило задуматься о новых эффективных методах обучения, а также учесть все новое, к чему пришла наука XX в.

Перед методистами, учителями русского языка встал ряд новых задач. Прежде всего, русский язык и его грамматика должны изучаться как система языко вых единиц разных уровней, каждая из которых орга нически связана с единицами других уровней и, преж де всего, с текстом.

Показать это — задача учителя, иначе курс русско го языка, курс грамматики окажется фрагментарным, исключающим целостное представление о языке, а великолепный, величественный храм языка распадет ся на части.

                                                                Гаврилова Г.Ф.

Домашнее задание

Определиться с темой проекта по синтаксису, сформулировать цели и начать сбор материала.

Литература [4, 43]

                Урок №27.

                

Тема. Сложное предложение. Употребление сложных предложений в речи.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания о сложном предложении, расширить представление об употреблении сложных предложений.

Оборудование. Схемы – опоры на доске, раздаточный материал для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Опираясь на схемы рассказать о типах сложных предложений.
  2. Тренировочные упражнения по определению типов СП.
  3. Разграничение союзов и союзных слов. Составление алгоритма, помогающего определить средство связи в СПП.
  4. Работа по синонимике. Наблюдение над оттенками значений.
  5. Работа по культуре речи.
  6. Наблюдение над сознательным использованием приема нанизывания придаточных предложений с одинаковыми союзами или союзными словами.

Можно провести игру по принципу стихотворения «Дом, который построил Джек».

       7.  Самостоятельная работа. Доказать целесообразность использования сложных предложений в данных текстах.

Домашнее задание

Продолжить данные предложения и определить виды придаточных.

  1. Надо хорошо знать правила, чтобы…
  2. Он посоветовал мне, чтобы…
  3. Что бы вы ни говорили,
  4. Я не знаю, что бы…
  5. Надо говорить так, чтобы…

На примере любого текста показать функцию сложных предложений.

Литература [6, 45, 53]

                Урок №28.

                

Тема. Бессоюзные сложные предложения. Сложные синтаксические  конструкции. Употребление  бессоюзных сложных предложений и сложных синтаксических конструкций в речи.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания о БСП и  сложных синтаксических конструкциях, расширить представление об употреблении данных  предложений в речи, совершенствовать умение выполнять синтаксический разбор сложных синтаксических конструкций.

Оборудование. Схемы – опоры на доске, раздаточный материал для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Самостоятельная работа по определению типов придаточных предложений.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа по синонимике БСП.
  4. Частичный синтаксический разбор сложных синтаксических конструкций. Тренинг.
  5. Стилистический эксперимент. Замена БСП на СПП в тексте А.П. Чехова «Вишневый сад».
  6. Сопоставление точек зрения Чехова и Горького на употребление синтаксических конструкций в художественном тексте.
  7. Итоги урока.

Домашнее задание

Сформулировать задания на основе текста, позволяющие проверить знания по морфологии, синтаксису, словообразованию.

Литература[6, 45, 53]        

        

                Урок №29.

                

Тема. Период. Выразительные возможности периода.

Цель урока. Познакомить учащихся со структурой периода, показать на примере художественных текстов его выразительные возможности.

Оборудование. Распечатанные тексты К.Г. Паустовского для мини-изложения, тексты для наблюдения за выразительными возможностями периода.

 Ход урока

1.Мини-изложение[2].

Прочитайте отрывок из книги писателя К.Г. Паус товского и перескажите его письменно.

Поезд пронесся по плавному закруглению. Широкая радуга стояла над лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Далеко среди зарослей блеснула светлая вода. Неужели озе ро? Наташа высунулась из окна и долго смотрела на блеск воды среди листвы, на радугу, и у нее сжалось сердце: если бы можно остаться здесь до самой осени!

Паровоз прощально закричал, и леса начали перебрасывать его короткий крик, унесли в непролазные чащи и неожиданно верну ли звонким, многоголосым эхом.

  1. Сопоставьте свой текст с исходным:
  1. по полноте передачи содержания;
  2. по соответствию структуре авторского текста;
  3. по использованию языковых средств выразительности.
  1. Найдите в исходном тексте сложные предложения. Как они помогают передать идею текста? Сравните их с аналогичными предложениями в своем тексте. Удалось ли вам сохранить синтаксический строй авторской речи?
  2. Какова роль в тексте вопросительного и восклицательного предложения? Сравните, выполняют ли эту роль аналогич ные предложения в вашем тексте.
  3. Сделайте для себя вывод о том, легко ли вы запоминаете сложные мысли, выраженные с помощью сложных предложений. Потренируйтесь в пересказе подобных текстов.

2. Работа по теме урока.

        1)Сообщение учителя о периоде.

        2)Наблюдение за выразительными возможностями периода.

        3)Работа с высказыванием А.Квятковского о силе периода.

        4)Закрепительные упражнения.

        5)Работа по развитию языкового чутья. Сравнить два периода и определить автора.

        Один принадлежит перу А.С. Пушкина, другой перу Л.Н.Толстого.

3. Итоги урока.

Домашнее задание

Попробовать свои силы в составлении периода.

Литература [32,41, 46]

        

                Урок №30.

                

Тема. Способы передачи чужой речи Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Цель урока. Систематизировать и углубить знания учащихся о различных способах передачи чужой речи, показать на примере художественных текстов выразительные возможности различных способов передачи чужой речи.

Оборудование. Прозаические художественные тексты, лингвистический текст о несобственно-прямой речи.

 Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний. Передать чужую речь, используя различные способы.
  3. Работа с лингвистическим текстом о несобственно-прямой речи. Составить вопросы к тексту и ответить на них.
  4. Тренировочные упражнения.
  5. Работа с художественными текстами в парах. Найти в тексте примеры прямой речи, косвенной и несобственно-прямой. Попробовать оценить их экспрессивные возможности. Сопоставить с мнением Розенталя.
  6. Стилистический эксперимент по замене косвенной речи на прямую и наоборот.
  7. Итоги урока.

Домашнее задание

Запишите несколько высказываний о русском языке, включив их в предложения с прямой или косвенной речью. Найдите примеры несобственно-прямой речи в произведениях современной литературы.

Литература

[6, 41, 46]

                Урок №31.

                

Тема. Практикум по синтаксису.

Цель урока. Систематизировать и обобщить знания учащихся по синтаксису, подготовиться к контрольной работе.

Оборудование. Сборники с заданиями по синтаксису. ( Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2005-2006/под общ. Ред. И.П. Цыбулько).

 Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка целей.
  3. Выполнение тренировочных заданий.
  4. Итоги урока.

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по синтаксису, продолжить подготовку к защите проекта.

Литература [12,13,43, 46]

                Урок №32.

                

Тема. Контрольная работа по синтаксису.

Цель урока. Проверить, оценить и скорректировать знания учащихся по теме «Синтаксис»

Оборудование. Тексты контрольной работы по синтаксису. (Приложение 10).

 Ход урока

  1. Постановка целей.
  2. Выполнение контрольной работы.

Домашнее задание

Подготовиться к  защите своего проекта.

Литература [12,13, 26, 40]

                

                Урок №33

                

Тема. Защита проектов по синтаксису.

Образовательные цели. Увеличение объема знаний по синтаксису, систематизация новых знаний, формирование научного мировоззрения.

Развивающие цели. Совершенствование навыков поиска и анализа информации, развитие умения прогнозировать и развитие навыков работы в команде.

Воспитательные цели. Воспитание личности, умеющей чувствовать красоту русского языка и русской классической литературы.  

Оборудование. Проектор, компьютер, листы с критериями оценки.

Ход урока

  1. Защита группами своего проекта. После каждого выступления исследователей проводится черно-белое оппонирование.
  2. Обсуждение оценок.
  3. Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание

Подготовиться к  итоговой контрольной работе.

                Урок №34-35.

                

Тема.  Итоговая контрольная работа.

Цель урока. Проверить, оценить и скорректировать знания учащихся по морфологии, словообразованию, культуре речи и синтаксису.

Оборудование. Тексты контрольной работы. (Приложение 12)

 Ход урока

  1. Постановка целей.
  2. Выполнение контрольной работы.

Литература[12, 26, 40]


[1] Здесь и далее все страницы и упражнения указываются по учебнику Власенкова А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2005.

[2]* Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.- М.: Вербум-М, 2002.- упр.№475


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Компьютерные эксперименты в механике"и методические рекомендации

Методическое пособие  предназначено для учителей физики, желающих использовать на своих занятиях компьютерные  технологии, для проведения экспериментов, исследований, лабораторных рабо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ В РАЗДЕЛЕ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К  СДАЧЕ ОГЭ В РАЗДЕЛЕ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»...

Работа с лексикой и грамматикой в формате ГИА (Из опыта работы. Методические рекомендации)

  Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. Тем более, что в скором времени экза...

Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс

Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...

Методическая рекомендация «КТП элективного курса «Мифологическая картина мира в творчестве Новалиса («Генрих фон Офтердинген») и Э.Т.А. Гофмана(«Золотой горшок»)»»

Методическое рекомендация «КТП элективного курса «Мифологическая картина мира в творчестве Новалиса («Генрих фон Офтердинген») и Э.Т.А. Гофмана(«Золотой горшок»)&ra...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...

Методические рекомендации к урокам английского языка по грамматике для учащихся 8 -12 классов учебно-консультационных пунктов

В методических рекомендациях представлены грамматические правила по темам «Простое настоящее время», «глагол to be» и «глагол to have» в настоящем времени, которые ...