МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ В РАЗДЕЛЕ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (9 класс) на тему
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ В РАЗДЕЛЕ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ В РАЗДЕЛЕ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»
Выполнил: Ларкина Оксана Алексеевна,
Учитель английского языка ,
ГБОУ лицей №408
Пушкинского района
Г.Санкт-Петербург
Оглавление
- Теоретическая часть (краткое описание выбранного вида речевой деятельности, его места в обучении иностранному языку, описание планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС)
- Аналитическая часть (краткое описание способов контроля и типов тестовых заданий в выбранном разделе ОГЭ)
- Практическая часть (предлагаемый слушателем приемы, технологии, стратегии подготовки к данному разделу ОГЭ)
- Выводы
- Список используемой литературы
- Теоретическая часть (краткое описание выбранного вида речевой деятельности, его места в обучении иностранному языку, описание планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС)
В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как приоритетное направление модернизации современного школьного образования. Сегодня мы не можем представить жизнь современного человека без знания английского языка. Знание английского языка дает много возможностей: общение с людьми из разных стран, чтение литеретуры в оригинале, просмотр фильмов без перевода и т.д. /При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла — основа всякой речевой деятельности. Роль лексики для овладения иностранным языком также значительна, как и роль грамматики. Именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность./ Ганиева Р. Р. Роль лексики для овладения иностранным языком // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. Грамматика – раздел языкознания, в котором изучаютсся закономерности изучения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения и высказыания. (В.Г.Гак) Лексика в системе языковых средств яявляется важнешим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Лексика – это совокупность слов (словарный запас). Таким образом, совокупность лексики и грамматики образует языковую компетенцию.
При обучении грамматике целесообразно использовать коммуникативный метод. Основные этапы коммуникативного метода: 1.Предварительное слушание материала, которое необходимо усвоить, в конкретной речевой ситуации. 2. Имитация материала в речи при наличии речевой задачи. 3. Группировка схожих по смыслу или форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз. 4. разнообразные обстоятельства автоматизации
Английский язык - самый популярный из четырех языков, которые сдают в рамках ЕГЭ. В 2020 году выпускников 9 классов ждет обязательный экзамен по иностранному языку в формате ОГЭ. Экзамен проверяет коммуникативные умения учащихся в аудировании, чтении, письменной речи и говорении, а также лексико-грамматические навыки.
Перечень требований к уровню подготовки учеников, достижение которого проверяется на ОГЭ по английскому языку, составлен на основе Требований к уровню подготовки выпускников, с учетом Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Примерных программ по английскому языку. Перечень требований разбит на три блока, которые отражают содержательно-деятельностный подход к оцениванию достижений выпускников: УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ, ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ.
Блок УМЕТЬ содержит четыре раздела, которые отражают требования к уровню подготовки выпускников по четырем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. В этот же раздел включены подразделы «Социокультурные умения» и «Компенсаторные умения».
Следующий блок – ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ – содержит требования к уровню овладения языковыми навыками. Он включает в себя подразделы: «Орфография», «Фонетическая сторона речи», «Грамматическая сторона речи», «Лексическая сторона речи».
Заключительный блок – ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ – делится, в свою очередь, на три подраздела: «Языковой лексический материал», «Языковой грамматический материал», «Социокультурная информация».
В разделе «Грамматика и лексика» основной задачей является проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматические и лексические средства в текстах с коммуникативной направленностью.
Раздел «Лексика и грамматика» включает в себя 15 заданий. Рекомендуемое время на выполнение раздела – 30 минут. Раздел “Лексика и грамматика ” в экзамене ОГЭ (ГИА) по английскому языку – это третья часть письменной работы. Задания 18-26 направлены на распознавание и употребление правильных морфологических и грамматических форм. Задания 27-32 направлены на проверку знания основных способов словообразоания и навыко их применения. Спецификации, кодификаторы (с перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания) и демоверсии заданий ОГЭ (ГИА), ЕГЭ по английскому языку можно посмотреть на сайте ФИПИ (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Федеральный институт педагогических измерений”)
- Аналитическая часть (краткое описание способов контроля и типов тестовых заданий в выбранном разделе ОГЭ)
В разделе «Чтение», согласно документу «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по иностранному языку», экзамену на «раздел Грамматика и лексика» отводится 3 раздел. Раздел «Грамматика и лексика» в письменной части ОГЭ по английскому языку считается сложным и включает в себя девять заданий (9, 10-17). Выполнить все задания рекомендуется за 30 минут. Разберем их подробнее.
Грамматика. Задания 18-26.
Учащимся предлагается прочитать небольшой текст или 2 текста с пропусками. При этом требуется преобразовать слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, так, чтобы грамматически они соответствавали содержанию текста.
Основные советы для выполнения данного задания: 1. Прочитать текст целиком. 2. Определить, какую часть речи нужно преобразовать и вспомнить все правила к данной части речи. 3. Если дан глагол, определить в каком залоге он должен стоять. 4. Обратить внимание на основное время, в котором идёт повествование. 5. Определить тип предложения и вспомнить порядок слов и правила построения предложений. 6. Вспомнить правила образования условных предложений. 7. Иногда от глагола надо образовать герундий или причастие. 8. Если дано существительное, вспомнить правила образования множественного числа и подумать, не является ли оно исключением. 9. Прилагательное и наречие преобразовываем в сравнительную или превосходную степень. 10. Числительное преобразовываем в порядковое числительное.
За кажды правильный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальный балл за все задания – 9.
Словообразование. Задания 27 – 32.
Учащимся предлагается текст с пропусками, в котором нужно определить, какая часть речи пропущена, и образовать эту часть речи из опорного слова, напечатанного заглавными буквами в конце строк.
Основные советы для выполнения данного задания: 1. Прочитать текст целиком. 2. Определить, какую часть речи надо вставить в текст. 3. Вспомнить словообразовательные элементы. 4. Определить, в положительном или отрицательном значении требуется слово.
За кажды правильный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальный балл за все задания – 9.
Как подготовиться к блоку «лексика»? Регулярно выполнять типовые задания. При этом стоит смотреть незнакомые слова в словаре, подписывать/выписывать их перевод. Чем больше вы практикуетесь, тем больший словарный запас приобретаете, и, соответственно, тем больше вероятность выполнить задание без труда.
- Практическая часть (предлагаемый слушателем приемы, технологии, стратегии подготовки к данному разделу ОГЭ)
Блок «Грамматика»
Знать грамматику означает знать: форму; значение;употребление;речевую функцию того или иного грамматического явления. На уроках иностранного языка учителя учат грамматике с начальной школы. Проектная методика, игровые технологии, Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. В процессе обучении грамматике для учеников начальной школы большое знаение имеет игра. В современной практике преподавания ИЯ эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий. Интересна технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) и варианты метода такого обучения при работе над грамматическим материалом. Один из вариантов “Learning Together”, либо “Jigsaw”. Например, при изучении темы “The Present Perfect” классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”, “Указатели” и “Схемы”. Класс делится на три группы, каждая выполняет свою функцию.
Вариант “Learning Together”: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая – нашла указатели, слова–помощники; третья – составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике.
В средней и старшей школе процесс обучения усложняется.
Языковые упражнения - упражнения типа gap filling – упражнения формируют автоматизм. Примеры:
- раскрыть скобки, вставив глагол в нужную форму
- переводные упражнения с английского на русский и с русского на английский
- unscrambling – разбить слова и составить из них фразу
- matching – соотнести существительное с глаголом в нужной форме и т.д.
- multiple choice - технология теста множественного выбора
Предречевые упражнения - упражнения, позволяющие ввести изученное явление в речь. Такие упражнения выполняются с опорами (опорами могут служить схемы, таблицы, ключевые слова и структуры)
- перифраз ( перевести прямую речь в косвенную) (перевести прошедшее время в настоящее и т.д.)
- вопросно-ответные упражнения ( ответить на заданные вопросы, используя какую-то структуру; придумать вопрос к данному ответу)
- создание высказываний, диалогов, микромонологов, пользуясь изученными структурами( например рассказать как провел лето)
- тип дополнения предложения ( дополнить предложения используя согласование времен) (например: объединение или разделение предложения, т.е. даны 2 простых, нужно сделать из них одно сложное)
При подготовке к ОГЭ знакомим учеников с кодификатором и выполняем тестовые задания с полным разбором.
Определяем, как может преобразовываться каждая часть речи.
Если перед нами существительное:Образовать от него форму множественного числа (выучить все исключения, типа foot — feet, а если мн. ч. образуется по общему правилу, то быть внимательным — не меняется ли конечная y на i, не меняется ли f на v, не добавляется ли -es вместо привычного — s)..
Если видим местоимение (например, I), ставите его в правильный падеж — объектный (me), притяжательный (my или mine). Или указательное местоимение (this, that) можно ставите во мн. ч. С числительными все волшебно просто — преобразуем порядковое в количественное и количественное в порядковое. Прилагательное или наречие ставим в какую-то из степеней сравнения. Если перед пропуском стоит than или as … as/ so … as, это сравнительная, а если the, то превосходная.
А вот с глаголами все интереснее. Сначала надо понять — перед нами личная форма (изменяется по временам) или неличная (причастие активное или пассивное). Узнать причастие легко — в предложении уже есть сказуемое, выраженное личной формой глагола. Когда узнали, думаем — активное или пассивное у него значение. Если в предложении пропуск стоит после подлежащего, и сказуемого недостает, перед нами точно личная форма.
Определяем, активный это залог или пассивный (переведя предложение) и дальше думаем, в какое время его поставить. В этом же предложении (ну, или в предыдущих) могут стоять слова-подсказки. Если их нет, смотрим на само предложение и что его окружает.Также нужно уметь распознавать предложения условия (и конструкции с I wish) или согласование времен в косвенной речи, которые могут встретиться.
Пример разбора задания по грамматике (упражнение взято с сайта ФИПИ)
Прочитать текст полностью и определить в каком времени написан текст. (в прошедшем)
Tracey was very unhappy and scared. She was starting a new school.
“I __NOT/WANT__ to go to school today,” (личная форма, активный залог, настоящее простое время)
Tracey told her father.“I understand, Tracey,” he said. “Starting a new school can be very difficult. But you have to.”A month before ___THEY___ family had moved to a new town and everything was still new and strange for Tracey. (притяжательное местоимение)
Dad smoothed Tracey’s hair down and ___GIVЕ_ her a little hug, “(личная форма, активныйй залог, прошедшее простое время)
When your classes __BE__ over, I’ll pick you up, ok?”(придаточное условие 1 типа) When Tracey got to school and looked at the big building, she thought, “I wish I _CAN_ run away,” but she knew it was impossible. (придаточное условие 2 типа)
She took a deep breath and walked up the steps to school. She went straight into her _FIVE__ grade classroom. (порядковое числительное)
“That must be Tracey,” “Hello, Tracey!”, “Welcome, Tracey!” the _CHILD__ in the room welcomed her. (множественное число, исключение)
Everyone seemed friendly and Tracey felt a little __GOOD__. (сравнительная степень прилагательного)
The father picked her up after school. “How was your day?” he asked. To his surprise Tracey answered that she _LIKE__ her new school. (Личная форма, активный залог, косвенная речь – согласование времен,)
“You are a brave girl,” her father said. “I’m proud of you.”
Блок «Лексика»
Важно расширять словарный запас и работать с лексикой в течении уроков. Я пользуюсь технологией дифференцированного подхода, обучением в сотрудничестве, игровыми методами. Несколько минут игры на уроке могут создать доброжелательную атмосферу. На уроках работаем над синонимами и антонимами.
Как подготовиться к блоку «лексика»? Регулярно выполнять типовые задания. При этом стоит смотреть незнакомые слова в словаре, подписывать/выписывать их перевод. Чем больше вы практикуетесь, тем больший словарный запас приобретаете, и, соответственно, тем больше вероятность выполнить задание без труда.
-1. Во-первых, стоит отработать типичные словообразовательные основы
USE - EASY- GREAT- SUCCESS- STRONG- NATURE - CONFIDENT- DIFFER – ATTRACT- COMPETE- FAME- SENSE- FRIEND SERIOUS- SAFE- PROTECT- DANGER- SCIENCE- IMPORTANCE- WONDER- ENJOY- NERVE- BEAUTY - REAL-
-2. Записывая слово, давать ученикам все возможные формы
(in)direct, (in)direct(ly), director,direction
Person, (im)personal(ly), personality
-3. Образовать как можно больше слов, используя отрицательные суффиксы dis-, un-, im-, in-, il-, ir
Pack, comfort, believer, liberal, uneffective, belief, order
- Используя суффиксы: -sion, tion, -ment, - ive образовать существительные от глаголов (explor,euip, revise, arrange, entertainment, prevent)
- Образовать прилагательные от существительных при помощи суффиксов –ful & - less care,beauty,use, power, harm
- 3. отрабатывать конкретное слово
Complete the article with the correct form of the word. DEVELOP
1. A good diet and lots of exercise are essential for a child’s healthy growth and____.
2.I took a history course that dealt with the ____of popular culture.
3. It became clear that he____ like all the other little boys.
4. I’m looking for a job which will enable me to_____ my talent.
5. Sharks have a highly____ sense of smell.
6. ______ countries have little industry or wealth but have the ability to grow economically.
-4. Задания, на выбор правильного слова из предложенных.
Choose the correct words.
Playing a board game is ___(popular/ unpopular) way of spending time but the board game has also a long___ (history/ historical). ____(Historicals/Historians )think that one of the oldest board games was called Senet. It was (discovered/ uncovered) in tombs from Ancient Egypt in the 4th century BC. The board has thirty squares and two sets of___( pieces/peaces) made of different______(products/ production). Although no-one knows exactly how to play Senet, some____(experts/exports) believe it is similar to backgammon. The history of backgammon itself goes back approximately 5,000years. (Archaeologists /Archaeology) working in Iran have found that a similar game was played there around 3,000 BC.
-5. Подсказки, которые помогают сделать вывод о требуемой части речи.
Существительное:
В самом начале предложения перед сказуемым (________ is a sign of bad character. RUDE)
После прилагательного (She has a very pleasant ________. PERSONAL)
После существительного в притяжательном падеже (This is everyone’s ________. RESPONSIBLE)
После артикля (I love autumn because of the _________ of its coour. RICH).
После предлога (People complain about the lack of ____________. CREATIVE)
После местоимения (I love her _________. BEAUTIFUL)
После числительного (There were more than 1000 _________. COMPETE)
Плюс надо понять, в единственном или множественном числе стоит существительное. Это можно понять по артиклю или форме глагола.
Глагол
После существительного в роли подлежащего (Travel _______ the mind. BROAD)
В начале повелительного предложения (Let’s _________ and make a conclusion. SUMMARY)
После вспомогательного глагола (We will _______ all your dreams. REAL)
После частицы to (We are going to _________ it. FULFILLMENT)
Прилагательное
Перед существительным и обычно после артикля (It was a _______ road. DIFFICULTY) или после другого прилагательного (My brother likes wearing big ______ trousers. BAG) или после предлога (Everything is ready for __________ elections. PRESIDENT)
Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть (It was absoutely _______. TASTE) или после другого глагола (The food looks __________. TASTE)
Наречие
После глагола (We arrived ________ on the shore. SAFE)
В начале предложения как вводное слово (____________, we were lost. OBVIOUS)
Выводы
В заключении своей работы, хоу сказать, что грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом. Занимаясь проблемой формирования грамматических навыков, нужно четко понимать данное определение. Грамматический навык - это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить его соответственно нормам данного языка.
Список используемой литературы
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 2004
- Интернет ресурсы: fipi.ru
Мультиурок
Ns-portal
© Центр онлайн обучения педагогов «Экстерн»
www.xtern.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.
В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕГЭ (ПИСЬМО И ГОВОРЕНИЕ)
Цель данной работы – поделиться опытом работы с учащимися 11 классов по подготовке к Единому Государственному Экзамену. Проанализировав результаты, полученные учащимися гимназии № 1512 в 2010-2011 уче...
Методические рекомендации по подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по информатике
Методические рекомендации по подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по информатике...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике
В условиях перехода к единой форме сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ становится актуальным вопрос о целенаправленной, системной, качественной подготовке учащихся к экзамену.Методические рек...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку в разделе "чтение".
В проектной работе даются краткие рекомендации о том, как повысить интерес к чтению. Рассматриваются приемы и методы подготовки к ОГЭ по английскому языку в разделе чтение и дается описание самого раз...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...