Фразеологизмы в нашей жизни
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Данный материал предназначен для закрепления знаний по теме "Фразеологизмы".Цель: 1. Обобщить полученных знаний. 2. Развивать любовь к русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._frazeologizmy_v_nashey_zhizni.docx | 20.51 КБ |
metodicheskaya_razrabotka._frazeologizmy_v_nashey_zhizni.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Цель: 1. Обобщить полученные знания по теме «Фразеология»
2. Развивать умение пользоваться знаниями, полученными при изучении темы.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
( Дети делятся на команды)
Дорогие учащиеся! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру « Фразеологизмы в нашей жизни. Целью и задачей нашего урока – игры является выявление лучшей команды, лучших знатоков фразеологизмов.
Игра начинается
1 конкурс.
Значение фразеологизмов. 3 команды дают друг другу фразеологизмы. Участники должны определит их значение. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
Используются фразеологизмы со значением - ВОДА
Водой не разольёшь – неразлучные друзья
Как в воду опущенный- грустный человек
Толочь воду в ступе - бесполезная работа
Носить воду решетом – бессмысленная работа
Седьмая вода на киселе – дальний родственник
Воды не замутит – тихий человек
Набрал в рот воды - молчаливый
Как в воду глядел - угадал, предсказал
Буря в стакане воды – сильное волнение или раздражительность по пустякам.
Вилами по воде писано – чисто теоретически; то есть неизвестно, что будет дальше.
Воду в решете носить – тратить время напрасно, бездельничать.
Воды в рот набрать – молчать, будто и в самом деле рот полон воды.
Вывести на чистую воду – выявить правду, разоблачить, узнать истинное лицо.
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без последствий. Деньги как вода – утекают очень быстро, а вернуть их не так-то просто.
Держаться на плаву – продолжать развиваться вопреки трудностям, успешно вести дела.
Ждать у моря погоды – ожидать приятных событий, которых вряд ли дождёшься.
Жизнь бьёт ключом – когда жизнь насыщена яркими событиями, не стоит на месте.
Как в воду глядел – предугадал, словно знал заранее. По аналогии гадания по воде.
Как в воду канул – пропал, исчез бесследно.
Как в воду опущенный – о грусти, печали.
Как вода сквозь пальцы – о том, что уходит быстро и незаметно. Обычно в преследовании.
Как две капли воды – очень похожие.
Как пить дать – очень просто; точно, несомненно.
Как с гуся вода – всё нипочём. Аналогично фразеологизму – Выйти сухим из воды.
Как снег на голову – о резко надвигающемся событии. Неожиданно, вдруг, откуда ни возьмись.
Кануть в Лету – исчезнуть навсегда, предаться забвению.
Купаться в золоте – об очень богатых людях.
Лёд тронулся – о начале какого-либо дела.
Жюри подсчитывает количество баллов
2 конкурс.
Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и ничего не осталось. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени.
Ведущий называет сочетание слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями:
Гладить по головке
Кормить завтраками
Вырвать с корнем
Поставить в тупик
Ходить на цыпочках
* * *
Протянуть руку
Прокладывать дорогу
Выйти из строя
Сесть в лужу
Намылить шею
Итоги конкурса
Жюри подсчитывает количество баллов
3 конкурс.
Следующий конкурс будет называться « Угадай профессию». Ведущий называет фразеологические обороты, учащиеся должны определить, среди представителей каких профессий они появились:
Стричь под одну гребенку (парикмахер)
На живую нитку ( портной)
Сложить оружие (военный)
Брать на прицел (артиллерист)
Закидывать удочку (рыбак)
Через час по чайной ложке (врач)
Сыграть первую скрипку (музыкант)
Петь с чужого голоса (певец)
Открывать Америку (путешественник)
Закусить удила ( конюх)
Сгущать краски (художник)
Ход конем (шахматист)
Каждый правильный ответ оценивается одним балом.
Жюри подсчитывает количество балло
4 конкурс.
Часто фразеологизмы становятся темами юмористических рисунков. Сейчас команды будут показывать их друг другу и сразу же делать подпись к этим рисункам. Каждый правильный ответ оценивается одним балом.
На экран выводятся слайды
Жюри подсчитывает количество баллов
5 конкурс.
Ведущий дает задание командам: подбрать синонимы к устойчивым оборотам:
Поминай как звали ( и след простыл)
Куры не клюют ( хоть пруд пруди)
Водить за нос (голову морочить)
Глядеть в оба ( держать ухо востро)
Закрывать глаза на что – то ( смотреть сквозь пальцы)
Тьма кромешная ( ничего не видать)
Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета)
Пальчики оближешь ( язык проглотишь)9 конкурс.
Жюри подсчитывает количество баллов
6 конкурс.
Следующее задание: быстро и правильно назвать антонимы к фразеологизмам:
Жить душа в душу ( как кошка с собакой)
Чуть свет ( на ночь глядя)
Хоть пруд пруди ( кот наплакал)
Рукой подать ( за тридевять земель)
Дать волю языку ( держать язык за зубами)
Жюри подсчитывает количество баллов
7 конкурс.
Ведущий называет фразеологический оборот, а участники команд должны его закончить:
Дрожит ( как осиновый лист)
Катается (как сыр в масле)
Выводить ( на чистую воду)
Держать (в ежовых рукавицах)
Поразить (как гром среди ясного неба)
Вариться ( в собственном соку)
Сидеть ( сложа руки )
Знать ( как свои пять пальцев)
Жюри подсчитывает количество баллов
Слово жюри. Подведение итогов, награждение
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Цель: 1. Обобщить полученные знания по теме «Фразеология»
2. Развивать умение пользоваться знаниями, полученными при изучении темы.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
( Дети делятся на команды)
Дорогие учащиеся! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру « Фразеологизмы в нашей жизни. Целью и задачей нашего урока – игры является выявление лучшей команды, лучших знатоков фразеологизмов.
Игра начинается
1 конкурс.
Значение фразеологизмов. 3 команды дают друг другу фразеологизмы. Участники должны определит их значение. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
Используются фразеологизмы со значением - ВОДА
Водой не разольёшь – неразлучные друзья
Как в воду опущенный- грустный человек
Толочь воду в ступе - бесполезная работа
Носить воду решетом – бессмысленная работа
Седьмая вода на киселе – дальний родственник
Воды не замутит – тихий человек
Набрал в рот воды - молчаливый
Как в воду глядел - угадал, предсказал
Буря в стакане воды – сильное волнение или раздражительность по пустякам.
Вилами по воде писано – чисто теоретически; то есть неизвестно, что будет дальше.
Воду в решете носить – тратить время напрасно, бездельничать.
Воды в рот набрать – молчать, будто и в самом деле рот полон воды.
Вывести на чистую воду – выявить правду, разоблачить, узнать истинное лицо.
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без последствий. Деньги как вода – утекают очень быстро, а вернуть их не так-то просто.
Держаться на плаву – продолжать развиваться вопреки трудностям, успешно вести дела.
Ждать у моря погоды – ожидать приятных событий, которых вряд ли дождёшься.
Жизнь бьёт ключом – когда жизнь насыщена яркими событиями, не стоит на месте.
Как в воду глядел – предугадал, словно знал заранее. По аналогии гадания по воде.
Как в воду канул – пропал, исчез бесследно.
Как в воду опущенный – о грусти, печали.
Как вода сквозь пальцы – о том, что уходит быстро и незаметно. Обычно в преследовании.
Как две капли воды – очень похожие.
Как пить дать – очень просто; точно, несомненно.
Как с гуся вода – всё нипочём. Аналогично фразеологизму – Выйти сухим из воды.
Как снег на голову – о резко надвигающемся событии. Неожиданно, вдруг, откуда ни возьмись.
Кануть в Лету – исчезнуть навсегда, предаться забвению.
Купаться в золоте – об очень богатых людях.
Лёд тронулся – о начале какого-либо дела.
Жюри подсчитывает количество баллов
2 конкурс.
Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и ничего не осталось. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени.
Ведущий называет сочетание слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями:
Гладить по головке
Кормить завтраками
Вырвать с корнем
Поставить в тупик
Ходить на цыпочках
* * *
Протянуть руку
Прокладывать дорогу
Выйти из строя
Сесть в лужу
Намылить шею
Итоги конкурса
Жюри подсчитывает количество баллов
3 конкурс.
Следующий конкурс будет называться « Угадай профессию». Ведущий называет фразеологические обороты, учащиеся должны определить, среди представителей каких профессий они появились:
Стричь под одну гребенку (парикмахер)
На живую нитку ( портной)
Сложить оружие (военный)
Брать на прицел (артиллерист)
Закидывать удочку (рыбак)
Через час по чайной ложке (врач)
Сыграть первую скрипку (музыкант)
Петь с чужого голоса (певец)
Открывать Америку (путешественник)
Закусить удила ( конюх)
Сгущать краски (художник)
Ход конем (шахматист)
Каждый правильный ответ оценивается одним балом.
Жюри подсчитывает количество балло
4 конкурс.
Часто фразеологизмы становятся темами юмористических рисунков. Сейчас команды будут показывать их друг другу и сразу же делать подпись к этим рисункам. Каждый правильный ответ оценивается одним балом.
На экран выводятся слайды
Жюри подсчитывает количество баллов
5 конкурс.
Ведущий дает задание командам: подбрать синонимы к устойчивым оборотам:
Поминай как звали ( и след простыл)
Куры не клюют ( хоть пруд пруди)
Водить за нос (голову морочить)
Глядеть в оба ( держать ухо востро)
Закрывать глаза на что – то ( смотреть сквозь пальцы)
Тьма кромешная ( ничего не видать)
Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета)
Пальчики оближешь ( язык проглотишь)9 конкурс.
Жюри подсчитывает количество баллов
6 конкурс.
Следующее задание: быстро и правильно назвать антонимы к фразеологизмам:
Жить душа в душу ( как кошка с собакой)
Чуть свет ( на ночь глядя)
Хоть пруд пруди ( кот наплакал)
Рукой подать ( за тридевять земель)
Дать волю языку ( держать язык за зубами)
Жюри подсчитывает количество баллов
7 конкурс.
Ведущий называет фразеологический оборот, а участники команд должны его закончить:
Дрожит ( как осиновый лист)
Катается (как сыр в масле)
Выводить ( на чистую воду)
Держать (в ежовых рукавицах)
Поразить (как гром среди ясного неба)
Вариться ( в собственном соку)
Сидеть ( сложа руки )
Знать ( как свои пять пальцев)
Жюри подсчитывает количество баллов
Слово жюри. Подведение итогов, награждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)
На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни.Технологическая карта урока.
Технологическая карта урока русского языка...
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Конспект урока.
План-конспект урока...
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»...
Исследовательская работа по теме "Фразеологизмы в нашей жизни"
В настоящее время существует проблема недостаточности знаний по теме «Фразеологизмы». Многие думают, что знание фразеологизмов им не пригодится, хотя сами часто используют их в р...
Презентация по русскому языку "Фразеологизмы в нашей жизни"
Презентация по русскому языку "Фразеологизмы в нашей жизни" предназначена для обучающихся 6 класса при изучении темы "Фразеологизмы"....