Фразеологизмы в нашей жизни
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Донская Ирина Викторовна

Данный материал предназначен для закрепления знаний по теме "Фразеологизмы".Цель: 1. Обобщить полученных знаний. 2. Развивать любовь к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УРОК-ИГРА

  ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Цель: 1. Обобщить полученные знания по теме «Фразеология» 

            2. Развивать умение пользоваться знаниями, полученными при изучении темы. 

            3. Воспитывать любовь к русскому языку. 

 

    Ход урока. 

( Дети делятся на команды) 

Дорогие учащиеся! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру « Фразеологизмы в нашей жизни. Целью и задачей нашего урока – игры является выявление лучшей команды, лучших знатоков фразеологизмов.  

 Игра начинается

1 конкурс

  Значение фразеологизмов.  3 команды дают друг другу фразеологизмы. Участники должны определит их значение. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Используются фразеологизмы со значением - ВОДА

  Водой не разольёшь – неразлучные друзья

  Как в воду опущенный- грустный человек 

  Толочь воду в ступе - бесполезная работа

  Носить воду решетом – бессмысленная работа

  Седьмая вода на киселе – дальний родственник

  Воды не замутит – тихий человек

  Набрал в рот воды - молчаливый

  Как в воду глядел  - угадал, предсказал

Буря в стакане воды – сильное волнение или раздражительность по пустякам.
Вилами по воде писано – чисто теоретически; то есть неизвестно, что будет дальше.
Воду в решете носить – тратить время напрасно, бездельничать.
Воды в рот набрать – молчать, будто и в самом деле рот полон воды.
Вывести на чистую воду – выявить правду, разоблачить, узнать истинное лицо.
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без последствий. Деньги как вода – утекают очень быстро, а вернуть их не так-то просто.
Держаться на плаву – продолжать развиваться вопреки трудностям, успешно вести дела.
Ждать у моря погоды – ожидать приятных событий, которых вряд ли дождёшься.
Жизнь бьёт ключом – когда жизнь насыщена яркими событиями, не стоит на месте.
Как в воду глядел – предугадал, словно знал заранее. По аналогии гадания по воде.
Как в воду канул – пропал, исчез бесследно.
Как в воду опущенный – о грусти, печали.
Как вода сквозь пальцы – о том, что уходит быстро и незаметно. Обычно в преследовании.
Как две капли воды – очень похожие.
Как пить дать – очень просто; точно, несомненно.
Как с гуся вода – всё нипочём. Аналогично фразеологизму – Выйти сухим из воды.
Как снег на голову – о резко надвигающемся событии. Неожиданно, вдруг, откуда ни возьмись.
Кануть в Лету – исчезнуть навсегда, предаться забвению.
Купаться в золоте – об очень богатых людях.
Лёд тронулся – о начале какого-либо дела.

Жюри подсчитывает количество баллов

 2 конкурс. 

Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и ничего не осталось. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени. 

  Ведущий называет  сочетание слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями: 

Гладить по головке 

  Кормить завтраками 

Вырвать с корнем 

Поставить в тупик 

   Ходить на цыпочках 

*   *  * 

Протянуть руку 

        Прокладывать дорогу 

Выйти из строя 

                      Сесть в лужу 

  Намылить шею 

    Итоги конкурса 

 Жюри подсчитывает количество баллов

3 конкурс.  

 Следующий конкурс будет называться « Угадай профессию». Ведущий называет  фразеологические обороты, учащиеся должны определить, среди представителей каких профессий они появились: 

Стричь под одну гребенку (парикмахер) 

На живую нитку ( портной) 

Сложить оружие (военный) 

Брать на прицел (артиллерист) 

Закидывать удочку (рыбак) 

Через час по чайной ложке (врач) 

Сыграть первую скрипку (музыкант) 

Петь с чужого голоса (певец) 

Открывать Америку (путешественник) 

Закусить удила ( конюх) 

Сгущать краски (художник) 

Ход конем (шахматист)  

Каждый правильный ответ оценивается одним балом. 

Жюри подсчитывает количество балло

 

4 конкурс.  

Часто фразеологизмы становятся темами юмористических рисунков. Сейчас команды будут показывать их друг другу  и сразу же делать подпись к этим рисункам. Каждый правильный ответ оценивается одним балом. 

На экран выводятся слайды

Жюри подсчитывает количество баллов

 

 5 конкурс.

 Ведущий дает задание командам: подбрать синонимы к устойчивым оборотам: 

   Поминай как  звали ( и след простыл) 

   Куры не клюют ( хоть пруд пруди) 

   Водить за нос (голову морочить) 

   Глядеть в оба ( держать ухо востро) 

   Закрывать глаза на что – то ( смотреть сквозь пальцы) 

  Тьма кромешная ( ничего не видать) 

  Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета) 

  Пальчики оближешь ( язык проглотишь)9 конкурс.  

Жюри подсчитывает количество баллов

6 конкурс.

Следующее задание: быстро и правильно назвать антонимы к фразеологизмам

 Жить душа в душу ( как кошка с собакой) 

Чуть свет ( на ночь глядя) 

Хоть пруд пруди ( кот наплакал) 

Рукой подать ( за тридевять земель) 

Дать волю языку ( держать язык за зубами) 

Жюри подсчитывает количество баллов 

7 конкурс. 

Ведущий называет фразеологический оборот, а участники команд  должны его закончить: 

 Дрожит ( как осиновый лист) 

Катается (как сыр в масле) 

Выводить (  на чистую воду) 

Держать (в ежовых рукавицах) 

Поразить (как гром среди ясного неба) 

Вариться  (  в собственном соку) 

Сидеть ( сложа руки ) 

Знать (  как свои пять пальцев) 

Жюри подсчитывает количество баллов

 

Слово жюри.  Подведение  итогов,  награждение 



Предварительный просмотр:

 УРОК-ИГРА

  ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Цель: 1. Обобщить полученные знания по теме «Фразеология» 

            2. Развивать умение пользоваться знаниями, полученными при изучении темы. 

            3. Воспитывать любовь к русскому языку. 

 

    Ход урока. 

( Дети делятся на команды) 

Дорогие учащиеся! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру « Фразеологизмы в нашей жизни. Целью и задачей нашего урока – игры является выявление лучшей команды, лучших знатоков фразеологизмов.  

 Игра начинается

1 конкурс

  Значение фразеологизмов.  3 команды дают друг другу фразеологизмы. Участники должны определит их значение. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Используются фразеологизмы со значением - ВОДА

  Водой не разольёшь – неразлучные друзья

  Как в воду опущенный- грустный человек 

  Толочь воду в ступе - бесполезная работа

  Носить воду решетом – бессмысленная работа

  Седьмая вода на киселе – дальний родственник

  Воды не замутит – тихий человек

  Набрал в рот воды - молчаливый

  Как в воду глядел  - угадал, предсказал

Буря в стакане воды – сильное волнение или раздражительность по пустякам.
Вилами по воде писано – чисто теоретически; то есть неизвестно, что будет дальше.
Воду в решете носить – тратить время напрасно, бездельничать.
Воды в рот набрать – молчать, будто и в самом деле рот полон воды.
Вывести на чистую воду – выявить правду, разоблачить, узнать истинное лицо.
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без последствий. Деньги как вода – утекают очень быстро, а вернуть их не так-то просто.
Держаться на плаву – продолжать развиваться вопреки трудностям, успешно вести дела.
Ждать у моря погоды – ожидать приятных событий, которых вряд ли дождёшься.
Жизнь бьёт ключом – когда жизнь насыщена яркими событиями, не стоит на месте.
Как в воду глядел – предугадал, словно знал заранее. По аналогии гадания по воде.
Как в воду канул – пропал, исчез бесследно.
Как в воду опущенный – о грусти, печали.
Как вода сквозь пальцы – о том, что уходит быстро и незаметно. Обычно в преследовании.
Как две капли воды – очень похожие.
Как пить дать – очень просто; точно, несомненно.
Как с гуся вода – всё нипочём. Аналогично фразеологизму – Выйти сухим из воды.
Как снег на голову – о резко надвигающемся событии. Неожиданно, вдруг, откуда ни возьмись.
Кануть в Лету – исчезнуть навсегда, предаться забвению.
Купаться в золоте – об очень богатых людях.
Лёд тронулся – о начале какого-либо дела.

Жюри подсчитывает количество баллов

 2 конкурс. 

Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и ничего не осталось. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени. 

  Ведущий называет  сочетание слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями: 

Гладить по головке 

  Кормить завтраками 

Вырвать с корнем 

Поставить в тупик 

   Ходить на цыпочках 

*   *  * 

Протянуть руку 

        Прокладывать дорогу 

Выйти из строя 

                      Сесть в лужу 

  Намылить шею 

    Итоги конкурса 

 Жюри подсчитывает количество баллов

3 конкурс.  

 Следующий конкурс будет называться « Угадай профессию». Ведущий называет  фразеологические обороты, учащиеся должны определить, среди представителей каких профессий они появились: 

Стричь под одну гребенку (парикмахер) 

На живую нитку ( портной) 

Сложить оружие (военный) 

Брать на прицел (артиллерист) 

Закидывать удочку (рыбак) 

Через час по чайной ложке (врач) 

Сыграть первую скрипку (музыкант) 

Петь с чужого голоса (певец) 

Открывать Америку (путешественник) 

Закусить удила ( конюх) 

Сгущать краски (художник) 

Ход конем (шахматист)  

Каждый правильный ответ оценивается одним балом. 

Жюри подсчитывает количество балло

 

4 конкурс.  

Часто фразеологизмы становятся темами юмористических рисунков. Сейчас команды будут показывать их друг другу  и сразу же делать подпись к этим рисункам. Каждый правильный ответ оценивается одним балом. 

На экран выводятся слайды

Жюри подсчитывает количество баллов

 

 5 конкурс.

 Ведущий дает задание командам: подбрать синонимы к устойчивым оборотам: 

   Поминай как  звали ( и след простыл) 

   Куры не клюют ( хоть пруд пруди) 

   Водить за нос (голову морочить) 

   Глядеть в оба ( держать ухо востро) 

   Закрывать глаза на что – то ( смотреть сквозь пальцы) 

  Тьма кромешная ( ничего не видать) 

  Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета) 

  Пальчики оближешь ( язык проглотишь)9 конкурс.  

Жюри подсчитывает количество баллов

6 конкурс.

Следующее задание: быстро и правильно назвать антонимы к фразеологизмам

 Жить душа в душу ( как кошка с собакой) 

Чуть свет ( на ночь глядя) 

Хоть пруд пруди ( кот наплакал) 

Рукой подать ( за тридевять земель) 

Дать волю языку ( держать язык за зубами) 

Жюри подсчитывает количество баллов 

7 конкурс. 

Ведущий называет фразеологический оборот, а участники команд  должны его закончить: 

 Дрожит ( как осиновый лист) 

Катается (как сыр в масле) 

Выводить (  на чистую воду) 

Держать (в ежовых рукавицах) 

Поразить (как гром среди ясного неба) 

Вариться  (  в собственном соку) 

Сидеть ( сложа руки ) 

Знать (  как свои пять пальцев) 

Жюри подсчитывает количество баллов

 

Слово жюри.  Подведение  итогов,  награждение 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»...

Исследовательская работа по теме "Фразеологизмы в нашей жизни"

В настоящее время существует проблема недостаточности знаний по теме «Фразеологизмы». Многие думают, что знание фразеологизмов им не пригодится, хотя сами часто используют их в р...

Презентация по русскому языку "Фразеологизмы в нашей жизни"

Презентация по русскому языку "Фразеологизмы в нашей жизни" предназначена для обучающихся 6 класса при изучении темы "Фразеологизмы"....