Фразеологизмы в нашей речи Урок занимательной грамматики
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_v_nashey_rechi.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологизмы в нашей речи
Цели:
- Научить учеников правильно употреблять фразеологизмы в речи, определять их значение.
- Развивать словарный запас.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход занятия
- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок – урок занимательной грамматики.
Грамматика изучает строй языка. Русский язык очень красив, богат, многообразен. Русская речь отличается особенной мелодичностью, образностью.
- Скажите, что же украшает наш язык? (Многозначные слова, синонимы, антонимы, красочные эпитеты, фразеологические обороты.)
Да, фразеологические обороты делают нашу речь очень образной, эмоциональной, красивой, они помогают точнее определить, назвать предмет или действие, точнее выразить мысль.
Но употреблять фразеологизмы нужно уметь, а для этого необходимо знать их значение.
Чтобы выяснить, хорошо ли вы знаете фразеологические обороты и умеете ли употреблять их в речи, проведём небольшую игру.
Вы разделились на три команды. Давайте назовём их: «горе луковое», «тёртый калач», «голова садовая».
Игра 1
«Рисунки-подсказки»
(Готовятся карточки с изображением различных предметов: коса, нож, вилы, рука, нога, глаза, уши, нос, белка, гусь и др.)
- Сейчас я буду показывать вам рисунки. Они напомнят вам фразеологизмы, в которых названия этих предметов употребляются. (быть на ножах с кем-либо, пристать с ножом к горлу и т.п.)
Итак, я показываю рисунок - вы называете соответствующий фразеологизм. Выигрывает та команда, которая назовёт больше фразеологизмов.
Игра 2
Лото «Простейшие фразеологизмы»
(Заранее готовятся 12 таблиц, размером 8х14 см, разделённых на 4 части, и 48 карточек размером в клетку таблицы (4х7 см). В клетки таблиц записываются краткие толкования смысла фразеологизмов, а в карточки – соответствующие им фразеологические обороты).
- Каждая команда получает по 4 таблицы. Я перемешиваю карточки, вынимаю одну из них, громко называю фразеологизм. Тот, кому подходит названное выражение, поднимает руку, читает вслух своё толкование, берёт карточку и накрывает ею соответствующую клетку.
Выигрывает та команда, в которой было меньше всего ошибок и раньше закрыли все клетки таблиц.
Толкования для таблиц
- Подражать кому-либо, поступать подобно кому-либо.
- Проявлять интерес к чему-либо, заботу о чём-либо.
- Прежде всего, раньше всех.
- Вопросы, которые должны обсуждаться на собрании, заседании.
- Делать что-либо целиком, полностью.
- Тревожить, беспокоить кого-либо.
- Предлагать что-либо.
- По-настоящему, как надо, как полагается.
- Действительно, точно, правда.
- Адрес отправителя (того, кто посылает письмо).
- Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.
- Иметь значение в чём-либо.
- Очень близко, рядом.
- Постепенно, неуклонно.
- Разлиться (о реке).
- Прийти в раздражённое состояние.
- Стараться понять что-либо трудное, решать трудную задачу.
- Несложное дело, не требующее много времени.
- Иногда, не часто.
- Вдоволь, без ограничения.
- Нисколько, ничуть (не продвинуться, не отступить).
- С каждым годом.
- Самым серьёзным образом.
- Осмеять, сделать предметом насмешки.
- Нет сил, нет желания что-либо делать.
- Небрежно, кое-как (делать что-либо).
- Очень быстро, стремительно, изо всех сил (мчаться).
- Согласно, единодушно.
- Наспех, быстро, торопливо.
- Внезапно, неожиданно.
- Некстати, невпопад, без причины.
- Разом, дружно, будто сговорясь.
- Забыть о чём-нибудь.
- Очень сильный аппетит.
- Очень крепко (уснуть, спать).
- Окончательно, решительно, бесповоротно.
- Очень тесно, очень много людей, каких-либо предметов.
- Близко, вплотную один к другому очутиться.
- Очень скоро, на днях.
- Внезапно, неизвестно откуда (появиться).
- Слишком много.
- Ради возможной надобности.
- Бесконечное повторение одного и того же.
- Хорошенько запомнить.
- Умалчивать, не говорить о чём-нибудь.
- Всё нипочём, ничто не страшно (с насмешкой).
- Время тяжёлой, напряжённой работы.
- Вопрос, который требует для своего решения большой осмотрительности, такта.
Фразеологизмы для карточек
- Брать пример с кого-нибудь.
- Уделять внимание.
- В первую очередь.
- Повестка дня.
- Доводить (дело) до конца.
- Не давать покоя.
- Вносить предложение.
- Как следует.
- В самом деле.
- Обратный адрес.
- Оставить в покое.
- Играть роль в чём-либо.
- В нескольких шагах.
- Шаг за шагом.
- Выйти из берегов.
- Выйти из терпения.
- Ломать голову.
- Минутное дело.
- Время от времени.
- Сколько душе угодно.
- Ни на шаг.
- Год от года.
- Не на шутку.
- Поднять на смех.
- Руки опустились.
- Спустя рукава.
- Во весь дух.
- В один голос.
- На скорую руку.
- Как снег на голову.
- Ни к селу, ни к городу.
- Как по команде.
- Упустить из виду.
- Волчий аппетит.
- Мёртвым сном.
- Раз и навсегда.
- Битком набито.
- Нос к носу.
- Не сегодня – завтра.
- Откуда ни возьмись.
- Хоть отбавляй.
- На всякий случай.
- Сказка про белого бычка.
- Зарубить на носу.
- Держать язык за зубами.
- Море по колено.
- Страдная пора.
- Щекотливый вопрос.
Игра 3
- Каждой команде я задаю одну и ту же задачу. В клетки нужно вписать слова, наиболее точно выражающие смысл приведённых фразеологизмов. В вертикальной выделенной строке получится название такого рода выражений.
Выигрывает тот, кто заполнит первым.
1 | Ф | ||||||||||||
2 | Р | ||||||||||||
3 | А | ||||||||||||
4 | З | ||||||||||||
5 | Е | ||||||||||||
6 | О | ||||||||||||
7 | Л | ||||||||||||
8 | О | ||||||||||||
9 | Г | ||||||||||||
10 | И | ||||||||||||
11 | Ч | ||||||||||||
12 | Е | ||||||||||||
13 | С | ||||||||||||
14 | К | ||||||||||||
15 | О | ||||||||||||
16 | Е |
17 | В | ||||||||||||
18 | Ы | ||||||||||||
19 | Р | ||||||||||||
20 | А | ||||||||||||
21 | Ж | ||||||||||||
22 | Е | ||||||||||||
23 | Н | ||||||||||||
24 | И | ||||||||||||
25 | Е |
Фразеологизмы | Решение | |
1 | Разодеться в пух и прах | Расфрантиться |
2 | Во что бы то ни стало | Непременно |
3 | Задавать вопрос | Спрашивать |
4 | Рукой подать | Близко |
5 | Перемывать косточки | Сплетничать |
6 | Бок о бок | Рядом |
7 | Дать согласие | Согласиться |
8 | Лицом к лицу | Вплотную |
9 | Время от времени | Иногда |
10 | Брать начало | Начинаться |
11 | Хранить молчание | Молчать |
12 | На всех парах | Стремительно |
13 | И там и сям | Повсюду |
14 | Лить слёзы | Плакать |
15 | Часовых дел мастер | Часовщик |
16 | Бросить упрёк | Упрекнуть |
17 | Сколько душе угодно | Вдоволь |
18 | Вылетело из головы | Забыл |
19 | Не покладая рук | Усердно |
20 | Идти на лад | Налаживаться |
21 | Как по команде | Дружно |
22 | Подать весть | Известить |
23 | В один голос | Единодушно |
24 | Остаться в живых | Выжить |
25 | Вести переписку | Переписываться |
Игра 4
«Загадки-складки»
- Каждой команде я читаю четверостишие. Вы хором добавляете слова, которые я произношу. Это должен быть фразеологизм.
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
- Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
- Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)
На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...
"Фразеологизмы". Курс "Занимательная грамматика"
закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов;научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи....
Урок-игра "Час занимательной грамматики"
Упражнения-конкурсы....
Проект "Фразеологизмы в нашей речи"
Мы каждый день сталкивается с фразеологизмами. Многие из нас даже не замечают этого, потому что не знают из значений....
Методическая разработка по русскому языку и культуре речи на тему: "Занимательная грамматика. Квест-урок"
Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности...
"Занимательные фразеологизмы". Игровые задания на уроках русского языка.
Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению....
Проектная работа по внеурочной деятельности «Жизнь слова» на тему «Фразеологизмы и их роль в нашей речи»
Проект творческий ,краткосрочный ,продолжительностью 1 месяц.Тема проекта: Фразеологизмы и их роль в нашей речиАктуальность: проект, посильный школьникам 5 класса, реальн...