Преподавание русского языка как иностранного в общеобразовательной школе
статья по русскому языку (5 класс) на тему

 

В настоящее время можно наблюдать приток людей в Россию из ближнего и дальнего зарубежья. Они приезжают на работу, учебу или просто путешествовать.

В московских школах учится большое количество детей-мигрантов.  Для них проводятся уроки русского языка как иностранного.  Конечно, возникает вопрос, с чего начать обучение, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком?  Прежде всего необходимо сформировать у учащихся положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, определить уровень владения языком.

В данной статье приводится пример методической разработки урока русского языка как иностранного в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка

как иностранного

в общеобразовательной школе

В настоящее время можно наблюдать приток людей в Россию из ближнего и дальнего зарубежья. Они приезжают на работу, учебу или просто путешествовать.

В московских школах учится большое количество детей-мигрантов.  Для них проводятся уроки русского языка как иностранного.  

Конечно, возникает вопрос, с чего начать обучение, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком?  Прежде всего необходимо сформировать у учащихся положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, определить уровень владения языком.

На первом этапе обучения надо добиться, чтобы все ученики полностью знали алфавит, правильно произносили трудные для них звуки, научились читать. Во время чтения дети чаще всего не понимают смысл многих слов,  поэтому лексическое значение каждого нового слова необходимо выяснить, поставить ударение, произнести по слогам.

При изучении грамматики специально подобранные упражнения должны в своей основе содержать зрительное восприятие буквенного изображения слова, соотнесение записи слов с рисунками, построение предложения с постепенным его расширением. Введение игрового элемента в урок поможет разрушить представление учащихся о сложности заданий и будет способствовать эффективному усвоению материала.

Итак, учитель русского языка как иностранного не просто знакомит школьников с русской языковой системой, но вместе с тем он учит их умению общаться на русском языке.

План урока русского языка как иностранного в 5 классе.

Тема: «Имя существительное» (второй урок).

Цель:

  1. учить детей выделять имена существительные среди других частей речи;
  2.  дать представление о значении в речи этой категории слов;
  3. отрабатывать навык постановки существительных в начальную форму;
  4. совершенствовать речь детей.

Оборудование: подготовленная заранее запись на доске, таблица с текстом.

Ход урока

  1. Работа с текстом, записанным на доске.

- Прочитайте текст.

Солнце ушло за лес. Наступил вечер. Зимний сон сковал деревья. Снег занёс звериное жильё.

- В каком предложении выделите имя существительное?

- Докажите это.

- Какие правила спрятаны в словах: солнце, деревья, вечер, снег, жильё (по мере ответов учитель стирает с доски существительные, разобранные учащимися).

- Какие ещё существительные остались в тексте?

- Давайте прочитаем текст без всех существительных. Всё ли нам понятно?

Вывод: без существительных мы не можем понять, о чём говорится. Они важны в речи.

- Теперь восстановим текст. Прочитаем его хором. Ещё раз просмотрим глазами, как пишутся слова. Запишем по памяти (закрывает текст).

Чтение записанного текста одним-двумя учащимися.

Ответ на вопрос, какие существительные они записали.

- Какую роль имена существительные играют в нашей речи? (Слабые учащиеся списывают текст с карточки, вставляя пропущенные имена существительные.)

  1. Игровой момент.

Учитель называет имена существительные, ученики дают обобщающее понятие:

Медведь, воробей, гусеница - ?

Дождь, град, молния - ?

Храбрость, честность, доброта - ?

- Хорошие это черты человека или плохие?

- Назовите противоположные черты.

(Учитель в процессе ответов детей на вопросы награждает учащихся игровыми жетонами; ряд, получивший большее количество жетонов, объявляется победителем; или в журнал проставляются соответствующие отметки).

  1. Работа по учебнику Е.В. Какориной и др. «Русский язык: от ступени к ступени» (1). Разбираются и выполняются задания № 10, 11, на с. 36 – 37, № 18 на с. 40.
  2. Работа над словосочетанием.

Задание выполняется на доске и в тетрадях.

Вписать подходящие по смыслу имена существительные, указать их род.

Дружная  _____________ ,                футбольный ___________ ,

субботний ____________ ,                известная ____________ ,

летучая ______________ ,                 тёплое ______________ ,

красное _____________ ,                 верный _____________ .

  1. Творческая работа.

Из слов каждой строчки составить предложение.

Ваня, лесом, любовался.

Соком, налилась, алым, земляника.

Опушке, увидел, на, он, рябину.

- Назовите имена существительные.

- На какие вопросы отвечают существительные Ваня, земляника?

- Выполните по образцу: лесом - лес, соком – (  ______). Поставьте вопросы к словам лес, сок. (Школьники учатся ставить слова в начальную форму.) Приведите примеры имён существительных с вопросом кто? или что?

  1. Задание на дом.
  2. Вывод по уроку.

Список использованной литературы

  1. Добровольская В. В. От плана к уроку // Русский язык за рубежом. – 1981. - №1.
  2. Иевлева З. Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка как иностранного. М., 1979
  3. Какорина Е.В. и др. Русский язык от ступени к ступени. Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в трёх частях). Часть 1. – М., Этносфера, 2007
  4. Малышев Г. Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. СПб.: Златоуст, 1994
  5. Скалкин В. Л. Основы обучения устной речи. М., 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка как иностранного

Цель методики: корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка....

«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.

Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

О преподавании русского языка как иностранного для иностранных граждан

Русский язык довольно востребован в современном мире. Он стремительно получает широкое распространение. Практически в каждой стране можно услышать русскую речь, более 250 миллионов людей говорят по-ру...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...

Организация и методическое сопровождение преподавания английского языка в 9 классе общеобразовательной школе

Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) 9 КЛАСС (очная форма обучения)...