"Дополнение"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Пинясова Елена Николаевна

Четырехтактный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Класс: 5.

Структура урока: четырехтактная.

Дата: 17.10.08 г.

Тема: Дополнение.

Цели:

- углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения,

- сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения

- формировать навык нахождения дополнения в предложении,

- развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость,

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

План урока:

  1. Организационный момент – настрой учащихся на работу, установка.

  2. Фронтальная работа – наблюдение над предложением, теоретический материал.

  3. Работа в парах (постоянные пары) – тренаж, повторение, закрепление того, что зафиксировано во время фронтальной работы.

  4. Работа в парах сменного состава – глубокая проработка отдельных моментов фронтальной подачи материала.

  5. Индивидуальная работа (проверка усвоения материала).

  6. Рефлексия – подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационная часть урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка. Объявление задач урока.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

  1. Основная часть урока.

  1. Фронтальная работа.

а) Эмоциональный настрой на работу на уроке. Повторение изученного ранее материала.

Подготовленные ученики читают стихотворения:

Если падежи не знаешь,        Расскажи всем поскорей,      Мы уверенно шагаем,

Значит, ум не развиваешь!     Сколько знаешь падежей?      Падежи на «пять» мы знаем!

- Какие падежи называются косвенными?

б) Подготовка к восприятию нового материала (наблюдение над предложением).

На доске написано предложение:

Оля читает книгу о животных.

Устный разбор предложения. Один ученик работает у доски.

- Назовите главные члены предложения.

- Назовите второстепенные члены предложения.

- От какого слова они зависят?

в) Введение нового материала.

  1. - Внимание! Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются дополнениями. Они относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения в предложения. Подчеркиваются пунктирной линией.

  2. С. 72 – теоретический материал учебника.

Учащиеся читают материал про себя.

  1. Закрепление изученного материала.

а) Работа в парах (постоянные пары).

  1. Задание: заполните вместе таблицу. (Приложение 1)

  2. Проверьте свою работу: сопоставление с таблицей-ответником (Приложение 2).

  3. Оцените свою работу и работу напарника, выставьте оценки в оценочный лист. (Приложение 6)

     б) Работа в парах сменного состава. (Методика взаимопроверки).

Каждый учащийся получает карточку с заданием и четырьмя предложениями, одно их них с выполненным заданием. (Приложение 3)

Ожидаемый результат: каждый учащийся умеет выполнять разбор простого предложения, определять, чем выражено дополнение.

     в) Работа в парах сменного состава. (Методика взаимотренажа).

У каждого учащегося на парте алгоритм работы (Приложение 4) и карточка с заданием (Приложение 5).

Ожидаемый результат: каждый учащийся умеет определять и называть главные члены предложения, находить дополнение в предложении.

  1. Проверка усвоения материала.

Индивидуальная работа – упражнение 177 (учебник, с. 73)

Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют письменную работу в тетрадях. Те, кто быстро справился, выполняют задание под знаком O.

III. Заключительная часть урока.

1. Учащиеся сдают тетради на проверку.

2. Объяснение учителем домашнего задания: с. 74 упр. 178. запись номера упражнения в дневники.

4.   Рефлексия.

- Обычно на уроке ребятам выставляют оценки. Какая оценка самая лучшая? А самая плохая? Наверное, было интересно, если б вас оценивали по 10-бальной шкале. Я предлагаю вам самим оценить себя, используя эту шкалу, ответьте на мои вопросы:

  1. Уровень моей активной работы на уроке я бы оценил(а) в … баллов.
  2. Уровень усвоения новых знаний я бы оценил(а) в … баллов.
  3. Степень удовлетворения своей работой на уроке я бы оценил(а) в … баллов.

Подсчитайте общее количество баллов.

- Если вы набрали 25-30 баллов, то заслуживаете похвалы, отлично справились с заданием. - Если 20-24 баллов тоже молодцы, но по ходу работы, возможно, были затруднения.

- Если 15-19 баллов, вам необходимо быть более внимательными и вдумчивыми на уроке. Возможно, требовалось больше времени для выполнения задания.

- Если менее 15 баллов, помимо самостоятельной работы вам требуется помощь учителя.

Приложение 1.

Второстепенные члены предложения

Порядок действий

Дополнение

1. Установите, от какого слова зависит.                                Напишите справа название части речи.

  1.  Выясните, что обозначает дополнение.

Пользуйтесь материалом учебника.

3. Найдите, на какой вопрос отвечает.

Запишите все вопросы справа.

4. Определите, какой частью речи выражается дополнение.

Приложение 2.

Второстепенные члены предложения

Порядок действий

Дополнение

1. Установите, от какого слова зависит.                                Напишите справа название части речи.

От глагола

  1.  Выясните, что обозначает дополнение.

Пользуйтесь материалом учебника.

Предмет, с которым связано действие или признак

3. Найдите, на какой вопрос отвечает.

Запишите все вопросы справа.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому7 чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

4. Определите, какой частью речи выражается дополнение.

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

Приложение 3.

Взаимопроверка заданий

Карточка № 1.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) В лесу ребята видели ежа.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

  1.   Найди напарника.
  2. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
  3.   Обратите внимание на предложение № 1 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
  4.   Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

Взаимопроверка заданий

Карточка № 2.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) В лесу ребята видели ежа.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

4.  Найди напарника.

  1.   Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
  1.   Обратите внимание на предложение № 2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
  2.   Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

Взаимопроверка заданий

Карточка № 3.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) В лесу ребята видели ежа.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

4.  Найди напарника.

  1.   Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

6.  Обратите внимание на предложение № 3 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.

7.  Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

Взаимопроверка заданий

Карточка № 4.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) В лесу ребята видели ежа.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

4. Найди напарника.

  1.  Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
  2.  Обратите внимание на предложение № 4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
  3.  Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

Приложение 4

Как работать в парах сменного состава по методике взаимотренажа.

  1. Первый твой напарник для работы – сосед по парте.
  2. Продиктуй первое задание своей карточки своему напарнику, не говоря ответа. Проверь ответ своего напарника по своей карточке.
  3. Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова. Если напарник ошибся несколько раз, скажи ему правильный ответ.
  4. Поменяйтесь с напарником ролями. Ответьте поочередно на задания из карточки напарника.
  5. Найди себе другого напарника, взяв с собой карточку, и поработайте с ним по пунктам 1-5.

Приложение 5

Взаимотренаж

Карточка № 1

Задание: назвать грамматическую основу и дополнение.

1) Ветер оторвал лодку от причала и унес в море.

Ответ: грамматическая основа: ветер оторвал и унес. Дополнения: лодку, от причала.

2) Солнце осветило своими лучами лесную поляну.

Ответ: грамматическая основа: солнце осветило. Дополнения: лучами, поляну.

Взаимотренаж

Карточка № 2

Задание: назвать грамматическую основу и дополнение.

1) Они вошли в зал с цветами.

Ответ: грамматическая основа: они вошли. Дополнения: в зал, с цветами.

2) Герда поразилась этой красоте.

Ответ: грамматическая основа: Герда поразилась. Дополнение: красоте.

Взаимотренаж

Карточка № 3

Задание: назвать грамматическую основу и дополнение

1) Девочка отогнула красивый лепесток и увидела чей-то затылок.

Ответ: грамматическая основа: девочка отогнула и увидела. Дополнения: лепесток, затылок.

2) Последние птицы спрятались под крышами.

Ответ: грамматическая основа: птицы спрятались. Дополнение: под крышами.

Взаимотренаж

Карточка № 4

Задание: назвать грамматическую основу и дополнение Она видела красивые стены и мебель.

1) От дома, от деревьев, от голубятни побежали далеко длинные тени.

Ответ: грамматическая основа: побежали тени. Дополнения: от дома, от деревьев, от голубятни.

2) Из домика вышла старушка в большой соломенной шляпе.

Ответ: грамматическая основа: вышла старушка. Дополнения: из домика, в шляпе.

Приложение 6.

Оценочный лист учащегося 5 класса               _____________________

                 фамилия, имя

Вид работы

Работа в паре (таблица)

Работа в паре сменного состава (взаимопроверка)

Работа в паре сменного состава (взаимотренаж)

Индивидуальная работа

Я оцениваю свою работу

Мою работу оценивает напарник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию п...

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"...

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...

Конспект урока Дополнение.Виды дополнений.

Конспект урока в 8 классе по теме : "Дополнение. Виды дополнений. Тип урока - "открытие новых знаний"....

Конспект урока по русскому языку "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений....


 

Комментарии

Монгуш Екатерина Михайловна

Елена Николаевна, спасибо за идеи. Вы молодчина. Очень интересно и продуктивно построен урок.

Пинясова Елена Николаевна

Екатерина Михайловна, спасибо за отзыв.