Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.
план-конспект урока (8 класс) по теме

Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию памятника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie_kak_vchp_pamyatnik_voinu-osvoboditelyu.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ВЛАДИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема урока: «Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений»

Тема высказывания: «Памятник воину-освободителю в Трептов-парке»

(урок русского языка в 8 классе)

Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы

Слепченко Е.Н.

с. Владимировка, 2013

Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.

Задачи:

  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
  • воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
  • развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Методы: частично-поисковые.

Оборудование: опорные конспекты «Словосочетание», «Второстепенные члены предложения», тексты стихотворения Георгия Рублёва «Воин-освободитель», иллюстрации  памятника, презентация.

                                            Ход урока.

  1. Мобилизующее начало/синтаксическая минутка. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. (повеств., невоскл., СПП, 1) двусост., распр., осл. ПО; 2) двусост., распр., неосл.
  2. Слово учителя. Наш урок, как вы обратили внимание, имеет две темы. Какие? О чем мы сегодня будем говорить? Какой материал к теме высказывания вы имеете?  
  3. Работа со слайдами презентации. О памятнике, истории его создания.
  4. Работа с текстом.
  1. Выразительное чтение стихотворение Георгия Рублева «Воин-освободитель».  Как бы вы озаглавили данное стихотворение? На сколько частей и какие можно его разделить? Почему?  Какие типы речи представлены в стихотворении?  Какова основная мысль автора? (показать величие подвига русского солдата,  выразить гордость, убедить в необходимости  помнить о том, что сделали для нас наши отцы и деды).
  2. Работа в группах.

1 группа – Султанова, Ясаков, Турсунова: выписать из текста стихотворения Георгия Рублева определения с главным словом, распределить на группы: согласованные и несогласованные. ( Ключ:

Согласованные

Несогласованные

Девочку немецкую

Наш солдат

На пыльной мостовой

В голубых глазах

Свистящего металла

Свою дочурку

Девчонки этой

Дочь родную

в коротком платье

в платье белом

скольким детям

армии советской

победившие люди

в праздничную дату

советскому солдату

с спасенной девочкой

нашей славы

светящийся маяк

моей державы

на всей земле

У стен рейхстага

Куски металла

Отец девчонки

Дочь его

Девочку в платье

Рядовые армии

Памятник солдату

Памятник с девочкой

Символ славы

Солдат державы

 2 группа. Выборочная работа. Назвать грамматические основы из стихотворения. Определить вид сказуемого.

Это было. (ПГС)

Нарастал бой. ПГС

Солдат заметил. ПГС

Она стояла. ПГС

Испуг застыл. ПГС

Куски сеяли. ПГС

Он вспомнил. ПГС

Отец расстрелял.

Опрос. - Какую общую тему мы изучаем?  Назовите второстепенные члены предложения.  Что называется определением? Как отличить согласованное определение от несогласованного? Назвать особый вид определения. Как пишутся приложения с определяемым словом?  - Из Д/У назовите определяемое слово с приложением.

       Знакомство с новой темой. Синтаксическая работа.  Запись в тетради.

А куски свистящего металла смерть и муку сеяли вокруг.

- Подчеркните существительные как члены предложения.

-Какие члены предложения вы подчеркнули?

-Какая тема нашего урока?  Сформулируйте цель.

Алгоритм «Как найти дополнение»

1. Установить от какого слова зависит

2. Выяснить что обозначает.

3. На какой вопрос отвечает

4.Какой частью речи выражен.

Практикум. Выписать из стихотворения Георгия Рублёва дополнения (прямые и косвенные) вместе с главным словом.

4. Беседа на повторение.

-Что знаете о дополнении?

Прочитайте правило. Какую новую информацию оно содержит для вас?   Словами каких частей речи чаще всего бывают выражены дополнения?

    5. Тренировочные упражнения по слайдам презентации.  

Найти дополнение, указать падеж и вид.

Воин-освободитель — монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла

А в реке – меж берегами –

Кровь-вода текла.

Эта память - верьте, люди –

Всей Земле нужна.

Если мы войну забудем

Вновь придёт война.

Р.Рождественский

9.Итог урока.

-Что такое дополнение?

-Какие виды дополнений вы знаете?

Выполнение практической работы.

 10. Д/З №338

Приложение 1.

Это было в мае, на рассвете

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла.

В голубых глазах застыл испуг.

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом

Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял.

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасённой на руках.

Он стоит как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле!

Георгий Рублёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе. Второстепенные члены предложения. Виды обстоятельств.

Тема урока посвящена повторению изученного материала в 5-7 классах и изучению нового материала по теме "Виды обстоятельств"....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Дополнение как второстепенный член предложения

Тема урока: Дополнение как второстепенный член предложенияТипа урока: Урок изучения нового материалаВид урока: Комбинированный...

Урок русского языка в 8 классе. Дополнение как второстепенный член предложения

Урок русского языка в 8 классе на тему"Дополнение. Способы выражения."...

Второстепенные члены предложений. Виды обстоятельств

Проверочная  работа для учащихся 8 кл....