Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny_prdlozheniya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ПРИ НИХ
Цели и задачи урока:
Повторить теоретические сведения о членах предложения, закрепить полученные знания; отработать навыки определения однородных членов в предложении и расстановки знаков препинания при них; отличать однородные определения от неоднородных, формировать навыки составления предложения.
Совершенствовать навыки лексического анализа, отрабатывать на письме орфографические и пунктуационные правила.
Формировать умение наблюдать за родной природой.
Воспитывать в учениках доброжелательность, тактическое отношение к окружающим, учить помогать друг другу.
Развивать творческие способности учащихся.
ЭТАПЫ УРОКА
- Оргмомент, объявление темы урока и его целей. Запись числа и темы урока.
Ребята, откройте тетради и запишите чисо и тему нашего урока. Перед тем как мы приступим к её изучению, мы должны будем вспомнить предыдущий материал. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения и отметим устно грамматическую основу и ответим, какой частью речи выражены второстепенные члены предложения. Назовите второстепенные члены?
Пруд, заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
А сейчас, я так думаю, хорошее настроение нам создадут строчки не знаменитых людей и поэтов, а четверостишие Ани Гуро – вашей сверстницы, которое, я думаю, вам так же понравится, как и мне. Сейчас я вам его прочитаю. Давайте запишем это четверостишие.
Над землёю Ангел пролетал
И перо случайно обронил,
И от снега мир светлее стал-
Вот что этот Ангел натворил.
Лексическая минутка. ( беседа даёт возможность пятиклассникам отдохнуть от письма)
- Как вам кажется, удачно ли сравнение выпавшего снега с обронённым пером Ангела?
- Каким вы представляете Ангела? Кто такой Ангел? Каких вы Ангелов знаете? Ангелы- посланники Бога. Они изображаются крылатыми отроками, юношами. Мы поздравляем с Днем Ангела, т.е. С Днем именин. Мы говорим ангельский характер, т.е. очень добрый.
3. Почему Аня Гуро написала это слово с большой буквы? Потому что они святые, как и Бог. Они послушные исполнители божьих велений.
4. Как вы понимаете слова « мир светлее стал»? Только ли цвет здесь имеется в виду. Чтобы жизнь стала лучше, люди стали добрее к своим близким, родным, чтобы люди понимали друг друга.
5.Какое слово мы привыкли воспринимать только с отрицательной стороны? Натворил- сделал что-то плохое. Вы обидели товарища, вы не помогли в беде, вы обманули, вы что-то скрыли плохое.
- А какое значение это слово приобретает в данном контексте. Оно воспринимается по-другому, потому что напоминает акт сотворения Богом мира. Ангел частично преобразил этот мир, так как сам он – часть Божьего мира.
- А как эти строки связаны с темой нашего урока? В них есть однородные сказуемые.
- Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Чем они связаны в тексте? Союзом и.
- Почему перед союзом И стоит запятая? Потому что в предложении две грамматические основы. Первая: Ангел пролетал, обронил; вторая: мир стал.
Надеюсь, что с такой лёгкостью мы выполним и те задания, которые идут далее.
1V. Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний».
Учитель. К сегодняшнему уроку наше «Древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие эти плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.
Вопрос к классу: Как же появятся на нашем дереве эти самые плоды? Надо ответить на поставленные вопросы.
Учитель. Каждый ответ, полученный на вопрос, помещенный на листочках, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в жёлтую грушу, если вы ответили на «4», зелёный листочек появится на древе при удовлетворительном ответе, а вот ответ на «2» принесёт древу коричневый жухлый лист. Каким вы видите наше дерево с « плодами знаний».
Учитель. Давайте убедимся в том, что оно будет с яблоками и грушами. Но наше дерево не простое, ему нужен Хранитель, тот, кто и будет оценивать ваши знания и развешивать плоды.
- Как вы думаете, какими нравственными качествами должен обладать Хранитель?
Учитель. Я рада, что вы предъявили такие требования к Хранителю. Давайте выберем с вами Хранителя – умного, честного и доброжелательного. Какими членами предложения являются перечисленные качества? ( однородные определения).
- Можно ли продолжить этот ряд однородных членов предложения? ( нет, потому что перед последним определением стоит одиночный союз и). Выбирается Хранитель.
Правила игры.
Учитель. А теперь правила игры. Ученик подходит к древу знаний, выбирает себе лист с вопросом, отвечает. Учитель оценивает, у него есть право задавать дополнительные, наводящие вопросы, а также продолжать ответ, если он окажется неполным. После ответа вместо вопроса учитель вешает « на древо» соответствующий оценке плод.
Ход игры.
Вопросы:
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.
- Какие предложения бывают с точки зрения эмоциональной окраски?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Какое предложение называется распространенным?
- Какое предложение называется нераспространенным?
- Что такое дополнение?
- Что такое определение?
- Что такое обстоятельство?
- Какие предложения называются однородными?
- Как отличить однородные определения от неоднородных определений?
- Какие знаки препинания ставятся при обобщающем слове?
А теперь давайте посмотрим на « древо знаний». Как красиво оно! Сколько на нём ярких плодов! О чем это говорит?
Вывод. Такой щедрый урожай свидетельствует о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики - ничто. Что будем делать дальше? Перейдём к практике.
Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Перед вами распечатано стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает».
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Задание. Подчеркните однородные члены предложения. Чем они выражены?
Учитель. Теперь посчитайте количество однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и определений.
Задание. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. На графике точками отметьте, в каких предложениях есть однородные члены предложения, а в каких они отсутствуют. Соедините эти точки и узнаете, что у вас получилось.
- Птицам в это время года особенно голодно и холодно.
- Длинной зимней ночью они преодолевают мороз по-разному.
- Зимой на земле на крышах на кустах и деревьях всюду снег.
- Ведь сытой птице не страшен лютый холод.
- Зарываются в мягкий снег лесные птицы тетерева рябчики глухари.
- Голод преодолеть птицам труднее.
- Мы можем облегчить им жизнь, если устроим кормушки.
- Поможем птицам, ребята!
- А вот вороны и галки ночуют большими стаями в парках на деревьях, прижавшись друг к другу.
Должен получиться заборчик. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавьте его.
V. Рефлексия урока « Поездок».
Учитель. Наш урок подходит к концу. Мне очень хочется узнать ваше мнение по поводу игр на сегодняшнем уроке. На парте пере каждым 2 жетона: один – с улыбающим личиком, другой – с грустным.
V1. Итоги урока.
- Что вы повторяли на уроке?
- Что закрепили?
- Над чем ещё надо поработать?
- Каким бы вы хотели видеть домашнее задание?( наверное, тоже необычным)
- Домашнее задание. Игра « Нелепица»
Учитель. Составьте небольшой текст описательного характера. (Например, « Первый снег», « Вид из окна», « Новые лыжи»), употребив ряд однородных членов предложения так, чтобы одно из слов было лишним ( неправильно употребленное с точки зрения лексического значения. Задание выполните на листочке. На следующем уроке вы предложите соседу по парте найти и исправить ошибки и поработаете немного учителем – оцените товарища. Желаю вам успеха!
Ведомость учета успеваемости
ФАМИЛИЯ,ИМЯ | |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....