Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny_prdlozheniya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ        

                                      ПРИ НИХ

Цели и задачи урока:

     Повторить теоретические сведения о членах предложения, закрепить полученные знания; отработать навыки определения однородных членов в предложении и расстановки знаков препинания при них; отличать однородные определения от неоднородных, формировать навыки составления предложения.

     Совершенствовать навыки лексического анализа, отрабатывать на письме орфографические и пунктуационные правила.

     Формировать умение наблюдать за родной природой.

     Воспитывать в учениках доброжелательность, тактическое отношение к окружающим, учить помогать друг другу.

     Развивать творческие способности учащихся.

                                              ЭТАПЫ УРОКА

  1. Оргмомент, объявление темы урока и его целей. Запись числа и темы урока.

Ребята, откройте тетради и запишите чисо и тему нашего урока. Перед тем как мы приступим к её изучению, мы должны будем вспомнить предыдущий материал. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения и отметим устно грамматическую основу и ответим, какой частью речи выражены второстепенные члены предложения. Назовите второстепенные члены?

               

                          Пруд, заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

     А сейчас, я так думаю, хорошее настроение нам создадут строчки не знаменитых людей и поэтов, а четверостишие Ани Гуро – вашей сверстницы, которое, я думаю, вам так же понравится, как и мне. Сейчас я вам его прочитаю. Давайте запишем это четверостишие.

Над землёю Ангел пролетал

И перо случайно обронил,

И от снега мир светлее стал-

Вот что этот Ангел натворил.

Лексическая минутка. ( беседа даёт возможность пятиклассникам отдохнуть от письма)

  1. Как вам кажется, удачно ли сравнение выпавшего снега с обронённым пером Ангела?
  2. Каким вы представляете Ангела? Кто такой Ангел? Каких вы Ангелов знаете? Ангелы- посланники Бога. Они изображаются крылатыми отроками, юношами. Мы поздравляем с Днем Ангела, т.е. С Днем именин. Мы говорим ангельский характер, т.е. очень добрый.

3.  Почему Аня Гуро написала это слово с большой буквы? Потому что они святые, как и Бог. Они послушные исполнители божьих велений.

4. Как вы понимаете слова « мир светлее стал»? Только ли цвет здесь имеется в виду. Чтобы жизнь стала лучше, люди стали добрее к своим близким, родным, чтобы люди понимали друг друга.

5.Какое слово мы привыкли воспринимать только с отрицательной стороны?  Натворил- сделал что-то плохое. Вы обидели товарища, вы не помогли в беде, вы обманули, вы что-то скрыли плохое.

  1. А какое значение это слово приобретает в данном контексте. Оно воспринимается по-другому, потому что напоминает акт сотворения Богом мира. Ангел частично преобразил этот мир, так как сам он – часть Божьего мира.
  2. А как эти строки связаны с темой нашего урока?  В них есть однородные сказуемые.
  3. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Чем они связаны в тексте?  Союзом и.
  4. Почему перед союзом И стоит запятая? Потому что в предложении две грамматические основы. Первая: Ангел пролетал, обронил; вторая: мир стал.

            Надеюсь, что с такой лёгкостью мы выполним и те задания, которые идут далее.

1V. Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний».

Учитель. К сегодняшнему уроку наше «Древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие эти плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.

Вопрос к классу: Как же появятся на нашем дереве эти самые плоды? Надо ответить на поставленные вопросы.

Учитель. Каждый ответ, полученный на вопрос, помещенный на листочках, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в жёлтую грушу, если вы ответили на «4», зелёный листочек появится на древе при удовлетворительном ответе, а вот ответ на «2» принесёт древу коричневый жухлый лист. Каким вы видите наше дерево с « плодами знаний».

Учитель. Давайте убедимся в том, что оно будет с яблоками и грушами. Но наше дерево не простое, ему нужен Хранитель, тот, кто и будет оценивать ваши знания и развешивать плоды.

- Как вы думаете, какими нравственными качествами должен обладать Хранитель?

Учитель. Я рада, что вы предъявили такие требования к Хранителю. Давайте выберем с вами Хранителя – умного, честного и доброжелательного. Какими членами предложения являются перечисленные качества? ( однородные определения).

- Можно ли продолжить этот ряд однородных членов предложения? ( нет, потому что перед последним определением стоит одиночный союз и). Выбирается Хранитель.

                                         Правила игры.

Учитель. А теперь правила игры. Ученик подходит к древу знаний, выбирает себе лист с вопросом, отвечает. Учитель оценивает, у него есть право задавать дополнительные, наводящие вопросы, а также продолжать ответ, если он окажется неполным. После ответа вместо вопроса учитель вешает  « на древо» соответствующий оценке плод.

                                        Ход игры.

Вопросы:

  1. Что такое предложение?
  2. Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.
  3. Какие предложения бывают с точки зрения эмоциональной окраски?
  4. Что такое подлежащее?
  5. Что такое сказуемое?
  6. Какое предложение называется распространенным?
  7. Какое предложение называется нераспространенным?
  8. Что такое дополнение?
  9. Что такое определение?
  10. Что такое обстоятельство?
  11. Какие предложения называются однородными?
  12. Как отличить однородные определения от неоднородных определений?
  13. Какие знаки препинания ставятся при обобщающем слове?

А теперь давайте посмотрим на « древо знаний». Как красиво оно! Сколько на нём ярких плодов! О чем это говорит?

Вывод. Такой щедрый урожай свидетельствует о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики - ничто. Что будем делать дальше? Перейдём к практике.

    Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Перед вами распечатано стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает».

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Задание. Подчеркните однородные члены предложения. Чем они выражены?

Учитель. Теперь посчитайте количество однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и определений.

Задание. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. На графике точками отметьте, в каких предложениях есть однородные члены предложения, а в каких они отсутствуют. Соедините эти точки и узнаете, что у вас получилось.

  1. Птицам в это время года особенно голодно и холодно.
  2. Длинной зимней ночью они преодолевают мороз по-разному.
  3. Зимой на земле на крышах на кустах и деревьях всюду снег.
  4. Ведь сытой птице не страшен лютый холод.
  5. Зарываются в мягкий снег лесные птицы тетерева рябчики глухари.
  6. Голод преодолеть птицам труднее.
  7. Мы можем облегчить им жизнь, если устроим кормушки.
  8. Поможем птицам, ребята!
  9. А вот вороны и галки ночуют большими стаями в парках на деревьях, прижавшись  друг к другу.

Должен получиться заборчик. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавьте его.

V. Рефлексия урока « Поездок».

Учитель. Наш урок подходит к концу. Мне очень хочется узнать ваше мнение по поводу игр на сегодняшнем уроке. На парте пере каждым 2 жетона: один – с улыбающим личиком, другой – с грустным.

V1. Итоги урока.

  1. Что вы повторяли на уроке?
  2. Что закрепили?
  3. Над чем ещё надо поработать?
  4. Каким бы вы хотели видеть домашнее задание?( наверное, тоже необычным)
  5. Домашнее задание. Игра « Нелепица»

Учитель. Составьте небольшой текст описательного характера.  (Например, « Первый снег», « Вид из окна», « Новые лыжи»), употребив ряд однородных членов предложения так, чтобы одно из слов было лишним ( неправильно употребленное с точки зрения лексического значения. Задание выполните на листочке. На следующем уроке вы предложите соседу по парте найти и исправить ошибки и поработаете немного учителем – оцените товарища. Желаю вам успеха!                      

Ведомость учета успеваемости

ФАМИЛИЯ,ИМЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....