Урок русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение по теме «Союз»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чеченева Марина Дмитриевна

Конспект урока русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение по теме «Союз». Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuz_otkrytyy_urok.rar79.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Братковская СОШ

Чеченева Марина Дмитриевна – учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Союз»

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010;

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

Задачи урока:

образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи;

развивающие:  совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;

воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных  качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их  в будущем,  воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент. 

Слово учителя:                      

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз  –

эти строки А.С. Пушкин посвятил своим верным друзьям-лицеистам, в них он рассказал о великой силе дружбы, товарищества, уважения друг к другу.  Эти строчки я посвящаю и вам, мои милые любимые ученики. Наш союз начался почти три года назад, и я рада, что так же, как и у великого поэта, этот союз «неразделим и вечен», «неколебим, свободен и беспечен».

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Да, о союзе.

Объявление темы урока.

Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний в рамках темы «Повторение и обобщение по теме «Союз» (запись темы урока в тетрадь).

Совместная формулировка целей.

Каковы цели урока? (учащиеся формулируют, учитель дополняет)

Сегодня вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина знаний вам покорится.

Из истории слова СОЮЗ.

Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку).

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник, соавтор  и т.д.  Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова».

Союз в лингвистике – служебная часть речи, служащая для соединения однородных членов и предложений.

Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи. Для того, чтобы полученные знания привести в систему, по  ходу работы будем составлять схему.

/Предполагаемые ответы: А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения./

Итак, союз – это служебная часть речи. Союзы служат для связи простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения.

Задание на закрепление данного понятия. (Запишите предложения, графически объясните роль союзов) - один ученик работает у доски.

1. Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.

2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают.

3. Но я совершенно отчетливо помню и крыши, и кирпич, и дым из трубы.

4. Когда начало смеркаться, он пошел домой.

(проверьте работу учащегося и оцените)

- В какие две группы можно объединить данные предложения?

                                      /1 и 4 – сложные предложения

                                       2 и 3 – простые с однородными членами/

- Чем похожи и чем отличаются 1 и 4 предложения?

/общее – сложные предложения, в составе два простых;

                          отличие – 1 – ССП (соединяются сочинительным союзом И)

                                            4 – СПП (---- подчинительным союзом когда)

- На какие два вида по значению можно разделить все союзы?

/сочинительные и подчинительные/

- В чем  особенность сочинительных союзов?

/соединяют однородные члены  и простые предложения в составе сложного/ простые предложения самостоятельные/

- В чем особенность подчинительных союзов?

/соединяют простые в составе сложного, но данные предложения неравноправные; есть главное и зависимое, от главного к зависимому задается вопрос)/

Работа по вариантам (задание - из записанных на доске предложений

1 вариант – выписать номера предложений с сочинительными союзами;

2 вариант – выписать  номера предложений с подчинительными союзами).

  1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.

  1. Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.

  1. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки.

  1. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

/1 – вариант: 1 – и, но; 3 – зато

                    2 – вариант: 2 – потому что; 4 – если/

 - На какие группы подразделяются

     а) сочинительные союзы:

- соединительные: и

- разделительные: но, зато

- противительные:

     

     б) подчинительные союзы:

-причины: потому что

-целевые:

-временные:

-условные: если

-сравнительные:

-изъяснительные:

- К каким группам относятся выписанные союзы?

- Обратите внимание на строение данных союзов, найдите отличие в их записи.

    ( и, но, зато – одно слово; потому что – два слова )

- На какие две группы по строению можно разделить все союзы?

                        / простые (одно слово) и  составные  (несколько слов)/

Выборочный  диктант (выполняется в рабочих тетрадях).

(Задание: из зачитанных словосочетаний выписать союзы, разнося их по колонкам таблицы).

Составные союзы

Простые союзы

освещать, потому что темно;

как будто что-то стукнуло;

так как вода прибывала

натереть, чтобы блестел;

дорого, зато надежно;

верное и чуткое сердце;

если закроет небо;

или движущиеся огни

- Проверка работы: Какие союзы записаны в первую колонку, а какие во вторую?

Тест «Правописание союзов»

Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

                    Я пришел, что(бы) поговорить с вами о работе.

                     м) чтобы – всегда пишется слитно

                     н) что бы – всегда пишется раздельно

                     о) чтобы – здесь это союз, поэтому пишется слитно

                     п) что бы – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому    пишется  раздельно              

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

                     Так(же) мощно, как и вверх, эвкалипты растут и в толщину.

                      б) также – всегда пишется слитно

                      в) так же – всегда пишется раздельно

                      г) также – здесь это союз, поэтому пишется слитно

                      д) так же – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется  раздельно

3. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:

                      о) как(будто), потому(что), оттого(что)

                      п) то(же), что(бы), буд(то)

                      р) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)

                      с) (за)тем(чтобы), (с)тем(чтобы), как(будто)

 4. Укажите предложение, где союз пишется слитно:

                      а)  По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро

                      б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие

                       в) Что(б) было б в нем без нас?

                       г) Здесь все то(же) самое

 5. Укажите предложение, где союз пишется слитно:

                       р) Денисов то(же) покраснел, но улыбнулся и взял руку Наташи

                       с) Все кричали в одно и то(же) время

                       т) Сын учился так(же) хорошо, как и отец

                       у) Спрячься (за)то дерево

Зашифрованное слово – добро.

Употребление предлогов. Работа с текстом. Карточка 2, задание 1.

– Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

– Что соединяет эти союзы?

– Определите тему текста.

– Какова идея текста?

– Тип речи?

– Определите стиль речи?

Задание 1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали… рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.

Задание 2. Сделайте синтаксический разбор предложений 2 и 6 предложений, составьте схемы.

Карточка 3. Самостоятельная работа. Творческая работа.

1.Из двух простых предложений составьте сложные предложения с помощью сочинительных или подчинительных  союзов, определите их вид.                                                                                  

1) Под улицами Москвы протянулись подземные коридоры. Движение стало более безопасным.

2) Светофоры установили повсюду. Машинам не придётся простаивать у перекрёстков.    

/1) Под улицами Москвы протянулись подземные коридоры, и движение стало более безопасным. – ССП.

2) Светофоры установили повсюду, поэтому машинам не придётся простаивать у перекрёстков. – СПП.    

                                                                                                                                       

Графический диктант.

1) Звезды меркнут и гаснут.

2) Огонь то разгорался, то угасал.

3) Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться.

4) Солнце пригревает все сильнее, и на пригорках появились первые проталины.

5) Я сказал мальчикам, что заблудился.

Домашнее задание. Упр. 354.

Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы постарались привести в систему теоретические знания по теме «Союз».

- Как вы думаете, после сегодняшнего урока вы сможете сказать, что знаете, что  такое союз. Обоснуйте свой ответ.

Продолжите высказывания по уроку

-сегодня  я почувствовал, что…

-я выполнял задания…

-у меня получилось …

-я понял, что теперь могу…

-я научился…

-я попробую…

-меня удивило…

-урок дал мне для жизни…

-мне захотелось…

Приложение

Из истории слова СОЮЗ.

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник, соавтор  и т.д.  Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова».

***

Карточка 1

1 вариант – выписать номера предложений с сочинительными союзами;

2 вариант – выписать  номера предложений с подчинительными союзами).

  1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.

  1. Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.

  1. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки.

  1. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

***

Тест «Правописание союзов»

Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

                    Я пришел, что(бы) поговорить с вами о работе.

                     м) чтобы – всегда пишется слитно

                     н) что бы – всегда пишется раздельно

                     о) чтобы – здесь это союз, поэтому пишется слитно

                     п) что бы – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому    пишется  раздельно              

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

                     Так(же) мощно, как и вверх, эвкалипты растут и в толщину.

                      б) также – всегда пишется слитно

                      в) так же – всегда пишется раздельно

                      г) также – здесь это союз, поэтому пишется слитно

                      д) так же – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется  раздельно

3. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:

                      о) как(будто), потому(что), оттого(что)

                      п) то(же), что(бы), буд(то)

                      р) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)

                      с) (за)тем(чтобы), (с)тем(чтобы), как(будто)

 4. Укажите предложение, где союз пишется слитно:

                      а)  По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро

                      б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие

                       в) Что(б) было б в нем без нас?

                       г) Здесь все то(же) самое

 5. Укажите предложение, где союз пишется слитно:

                       р) Денисов то(же) покраснел, но улыбнулся и взял руку Наташи

                       с) Все кричали в одно и то(же) время

                       т) Сын учился так(же) хорошо, как и отец

                       у) Спрячься (за)то дерево

***

Карточка 2

Задание 1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали… рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.

***

Карточка 3. Самостоятельная работа. Творческая работа.

1.Из двух простых предложений составьте сложные предложения с помощью сочинительных или подчинительных  союзов, определите их вид.                                                                                  

1) Под улицами Москвы протянулись подземные коридоры. Движение стало более безопасным.

2) Светофоры установили повсюду. Машинам не придётся простаивать у перекрёстков.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....