Комплексное повторение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Цели урока:
- закрепление правописания -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;
- развитие умения безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ;
- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания и применять полученные теоретические знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_povtorenie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное повторение
Цели урока:
- закрепление правописания -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;
- развитие умения безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ;
- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания и применять полученные теоретические знания на практике.
Оборудование: карточки, таблица, презентация
Ход урока:
1 Разминка. Повторим ударение. (А1)
Баловать, банты, включена, включит, вручит, газопровод, давнишний, добела, добыла, досуг, дочиста, дремота, еретик, афера, набок. завидно, занята. издавна, партер, шарфы, черпать, подкралась, облегчит, согнутый, сливовый, красивее, позвонит.
2 Повторим синтаксис.
а)Указать грамматическую основу. Записать основу предложения. (А8, А9)
-Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти.
-Человек восемь казаков стояло под навесом.
-Белое море находится на севере страны.
-Какие предложения называются сложными? Назвать признаки ССП. Когда перед союзом и в сложных предложениях запятая не ставится?
б) Знаки препинания не расставлены. Определить среди предложений ССП. ( А19,22)
Ответ дайте в виде цифровых рядов. В каких случаях перед союзом и нет запятой?
- Люблю я бешен…ую младость, и тесноту, и блеск, и радость.
- Иногда ,наоборот, в поле поднималась метель и поземка гнала снег по дороге.
- Газеты принесли вечером, и только на другой день смогли их прочитать.
- Он поглядел на нее, и злоба, выразившаяся на ее лице, испугала и удивила его.(4)
- Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмыслен…о и красиво.
-Назвать слова с н- нн.- Объяснить правописание.
4 Работа по орфографии. (А12)
- Индивидуальная работа
–В предложениях назвать слова с –н- -нн- , графически объяснить их написание,
разобрать по составу. Подчеркнуть лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее
(инд. работа на доске):
1-я карточка:
а) пустынный, берестяной, ураганный;
б ) непрошеный ( гость), испуганный, разрушенный;
в) проведены, длинна (дорога), обдумано (кр. прич.)
2-я карточка: ( слабый ученик)
- нн – пишется во всех рядах:
1. мгновенный, клюквенный
2. златокованый, жженый
3. нечаянный, примороженный
4. багряный, вареник.
Проверка индивидуальной работы – проверяет на оценку ученик.
в) Презентация Н-НН- .
- Орфографическая диктовка.
На какие группы можно разделить эти слова?
- Запись с объяснением ( по вар.) у доски - 2 человека
Безветренный, легкомысленный, пристанционный, серебряный, змеиный, старинный;
балованный, организованный, данный, гладкокрашеный, свежезамороженный, стеклянный, масляная краска, масленица;
смышленый, писанные людьми законы, раненный пулей, нечаянный, кованый сундук, тканая скатерть, писаная красавица, Ольга умна и образованна, комиссия образована, дети рассеянны, песчаник, нефтяник, священник., семена рассеяны, Прощеное воскресенье, овощи взвешены, топленое молоко, говорил сдержанно.
5. Тренировочные упр - я. (А10)
- Выборочная работа со взаимопроверкой.
Класс выполняет упр.227 (Власенков) – морфемный диктант.
1в.- выписать отыменные прилагательные;
2в.-выписать отглагольные прилагательные.
- Работа в группах: ( или по рядам)
1) Найти орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах.
Ошибки выписать и объяснить.
а) Когда- то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали
денежки не на игрушки и сладости , а для того чтобы в Рождество и Пасху роздать
собраное нищим . Так творилось двойное добро-маленький человек учился не
только быть добрым, но и радоватся возможности делать других хоть чуточку счастливее.
Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия…
б) Все чаще и чаще в нашей жизни появляются премеры возраждающегося милосердия:
проводятся благотварительные концерты, строются ночлежки для бездомных , столовые для бедных, хосписы для безнадежно больных, и все чаще брошенные дети обретают новых родителей …
в) На обочине тратуара сидел крохотный пушистый котенок и жалобно мяукал,
приподняв раненую лапку. Видимо, был неравный бой с выскочившей из-за угла
собакой…Мяуканье привлекло внимание ребенка лет четырех-пяти, которого мать вела
за руку. «Мамочка, у него на лапке кров, ему больно! Давай заберем его и полечим!» Малыш тянет мать к котенку, ничуть не сомневаясь, что она именно так и
сделает . «Не трогай кота! Ты видишь, что он дворовый, еще какую-нибудь заразу подцепишь! Да пойдем быстрее, горе ты мое, что ты едва плетешся!» Женщина убыстряет шаги, волоча за руку мальчика, который заплакав от жалости к котенку, пытается уговорить маму быть доброй…
2) Найти фактические ошибки в следующих высказываниях - по рядам (А5).
а) Сонечка Мармеладина из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочь» - душевный, милосердный человек . Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.
б) Глубокое сострадание вызывает у читателей Семен Вырин, герой романа Н.В.Гоголя
«Станционный смотритель»
в) Кому не жаль чиновника А.А.Башмачкина, героя поэмы Н.В.Гоголя «Шинель»!
Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев также в своих романах «Преступлений и
Наказание» и «Муму» призывали видеть благородную душу даже в самом забитом человеке.
-Вывод: - Какие темы повторили на уроке? Перечислить типичные задания ЕГЭ ( оценки комментируются в течение урока)
Дом. задание: текст с заданием, упр.228 (письменно), параграфы.
6. Прочтите текст, сформулируйте проблему, определите позицию автора:
1. Оленька буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие,
чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу.
2. Кошелек! - мелькнуло в голове.
3. Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили. 4. От обиды перехватило дыхание. 5. Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это… 6. И случись это в другой день, когда еще были сбережения дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке последняя до зарплаты тысяча, на которую предстояло прожить еще далеко не один день. 7. Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не смогла сдержать слез.
8. -Ненавижу! 9. НЕ- на- ви- жу! - завертелось в голове. 10. –Ну что за люди?! 11. Всех ненавижу!»
12. Она обессиленно села на корточки и закрыла голову руками: еще никогда в ее душе не было столько злобы на весь окружающий мир.
13. - Не – на – ви – жу! 14. Ну как можно?
15.. Слезы ручьями катились из глаз, и Олеська даже не пыталась их остановить.
16. –Тетенька!.. 17. Детский голос прямо над ухом заставил вздрогнуть. 18. –Тетенька!..
19. «Попрошайка!» - мелькнуло в голове, и новая волна болезненной ненависти поднялась откуда-то из самой глубины ее обиженной души. 20. Девушка подняла голову - и точно: на нее из под грязной шапки смотрели озадаченные глаза незнакомого чумазого мальчонки.
21. – Пошел вон! 22. Нет у меня ничего! 23.У меня кошелек украли
24. И Олеська от жалости к себе снова зашлась в рыданиях.
25. – Теть, ты это… -спустя пару секунд снова произнес детский голос. 26. – Ты это… на! 27. – Ну что тебе еще? Олеська подняла голову и увидела, что мальчишка протягивает ей пирожок, завернутый в газетный обрывок.
28. –Теть, ты это…ты не плачь, на, съешь. 29. Ты вон какая; без кошелька такие еды не раздобудут…
30. Олеська замерла. 31. Она не верила своим ушам и глазам, и слезы буквально застыли на щеках. 32. Мальчишка просветленно улыбнулся.
33. -Я вообще-то Лизке купил, ей кутенков кормить надо. 34. Но ничего, у нее еще кости есть, да и она молодец.
35. Олеська оторопело взяла пирожок.
36. – А кто это Лизка?
37. – А вон она и сама пришла, - мальчуган показал грязной ручонкой влево, откуда, радостно виляя хвостом и повизгивая, подбежала большая дворовая собака.38. Мальчик обнял ее за шею и улыбнулся. 39. – Ну ты это, ты не плачь больше. 40. А мне идти надо. 41. Еще сестренке надо на пирожок заработать, люблю я ее. 42. И, не дав Олеське опомниться, мальчишка скрылся в подземном переходе… 43. Девушка медленно встала, растерянно утерла нос и щеки.
44. – Спасибо тебе …- только и шепнула она вдогонку. 45. Вся обида куда-то вдруг исчезла, улетучилась ,показалась совсем незначительной, мелкой. 46. Лизка подошла ближе и сочувственно лизнула ее в руку с зажатым в ней пирожком. 47. Олеська невольно улыбнулась, развернула газету и протянула его собаке.
48. – Ешь, милая, ешь…- растроганно прошептала она. 49. Теплый еще пирожок –то… а кошелек… 50. Да бог с ним, проживу! 51. А тебе еще кутенков кормить. 52. Ешь…
А. Какое из высказываний, приведенных ниже, не нашло своего отражения в тексте? (А29)
- Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. ( А.Шопенгауэр)
- Величайшая красота, сила и богатство в действительности бесполезны ; но доброе сердце превосходит все на свете. ( Б. Франклин )
- Доброта и камень смягчает. ( Пословица )
- Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (В. Сухомлинский )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления изученного материала по теме : «Комплексное повторение орфограмм»
Форма урока: игра-путешествие.(Базовый учебник: М.Т. Баранов Русский язык- М.: Просвещение, 2009, стр. 192-220).Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела « Глагол»....
Урок русского языка в 8кл. Комплексное повторение материала, изученного в 5-7кл
Урок русского языка 8кл.Комплексное повторение материала,изученного в 5-7кл....
Урок комплексного повторения "Орфограммы в корне" по русскому языку в 3 и 8 (музыкальном) классах
На этом уроке дети закрепляют полученные ранее знания по русскому языку по темам "Непроизносимый согласный звук в корне слова", "Сомнительный согласный звук в корне слова", "Проверяемые безударные гла...
9 класс.Подготовка к ГИА.Комплексное повторение.
9 класс.Подготовка к ГИА. Комплексное повторение....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)
Цели урока: Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...
Комплексное повторение сложного предложения в 9 классе
Презентация к открытому уроку "Комплексное повторение сложного предложения в 9 классе". Данная презентация позводит быстро и наглядно вспомнить правила пунктуации в сложносочиненном предложении....
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ (Практическое пособие по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов)
Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации, содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированн...