Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
презентация к уроку (русский язык, 10 класс) на тему
Презентация предназначена для повторения изобразительно-выразительных средств учащимися 10-11 классов, при подготовке части В8 ЕГЭ по русскому языку. Вней представленны различные виды работы на уроке, такие как анализ текста, тестовые материалы и орфограффическая работа по повторению темы "Слитное, раздельное и дефисное написание слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t_e_m_a_u_r_o_k.ppt | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОЗНАКОМИТЬ С МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ И СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕЧЕВОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ПОВТОРИТЬ СВЕДЕНИЯ О СЛИТНОМ, РАЗДЕЛЬНОМ И ДЕФИСНОМ НАПИСАНИИ СЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАНИЯ А 11 ЕГЭ). ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ АНАЛИЗА ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (ЗАДАНИЕ В8 И ЧАСТИ С ЕГЭ). Ц Е Л И У Р О К А:
ЗАПИШИТЕ СЛОВА ПОД ДИКТОВКУ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ. ( По)немногу, (по)твоему, (пол)Австралии, (по)здешнему, (бело)розовый, (в)третьих, нужна(ли), (на)право, (от)части, где (либо), (небрежно)снисходительный, (железно) дорожный, вечно(зелёный), (пол)окна, потому(что), (опытно)показательный, еле(еле), , поступил (по)нашему, русско (немецкий), (на)сквозь, в (пол)лица, оттого(что), (научно)медицинский, (экс)чемпион, всё(таки), (в)новь, , (до)нельзя, тот (же), (пол)доски, (за)тем домом, (по)всюду. По ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА по- пол- по- бело- в- ли от -либо, небрежно- зелёный , пол- что , опытно- -еле , серебристо- по- -немецкий на на пол- что научно- экс- -таки в по- по- до же , за по пол на железно
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СЛОЖНЫЕ НАЗВАНИЯ, ТЕРМИНЫ ( ПЛАЩ-ПОЛАТКА ), СЛОВА С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ( РОК-КОНЦЕРТ ); ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ДЕФИСОГО НАПИСАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: В СОСТАВЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ (5½-МИЛЛИОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ) ЭЛЕМЕНТ ПОЛ (ПОЛОВИНА)- ПЕРЕД Л, ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ И ПЕРЕД ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ: ( ПОЛ-ЕВРОПЫ, ПОЛ-ЛИМОНА ); ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ И НАРЕЧИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ С ПРИСТАВКОЙ КОЕ- ИЛИ СУФФЕКСОМ –ТО , - ЛИБО , -НИБУДЬ, -ТАКИ ( С КЕМ-ТО, О ЧЁМ-ТО ); НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКОЙ ПО- И СУФФИКСОМ – ОМУ, -ЕМУ,-СКИ, ЬИ (ОДЕТ ПО-ЛЕТНЕМУ, ПО-РУССКИ); НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКОЙ ВО-(В-) И СУФФИКСОМ –ЫХ, (-ИХ), ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (ВО-ПЕРВЫХ); НАРЕЧИЯ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПОВТОРЕНИЕМ ОСНОВ (МАЛО-ПОМАЛУ);
ПРЕДЛОГИ ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ДЕФИСОГО НАПИСАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: ИЗ-ЗА, ПО-НАД. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ); ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ОСНОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ РАВНОПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ, Т. Е. МЕЖДУ НИМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ СОЮЗ И ( ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЙ ); ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ОТТЕНКИ ЦВЕТОВ ( БЛЕДНО-РОЗОВЫЙ )
СЛИТНО ПИШУТСЯ: СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ АВТО, АВИА. ВЕЛО, МОТО, БИО, ФОТО ( ФОТОЛАБОРАТОРИЯ ); ЭЛЕМЕНТ ПОЛ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО СЛОВА, ЕСЛИ ВТОРАЯ ЧАСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С СОГЛАСНОЙ, КРОМЕ Л ( ПОЛДОРОГИ ) ;
Укажите вид тропа, используемый в предложении. Отвесный утёс, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Какое из перечисленных ниже средств используется в предложении? (напишите его порядковый номер?) Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которыми и сейчас невозможно не восхищаться. 1) метафора; 2) гипербола; 3) градация; 4) сравнение I в а р и а н т. I I в а р и а н т. метафора
З а д а н и е : Отметьте средства художественной выразительности (лексические, морфологические, синтаксические),характерные для данного текста (эпитеты, метафоры, олицетворения). Объясните их роль в тексте. Подберите эпитеты к слову гроза . Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. (А.С о л ж е н и ц и н)
Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Работа с текстом стиль: художественный тема : природы основная мысль: показ грозы в горах средства художественной выразительности:
Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха , ни низа , ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света , выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма , сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. лексические: контекстные антонимы,синонимы
Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть. морфологические : глаголы , указывающие на развитие грозы служебные части речи Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта . Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта . Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна . Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма , сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть. Существительные-антонимы прилагательные в роли эпитетов Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта . Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля , и снова всё было мрак и бездна . Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма , сиянье белое . Сиянье розовое , сиянье фиолетовое ,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть.
Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. синтаксические: неполные предложения синтаксический параллелизм ряды однородных членов сравнения Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха , ни низа , ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма , сиянье белое . Сиянье розовое , сиянье фиолетовое ,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха , ни низа , ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы . И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма , сиянье белое . Сиянье розовое , сиянье фиолетовое ,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть.
Гроза в горах. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительно-выразительные возможности морфем в художественном тексте
Интегрированный урок-исследование проводится в форме лабораторной работы, в ходе которой учащиеся выполняют лингвистический анализ текстов М.И.Цветаевой, рассматривая морфемы (приставки) в един...
«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Изучение синтаксических конструкций с простыми сравнительными формами наречий, слов категории состояния, имён прилагательных на примере литературного материала
Наречие, категория состояния, имя прилагательное в произведениях О. Мандельштама....
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Цели: 1. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значения слов, выразительные средства - синонимы, антонимы);отрабатывать навыки различения речевых ошибок;отрабатывать навыки в разли...
Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»
Урок рассчитан на 2 часа, состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...
Открытый урок в 10 классе"Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка."
Этот урок поможет учащимся разобраться в выразительных средствах языка....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс
Цели рабочей программы элективного курса по русскому языку в 10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...