Открытый урок в 10 классе"Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка."
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Этот урок поможет учащимся разобраться в выразительных средствах языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Это урок с разнообразными заданиями | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Учитель: Хайбулова В.А. 11 класс
Тема урока: Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка.
Цель урока: Обобщить и углубить знания по теме «Особенности художественного стиля речи»
Задачи урока: 1. Уметь находить тропы и стилистические фигуры и объяснять их в текстах художественного стиля;
2. совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля;
3. воспитать чувство любви к родному краю, уважения к родному слову.
Ход урока:
- Слово учителя.
Война… Жесточе нету слова… Оно особенно понятно и знакомо ленинградцам. Лишения, тяготы, суровость военного быта, годы изнурительной блокады…
А люди выстояли и победили, потому что дрались за жизнь на всех ее рубежах. С начала войны в блокадном Ленинграде работала, писала поэтесса Ольга Берггольц. Свою поэму «Февральский дневник» она построила как лирический разговор с ленинградцами:
…А город был в дремучий убран иней,
Уездные сугробы, тишина…
- Ребята, какие чувства вызвала у вас картина, нарисованная О. Берггольц?
- Поэтесса сумела передать трагедию города и горожан, оказавшихся в блокадном кольце. И то объединяющее начало, которое их согревало, помогало жить.
2. Ребята, мы читаем стихотворение и словно видим и девушку с лицом заиндевелым, и женщину с седой полумаской на лице, слышна жалоба полозьев, слезы вымерзли и многих уже нет.
Сколько картин здесь, а чувства, эмоции у всех одни и те же. Как вы думаете, что помогло О.Берггольц создать такую яркую, образную картину? (ответы учащихся)
-Правильно. Свои мысли, чувства поэты облекают в художественные образы с помощью эпитетов, метафор, речевого повтора, восклицательных предложений, т.е. с помощью лексических и синтаксических средств языка.
Вы уже, наверное, поняли, что сегодня на уроке пойдет речь о художественных средствах выразительности речи.
Тема нашего урока: «Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка».
Запишем ее в тетрадь.
На уроке мы будем продолжать формировать навыки определения ,чтобы знать, с какой целью они используются в художественных текстах.
- Работа с текстами. ( работа со средствами речевой выразительности)
Итак, автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки. И талант писателя в том, что он умеет находить такие слова, синтаксические конструкции, которые заставляют нас представить и действия персонажей, и мир их переживаний, и чувства самого автора.
Обратимся к тексту. Читаем его выразительно.
- Фрагмент из романа М.Шолохова «Тихий Дон»
Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.
Определите стиль – Художественный.
- Какие признаки позволяют вам, ребята, отнести этот текст к художественному стилю?
Автор ярко передает эмоциональное состояние героини. После болезни Аксинья словно родилась заново. Она безумно наслаждается жизнью, испытывает огромное желание ко всему прикоснуться: потрогать руками почерневший смородиновый куст, прижаться к ветке яблони, покрытый бархатистым налетом…
Она заново открывает для себя мир;
- Она идет бездорожно. Ребята, как вы понимаете это слово?
--Бездорожно, т.е. без дороги.
4. Правильно, пробуждаясь к жизни, она испытывает желание идти по грязи, по плохой проезжей дороге (так нам это слово объясняет и В.И.Даль).
Она шла и через разрушенное прясло…
Что значит прясло? Ответ (словарь). Слово записать в тетрадь.
- Состояние Аксиньи помогает понять языковые средства. Какие из указанных средств выразительности помогают понять ее внутреннее состояние?
-вводные слова -гипербола
-ирония -риторический вопрос
-эпитеты -ряды однородных членов
-сравнения -лексический повтор
-градация многосоюзие
-олицетворения бессоюзие
-метафора
6. Читаем второй текст (фрагмент из романа Гончарова). Выразительно читаем.
Отметьте 2-3 средства выразительности, характерных для этого текста.
-многосоюзие, бессоюзие, однородные члены, олицетворения.
Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели; не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.
7. Ребята, все эти языковые средства создают определенную атмосферу. Какую?
-атмосферу осеннего уныния.
Ребята, мы сейчас работали с текстами, такими разными, непохожими друг на друга. Оба текста относятся к художественному стилю. По каким же признакам мы отнесли их к художественному стилю?
-Называем и записываем в тетрадь.
Признаки художественного стиля – образность, эмоциональность, широкое использование изобразительно-выразительных средств ( это просторечие, диалектизмы, слова высокого поэтического стиля).Среди них- лексические и синтаксические средства выразительности (назвать их); использование средств других стилей (особенно, разговорного). Все средства подчиняются основной функции – эстетической.
Учитель. Художественный стиль создает такие образы, которые вызывают в читателях эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют нас сопереживать.
- Роль языковых средств.
И мы в этом сейчас убедились. Теперь мы должны уточнить, зачем, с какой целью используются языковые средства в художественных текстах. Перейдем к следующему виду работы.
- Перед вами фрагмент из «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя. Читаем его выразительно.
…Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною. Упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами…
- Что описывает автор? (реку)
- Ребята, попробуем передать содержание этого отрывка одним предложением без изобразительно-выразительных средств. Что у нас получилось?
Записываем
-Река, по берегам которой росли осокори, березы и тополя, почти каждый год меняла свое русло.
3. Ребята, мы сказали то же самое, что и Гоголь. Но что-то исчезло? Что?
-красота, очарование, образность.
4. Понятно ли вам теперь, для чего автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения. Запишите в тетрадь выводы.
-Ребята зачитывают разные варианты ответов.
-С помощью этих средств автор дает художественную картину предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет ее. ( в тетрадь).
II. Читаем фрагмент из «Мертвых душ» Гоголя. (Читаем выразительно).
И какой же русский не любит быстрой езды?
…Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны… Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…
Во времена Гоголя принципы кинематографа еще не были изобретены. А писатель создал такую картину, что если бы оператор снимал такую сцену, то он воспользовался бы подсказкой Гоголя. Перечитаем еще раз первое предложение.
- Сколько картин родилось в воображении, пока мы читали его?
Считаем их и записываем. Ученики: - летят версты, - летят купцы, - летит лес, - летит вся дорога, только небо, да тучи, да месяц.
- Вот сколько картин только в одном предложении. С помощью чего же создается впечатление быстрого движения, стремительности полета?
-Сложная синтаксическая конструкция, включающая простые предложения с однородными членами, повтора слов.
3. Это второй вывод, запишем его в тетрадь.
IV. Материалы ЕГЭ.
Теперь накопленные знания используем при анализе текста Паустовского, который включен в утвержденный Министерством образования демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов (КИМ) за 2006 год.
- Читается выразительно текст.
- Выполняется задание А29-А31. Рядом с текстом лежит бланк, который на экзамене надо будет правильно заполнить. Сейчас заполняем часть А.
- Выполнение задания В8. Читаем, комментируем. Зачитываем правильный ответ.
- Итоги урока.
Ребята, подведем итог сегодняшнему разговору: какова же роль изобразительно-выразительных средств языка, каковы их возможности?
Учитель: Арсенал языковых средств языка исключительно богат и разнообразен. Они улучшают нашу речь, делают ее ясной, выразительной. Но надо помнить, что они раскрывают свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову. И мы сегодня с вами это доказали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
Презентация к уроку в7 классе "Изобразительно-выразительные средства"
Презентация к уроку в7 классе "Изобразительно-выразительные средства"...
Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка
открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...
Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".
Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...
Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".
На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...
Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;Форма урока: урок-исследование...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...