Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.2
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Морозова Валентина Владимировна

Написание сочинения - рассуждения, связанного с анализом текста, у многих школьников вызывает трудности. Данный шаблон поможет им на начальном этапе научиться писать творческие работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_gia_po_russkomu_yazyku._zadanie_s.2.2.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся  к ГИА по русскому языку.

Шаблоны для сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

      Данный материал предназначен как для учителей, так и для учащихся 9-х классов и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Задание  С 2.2 проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положение своей работы, используя прочитанный текст.

    Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:

  1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
  2.  Сочинение должно быть построено по следующей схеме:

а)  формулирование тезиса;

б) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов (минимум двух); источником для аргументации является исходный текст части 2 экзаменационной работы;

в) вывод, в котором подводится итог сказанному.

 Ниже приведен шаблон сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Любой шаблон – это только основа будущего сочинения, он может быть переработан в соответствии с заданием и исходным текстом.

   Для чего писатель (журналист) пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст (Ф.И.О. автора) заканчивается фразой (имеет фразу)  «________________». Как я её понимаю?

   Во-первых, она означает, что _______________, потому что _________________. Я думаю, лучше всего эта точка зрения выражена в предложении № __.

  Во-вторых, размышляя о ______________, автор говорит: «___________________».

   Таким образом, автор заставил меня задуматься о _______________. Я не могу не согласиться с ним, ведь _________________________.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2) Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11 )Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20) У Кинтеля в кармане были лишь деньги,  которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр,  к ногам девочки. (22) Хотя... посмел бы он? (23) Все сразу начали бы глядеть на него. (24) И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...

 

(По В. Крапивину)

Примерное сочинение с использованием шаблона.

   Для чего писатель пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст В. Крапивина заканчивается фразой: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...». Как я её понимаю?

   Во-первых, она означает, что Кинтель не мог положить к ногам девочки деньги, которые лежали у него в кармане, потому что их можно было потратить только на картошку. И поэтому он вынужден был уйти. Я думаю, лучше всего эта точка зрения выражена в предложении 20.

  Во-вторых, размышляя о воздействии музыки на человека, автор говорит: «По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же…»

   Таким образом, автор заставил меня задуматься о том, как искусство может воздействовать на человека. Я не могу не согласиться с ним, ведь музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр. Готовимся к ГИА по русскому языку. Вариант 1

Данный тренажер поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА  по русскому языку. ...

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.1

Данный материал предназначен как для учителя, так и для учащихся и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании  сочинения - рассуждения на лингвистическую тему....

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку.Задания части В и С.

Данная подборка текстов -своего рода учебное пособие, которое поможет старшеклассникам научиться работать с текстом, понимать мысли  и задачи автора, совершенствоваться в выполнении тестовых зада...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...