Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.1
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал предназначен как для учителя, так и для учащихся и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_gia_po_russkomu_yazyku._chast_s.2.1.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА по русскому языку.
Шаблоны для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Данный материал предназначен как для учителей, так и для учащихся 9-х классов и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Задание С 2.1 проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положение своей работы, используя прочитанный текст.
Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:
- Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
- Сочинение должно быть построено по следующей схеме:
а) формулирование тезиса;
б) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов (минимум двух); источником для аргументации является исходный текст части 2 экзаменационной работы;
в) вывод, в котором подводится итог сказанному.
Ниже приведены шаблоны сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по знакам препинания. Любой шаблон – это только основа будущего сочинения, он может быть переработан в соответствии с заданием и исходным текстом.
Щаблон для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(С 2.1.)
1. Вступление.
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание текста, передают грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей. Без знаков препинания на письме обойтись невозможно.
2.
Знаки препинания | Функции знаков препинания |
Запятая | Разделительная функция: разделяет однородные члены, простые предложения в составе сложного. Выделительная функция: выделяет вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленное определение), деепричастный оборот (обособленное обстоятельство), уточняющие члены предложения. |
Точка | Указывает на законченность предложения. Указывает на завершённость высказывания, законченность мысли. Разделительная функция: отделяет одно предложение от другого. Изобразительно-выразительная функция: указывает на парцелляцию. |
Вопросительный знак | Разделительная и интонационная функция: указывает на вопросительный характер предложения; указывает на ожидание ответа; используется для выражения сомнения, несогласия. |
Восклицательный знак | Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания, указывает на эмоциональную напряжённость. Разделительная функция: в конце предложения; интонационная функция: после обращения в начале предложения |
Двоеточие | Разделительная функция: разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения. |
Тире | Разделительная функция: разделяет подлежащее и сказуемое, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения, ставится в неполных предложениях. |
Кавычки | Выделительная функция: выделяет прямую речь, цитаты, собственные наименования. Изобразительно-выразительная функция: слова малоупотребительные, непривычные, если автор хочет обратить на это внимание. |
Скобки | Выделительная функция: ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию (вводные и вставные конструкции). |
Точка с запятой | Разделительная функция: разделяет простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения. |
Многоточие | Разделительная и интонационная функции: передаёт недосказанность, недоговорённость, отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность речи, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, на скрытый смысл, на подтекст. |
3.Заключение.
Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения, знаки препинания помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: « Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Таким образом, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
(1)Штабов так много, что найти нужный нам совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.
(3)К вечеру все-таки находим.
(4)Сегодня ночью, оказывается, должна переправляться на передовую 184-я дивизия, а утром, во время бомбежки, вышли из строя дивизионный инженер и командир взвода.
(5)Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрепанной топографической карты.
- (6)Советую поймать 184-ю здесь.
(7)Мы молча доходим до регулировщика.
- (8)Сто восемьдесят четвертая ещё не проходила, - говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.
(9)Мы садимся в кузов разбитой машины. (10)Солнце зашло, но ещё светло. (11)На западе, под Сталинградом, небо совсем красное, и трудно сказать, отчего это – от заходящего солнца или от пожара. (12)Три черных дымовых столба медленно расплываются в воздухе. (13)Внизу они тонкие, густые и черные, как сажа. (14)Чем выше, тем они все больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную длинную тучу. (15)Она плоская и неподвижная, и, хотя в нее поступают все новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается. (16)Вот уже более двух недель стоит она такая, спокойная и неподвижная, над горящим городом.
(17)А кругом нас золотые осинки на черном фоне, тонкие, нежные. (18)По дороге проезжают машины. (19)Останавливаются, спрашивают, как проехать на переправу, и едут дальше. (20)Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград – 6 км» указывает прямо в небо.
- (25)Дорога в рай, - мрачно изрекает Валега.
(26)Оказывается, он тоже не лишен юмора.
(27)Подходит регулировщик:
- (28)Во-он журавли полетели, - и тычет грязным, грубым пальцем в небо. – (29)Никакой войны для них нет.
(30)Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. (31)Слышно даже, как курлычут журавли.
- (32)Совсем как самолёты, - говорит регулировщик.
(33)Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеёмся.
- (34)Что, туда или оттуда? – спрашивает регулировщик.
- (35)Туда.
(36)Он качает головой.
- (37)Да… (38)Невесело, что и говорить… - и отходит.
(По В. Некрасову)
Задание С 2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?»
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание текста, передают грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей. Зачем же нужны запятые?
Запятые могут разделять простые предложения в составе сложного. В предложении: «Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто»- запятая отделяет части сложноподчинённого предложения, а в предложениях 4 и 26 запятые выделяют вводное слово «оказывается».
Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения, знаки препинания помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: « Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Таким образом, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр. Готовимся к ГИА по русскому языку. Вариант 1
Данный тренажер поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА по русскому языку. ...
Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"
Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....
Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.2
Написание сочинения - рассуждения, связанного с анализом текста, у многих школьников вызывает трудности. Данный шаблон поможет им на начальном этапе научиться писать творческие работы....
Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...
Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку.Задания части В и С.
Данная подборка текстов -своего рода учебное пособие, которое поможет старшеклассникам научиться работать с текстом, понимать мысли и задачи автора, совершенствоваться в выполнении тестовых зада...
Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Открытый урок для учащихся и их родителей...
Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...