Употребление наречий.
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Урок ставит своей целью показать роль наречий в тексте и учит составлять высказывание на лингвистическую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Употребление наречий | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Употребление наречий
Целеполагание:
Для учащихся: | Для учителя: |
Знать: С какой целью используются наречия в тексте. Уметь: Употреблять наречия в тексте. Составлять высказывание на лингвистическую тему. |
|
Структура урока
- Целеполагание.
Сегодня у нас второй урок по теме «Употребление наречий». Мы должны будем узнать, с какой целью используются наречия в тексте; научиться употреблять их и составлять высказывание на лингвистическую тему.
- Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Какими пунктуационными правилами пользовались вы при выполнении домашнего задания?
- Прочитайте только деепричастные обороты.
- Назовите словосочетания, в состав которых входят выделенные наречия.
- Для чего используются эти наречия? (Как средство более точного выражения мысли автора).
- Как это доказать? (Опустить наречия, и станет ясно, что точность авторской мысли будет нарушена).
- Но этим роль наречий не ограничивается.
Посмотрим, с какой еще целью они употребляются в тексте.
- Поэтапное изучение нового материала.
- Работа с текстом, записанным на доске.
Женя нерешительно заглянула в соседнюю. Комнату. …десь стоял письме…ый стол, на нем чернильный прибор, пепельница, (не)большое зеркало. Справа, возле кожа…ых краг*, лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупле…ых и исцарапанных ножках стояла кривая турецкая сабля. Словарная работа: краги*- кожаные раструбы перчаток. |
Задание:
- Списать текст, вставив пропущенные буквы. Объяснить их правописание.
- Найти наречия, подчеркнуть их как члены предложения.
- Выписать из текста словосочетания с наречиями, обозначающими место.
где? где? где?
х х х
здесь стоял справа лежал тут же стоял
- Определите их роль (по рядам).
Здесь (где?) в комнате справа (где?) на столе тут же (где?) справа
- Чего помогают избежать эти наречия? (речевого повтора).
- И для чего они служат? (для связи предложений в тексте).
- Вывод: Помогая избежать повторов, наречия служат средством связи предложений в тексте.
- Какого стиля текст? Докажите это?
- К какому типу речи он относится? (описание).
- В тексте осталось еще одно наречие (нерешительно)
- Почему мы его не выписали?
- Выпишите словосочетание с этим наречием.
х как?
заглянула нерешительно
- Что обозначает это наречие? (процесс действия).
- Найдите подобное явление в следующем тексте (Текст № 1).
- На слух выделите словосочетания с наречиями и запишите их.
х сидела долго | х машинально подняла |
х нечаянно задела | х грубо оборвала |
- Проверьте себя по тексту № 1 вашей карточки.
- Что вы можете сказать о типе текста? Почему? (повествование, т.к. рисуются последовательные действия).
- Какую роль играют наречия в этом тексте?
- Вывод: Наречия используются для описания процесса действия.
- А если наречия рисуют действия человека, то они могут рассказать и о его поведении.
- О каких качествах личности Тимура сказал нам автор в тексте № 2? (честность, бескорыстие, почтительность).
- Как вы об этом догадались? Выпишите одно из словосочетаний.
- Какие чувства вызывает у вас герой, наделенный такими качествами?
- Итак, зачем употреблены наречия в тексте № 2?
- Вывод: Наречия употреблены для характеристики человека.
- Однако у каждого человека, помимо внешних, поведенческих реакций, которые всем видны, есть внутренние, скрытые. Посмотрим, как на эту внутреннюю жизнь откликаются наречия.
- Прочитайте текст № 3. Назовите мне наречия, которые являются частью сказуемого (обидно, плохо, страшно).
- Что они обозначают?
- Вывод: Наречия обозначают внутреннее состояние человека.
- Прочитайте текст еще раз. Можете ли вы предположить, почему главной героине стало страшно? О чем будет следующее предложении?
- Скажите, а что в нашей жизни может влиять на душевное состояние человека, на настроение?
- Какое чувство вызывает у вас текст № 4 (настороженность).
- Какие наречия этому способствуют? (темно, глухо, тихо)
- Что же они нам рисуют?
- Вывод: Наречия рисуют нам состояние природы.
- Еще раз посмотрите на предложения текста № 3: Ей стало страшно
И текста № 4: Уже стало темно.
Что они собой представляют с точки зрения строения? (односоставные, безличные).
IV. Закрепление. Составление высказывания на лингвистическую тему: «Какова роль наречий в тексте».
- Каков стиль этого текста? Докажите.
V. Творческая работа в парах.
- Восстановите текст, подобрав подходящие по смыслу наречия.
Затем внутри часовни раздался смех. И от этого смеха Фигуре стало 1 .
2 наружная дверь распахнулась. Перед Фигурой стояли Тимур, Симаков и Ладыгин.
- Открой второй засов! – не двигаясь, приказал Тимур. – Открой сам или будет 3 !
4 Фигура отодвинул засов. Из часовни вышли Коля и Гейка.
- Лезь на их место! - приказал Тимур. – Лезь, гадина, 5 ! -
сжимая кулаки, крикнул он. – Мне с тобой разговаривать 6 !
Фигура 7 повиновался. Обе двери 8 захлопнулись за ним.
Слова для справок: нехотя, хуже, быстро, наконец, плохо, сразу же, некогда, молча.
- Сделайте вывод о роли наречий в этом тексте.
- для связи предложений: затем;
- для описания процесса действий: быстро, нехотя;
- для характеристики состояния человека: плохо, хуже)
- Каков стиль текста?
- Как это доказывают употребленные нами наречия?
VI. Итоги работы. Оценки с комментарием.
VII. Домашнее задание.
Вариант 1: а) составить рассказ «Взаперти» (о том, как Фигуре сиделось под замком);
б) наречия подчеркнуть, определить их роль.
Вариант 2: выписать словосочетания с наречиями, определить их роль, с двумя – тремя наречиями составить свои предложения.
Карточка с текстами
1.Женя села на диван и покачала головой. Так сидела она долго, потом поднялась и нечаянно задела аккордеон. Машинально подняла его и стала перебирать клавиши.
Зазвучала грустная мелодия. Женя грубо оборвала игру.
2.Женя показала на дверь, и Оля увидела Тимура.
У него было усталое лицо человека, который честно и бескорыстно выполнил свой долг.
Здороваясь со всеми, он почтительно наклонил голову.
3.Жене было очень обидно.
Впервые они с Ольгой поссорились. И от этого сейчас было плохо, даже спать не хочется.
Женя подошла к шкафу, включила свет и увидела на подоконнике две телеграммы.
Ей стало страшно.
4.Прошел час, другой…
Уж стало темно. Через открытое окно доносились далекие гудки, лай собак и удары волейбольного мяча. Где-то играли на гитаре.
И только здесь, около серой дачи, было глухо и тихо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей
Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....
Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".
Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...
Употребление наречий.
Данный материал включает в себя урок с целью обобщения знаний по теме "Наречие" и презентацию к нему....
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Употребление наречий"
Это урок обобщения изученного о наречии, в котором представлены задания по подготовке к ГИА....
"Употребление наречий в речи".
Подробный конспект урока русского языка по теме"Употребление наречий в речи".Самоанализ урока....
Урок по теме:Значение наречий, их грамматические признаки. Употребление наречий в роли обстоятельств
Обобщающий урок по теме: Наречие...