"Употребление наречий в речи".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Подробный конспект урока русского языка по теме"Употребление наречий в речи".
Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_upotreblenie_narechiy_v_rechi.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Урок русского языка
«Употребление наречий в речи»
Ход урока.
Оргмомент. (Приветствие)
Эмоциональный настрой:
На гостей не отвлекаться,
Дружно с мыслями собраться.
На уроке внимательными быть,
О домашнем задании не забыть.
Записываем дату и тему урока.
Цели урока:
- определить роль наречий в речи;
- научиться правильно употреблять наречия в устной и письменной речи;
- осознать, что взаимоподдержка в любом деле – залог успеха.
Начинаем наш урок с выразительного чтения стихотворения Эли Куклиной (текст на экране).
Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег.
Не видать под белым снегом рек.
Вспомниться наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Беседа по содержанию стихотворения.
- Какова основная мысль текста и какими аргументами она подкрепляется? (1 строка стихотворения).
- Какие слова привлекли внимание поэтессы? (наречия: высоко, светло, темно, ароматно, красиво, белым-бело).
- На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? (они вызывают в воображении определенные представления, чувства).
- Как образованы данные наречия? (от прилагательного с помощью суффикса о).
Таких слов очень много, поскольку в языке много прилагательных. А от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на –о (е).
- Для чего же служат такие наречия в данном тексте? (украшают, делают более выразительными, т.е. являются средством образного и точного выражения мыслей).
К сожалению, бывают печальные исключения. Вот такое, например.
Сценка «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика.
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 7А.
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.
- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально. …В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная! У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.
Врач дает «рецепт» - учебник русского языка.
- Что странного услышали вы в этом диалоге?
- Дайте правильный ответ на вопрос врача о жизни в классе. (Хорошо. Дружно и весело).
Чтобы правильно наречия в речи употреблять, надо о них побольше знать.
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень – реч -. Слово «речь» когда-то имело среди других знаний и значение «глагол». Поэтому, буквально термин «наречие» переводится на современный язык как «наглаголие».
Наш язык на протяжении всей истории активно пополняется наречиями. Но происхождение некоторых наречий можно выяснить лишь заглянув в этимологический словарь.
Презентация (этимологические страницы).
См. правописание
Теперь выполним следующее задание, используя данные наречия. Читаем задание. Вн-е: правописание.
1 ряд 3 ряд
(в)догонку сшить (в)торопях ошибиться
(в)смятку сказать (не)нароком собираться
(в)заперти бежать (на)взрыд ответить
(в)кось попасть наобум рыдать
(в)переди держать настежь взять
наверняка сварить нахрапом распахнуть
2 ряд
выполнить задания кроссворда
(листы на столах)
I вариант – горизонтально
II вариант – вертикально
Дополнительное задание (на доске)
Догадайтесь, какие наречия были образованы в древнерусском языке от следующих устаревших слов:
дребезг – «осколок, черепок»
кривь – «неправда, кривизна»
утрь – «внутренность»
изусть – «на память»
чек – «стража»
Проверяем письменное задание
(7 – 8 слайды)
1,3 р. / 2 р.
Самооценка!
Проверка устного задания (на доске)
Вывод: для чего нужны знания о происхождении наречий? (чтобы знать точное значение наречия, его правописание и уметь правильно использовать в речи).
Итак, пополнив свой словарный запас наречиями, перенесемся из этимологических далей на 114-ю страницу нашего учебника и узнаем о роли наречий в предложении.
Читаем теоретический материал (заметку) о группах наречий в зависимости от роли в предложении.
Отвечаем на вопросы:
- На какие две группы делят лингвисты наречия? (обст., опред.)
- Какова роль обст. наречия в предложении? (не вносят уточнений в слово, к которому относится)
- Какова роль опред. наречия? (уточняют значение слова, к которому относятся)
- Какие разряды наречий относятся к обст.? (времени, места, прич., цели)
- Какие – к определит.? (образа и способа действия)
Выполняем упр.258(3) письменно.
Выписать наречие в составе словосочетании, определить, к какой группе относятся наречия:
ушел далеко (обст.)
чуть слышным (опр.)
слабо натянутые (опр.)
тихо сыпалось (опр.)
везде была (обст.)
Какова роль определит. наречия в предложении? («живописуют» действие, признак).
По подсчетам лингвистов, в русском языке более 200 обст. наречий и более 5000 опред.
Вывод: мы убедились, что роль наречий в предложении значительна? В чем она заключается? (придают слову, к которому относятся, более точное значение).
Работа в группах по карточкам.
Основное задание – найти наречие, определить их роль в тексте.
Наречия выписываю на доску, учащиеся – в тетрадь.
Следующее задание поможет нам определить роль наречий в тексте. Работаем в группах по карточкам. На подготовку 2 – 3 мин., отвечает один представитель от группы.
Комментарий к карт. № 1:
Часто в пьесах в ремарках автора наречия встречаются для уточнения интонаций актера, его поведения; указаний, как и для кого произносится реплика.
Записываем: рассеянно
Комментарий к карт. № 2:
Авторские указания о произношении реплик даны в авторских словах в диалоге.
В чем сходство м различие между текстами этих 2-х карточек? (даны диалоги, есть авторские указания; 1 – драмат. пр-е, 2 – эпич.)
Записываем: глубокомысленно, намедни (недавно).
Комментарий к карт. № 3:
Наречия служат для связи предложений
в тени – здесь,
на верхушке – там,
грифы – рядом (с ними) и для уточнения значения слова (глагола), к которому относятся.
Записываем: здесь, еще, издали.
Комментарий к карт. № 4:
Наречия важны в описании процесса действия.
Уточняют значение глаголов определит. наречия «прилежно, ловко, ровно»; указывает направление действия обст. наречие «далеко».
Комментарий к карт. № 5:
Автор использует наречия обеих групп для создания выразительности текста, они помогают образно нарисовать картину места действия, передать чувства героя, охарактеризовать его поступки.
Наречия выступают в роли вводных слов в предложениях, которые помогают выразить отношение говорящего к тому, что сообщает он.
Записываем: аккуратно, никогда, вдруг, беспрестанно (часто)
Комментарий к карт. № 6:
(см. стр. 71, 77) подсказка в упр. 244(г)
Индивидуальное домашнее задание: найти в учебнике текст научного стиля, в котором употребляются наречия.
Комментарий к карт. № 7:
Индивидуальное домашнее задание: найти тексты, в которых в создании олицетворения играют значительную роль словосочетания наречие + глагол.
Итоги урока.
Какова же роль наречий в речи? Что мы узнали об этом? Часто ли употребляются наречия в различных стилях? В каком чаще? (худ.)
Таким образом достигли мы с вами первой цели нашего урока? (Да)
Второй? (Частично. В устной речи. Но будем продолжать учиться употреблять наречия в письменной речи на следующем уроке Рр, к которому вы дома подготовите рабочий материал).
И последнее. Научились ли мы ценить «чувство локтя»? когда одна голова – хорошо, а две-четыре еще лучше? Взаимоподдержка – всегда залог успеха.
Предлагаю проверить каждому свой запас наречий следующим образом.
(Репродукция картины Кустодиева «Масленица»)
Какое впечатление производит на вас эта картина?
На следующем уроке мы пишем сочинение по картине и поэтому сейчас, глядя на репродукцию, вы попробуете придумать и записать как можно больше словосочетаний с наречиями, которые вы будете использовать в своих сочинениях.
Дома работу закончить.
Д/з: упр. 261 (рабочий материал к сочинению, словосочетания глагол + наречие, прилагательное + наречие и др.)
Наречия в тетради – к с/д
(из классной работы)
Доп.задание: Догадайся, какие наречия были образ…
План ответа по карточке:
- Выразительно прочитать текст.
- Определить жанр, стиль текста.
- Назвать наречия.
- Определить роль наречий в тексте.
- Наречий какой группы (обст., опред.) больше?
Самоанализ урока
«Употребление наречий в речи».
Цели:
- выяснить (определить) роль наречий в речи (для чего используется в речи);
- научиться правильно употреблять наречия в устной и письменной речи (формировать навыки правильного употребления наречий в речи на примере анализа текстов, речевых ошибок в устной речи);
- осознать, что взаимоподдержка в любом деле – залог успеха (продолжая обучение работе в группах, помочь осознать, что без «чувства локтя» здесь не обойтись).
- Оргмомент.
Организация внимания, настрой на урок. Запись д/з.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Выход на тему.
Выразительное чтение стихотворения, краткая беседа по его содержанию. Анализ речевых ошибок, допущенных учащихся в сценке «Рецепт».
Формулировка целей урока.
- Этап усвоения новых знаний (блоками).
- Индивидуальная самостоятельная работа учащихся – презентация о происхождении и образовании наречий, пришедших в современный язык из древнерусского.
- Закрепление знаний с помощью выполнения 2-х уровневого письменного задания по образованию словосочетаний с новыми наречиями. Учащиеся сами оценивают работу (проверив на опоре на экране).
Расширение словарного запаса. Формирование умения употреблять наречия в письменной речи.
- Дополнительное устное задание развивает умение мыслить и анализировать данный материал самостоятельно.
- Самостоятельная работа с учебником (чтение и анализ §).
- Закрепление знаний с помощью упр. 258(3) (проверка на экране).
Получение новых знаний. Формирование умения определять роль наречия в предложении.
- Работа по карточкам в группах (воспитание взаимоподдержки и ответственности за собственное решение).
Умение определять роль наречий в тексте.
- Подведение итогов урока.
Анализ достигнутого на уроке. Что узнали? Чему научились?
Тип урока – комбинированный, т.к. включает усвоение нового учебного материала и формирование умений и навыков употребления наречий в речи.
Вид урока – урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа (презентация, работа по карточкам с текстами).
Методы и
приемы
обучения – метод эвристической беседы, фронтальных и исследовательских заданий разного уровня.
Структура
урока – формирование умений и навыков употребления наречий в речи на базе усвоенных знаний в учебной деятельности (отработка навыков определения роли наречий путем выполнения различных заданий и упражнений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей
Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Урок по теме:Значение наречий, их грамматические признаки. Употребление наречий в роли обстоятельств
Обобщающий урок по теме: Наречие...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
«Употребление наречий в разных стилях речи»
Урок развития речи....
Презентация по русскому языку "Употребление наречий в речи"
Презентация по русскому языку "Употребление наречий в речи"...