Описание башни Сююмбике ( урок развития речи в 5 классе)
презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме
Родной край, родная земля – понятия очень широкие. У человека есть корни, которые дают ему жизнь, у каждого из нас в душу теплится огонек любви к родной стране.
Я люблю землю своих предков – край волжско-камский. Здесь, на земле Татарстана, моя деревенька, моя школа, родители, друзья, семья…
А что мы имеем в виду, когда произносим словосочетание «родной край»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сююмбике | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Описание башни Сююмбике ( урок развития речи в 5 классе)
Цель: научить учеников самостоятельно работать с дополнительным материалом, выбирать из текста нужную информацию; развивать устную и письменную речь учащихся; расширить словарный запас пятиклассников: воспитать чувство гордости за свой край.
Оборудование: карта Республики Татарстан, панорама общего вида Казанского Кремля, иллюстрация башни Сююмбике, портрет Сююмбике, памятка.
Материал: учебник русского языка для 5 класса, учебник по истории Татарстана
Ход урока:
Эпиграф: Я люблю тебя, мой край!
Все в тебе – мои радость и горе.
Ты навеки один у меня,
Словно сердце в небесном просторе.
- Вступительное слово учителя:
Родной край, родная земля – понятия очень широкие. У человека есть корни, которые дают ему жизнь, у каждого из нас в душу теплится огонек любви к родной стране.
Я люблю землю своих предков – край волжско-камский. Здесь, на земле Татарстана, моя деревенька, моя школа, родители, друзья, семья…
- А что мы имеем в виду, когда произносим словосочетание «родной край»?
- Это то место, где мы родились. Это наша республика. Это город Казань. Это - мы.
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о достопримечательностях Казани. Ведь «здесь что ни камень – кусок былого, здесь что ни площадь – вечный славы след» (А.Кутуй). дело в том, что в следующем году Казань собирается отпраздновать свое 1000-летие. Визитной карточкой города , как вы думаете, что является?
- Казанский Кремль. Башня Сююмбике.
- Вы правы. Перед вами - башня Сююмбике. Она по - праву считается символом , визитной карточной нашей столицы.
- Почему же эту башню так назвали?
2. Проверка домашнего задания. ( учащиеся читают домашние заготовки)
А) Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбике – дочери ногайского мурзы Юсуфа. Она была привезена в Казань в 1532 году, а в 1551 году вместе с малолетним ребенком была отправлена в Москву.
Б) Одна легенда гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском и осадил город. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней самую высокую башню в городе. Башня была построена. Сююмбике попросила разрешения подняться на самый верх башни, чтобы попрощаться с горожанами и, не имея сил расстаться с родным городом, бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню с ее именем.
В) С тех пор десятки бурь промчались мимо,
Прошли над миром сотни долгих лет.
Под натиском ветров неутомимых
Стоит, чуть покосившись, минарет.
Г) Архитектурный памятник, высота которого 58 метров. В мире есть 140 падающих башен и башня Сююмбике одна из них . Ёе наклонность составляет 1 метр 58 см.
Д) Это архитектурный памятник конца 17 века, иные ученые утверждают, что башня была построена в начале 18 века. Но до сих пор нет никаких подтверждающих документов на этот счет. Впервые эта башня упоминается в журнале «Наблюдение над изобразительным искусством» в 1838 году. Редактором журнала был французский путешественник виконт де Жюльвенур. Сам журнал выпускался во Франции. И с этого времени башня стала называться «Башня Сююмбике».
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились.
3. Работа над описание памятника
- Теперь хорошенько рассмотрите изображение башни, потому что на уроке будем описывать ее. Вспомните, какой тип речи называется описанием?
- Описывать будем по памятке, которая лежит перед вами. Прочитайте, пожалуйста. Все ли вам понятно?
Памятка для обучения описанию.
- общий вид.
- цель написания
- наиболее характерные признаки предмета (объем, цвет, форма, вкус)
- наиболее точные слова для обозначения признака.
- расположите описание признаков, как того требует тема и идея.
- подумайте над итогом описания и его оформлением
- подберите начало текста в соответствии с избранной темой.
- работайте над окончанием текста
- отметьте излишества и недостатки в тексте.
4. Словарная работа.
Чтобы описать точнее предмет, вам нужно знать значение некоторых слов.
Ярус – этаж
Большемерный красный кирпич – нестандартный
Усеченный – срезанный
Шатер- укрытие
Шестигранный – несть граней.
5. Заполнение таблицы:
Предмет | Признаки |
Год построения | Конец 17 века |
Место нахождения | Г. Казань, территория Казанского Кремля |
Из какого материала | Из красного большемерного кирпича |
Сколько этажей | 7 |
1-3 ярусы | Прямоугольные, первый ярус имеет проездные ворота |
4-7 ярусы | Шестигранные, шестой ярус имеет характер усеченного шатра, седьмой напоминает завершение мечети |
высота | 58 метров |
особенность | Стоит чуть покосившись на 1 метр 58 см |
6. Рассказ-описание учеников по таблице-плану.
7 Самостоятельная работа (выполнение черновых работ)
8. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы много нового узнали. Так ведь, ребята? Еще раз убедились в том, что наш край самый лучший, самый красивый, что у нас много исторических памятников, которыми можем по- праву гордиться. В частности башня Сююмбике не только наше достояние, но ее знают во всем мире. Обращаясь к эпиграфу нашего урока мы говорим :
Я люблю тебя, мой край!
Все в тебе – мои радость и горе.
Ты навеки один у меня,
Словно сердце в небесном просторе.
Домашнее задание: написать сочинение-описание «Башня Сююмбике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Описание памятника (к урокам развития речи в 8 классе). Презентация учащихся.
Описание памятников литературных героев, архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по теме "Описание памятника"....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...