Работа над ошибками по русскому языку
материал по русскому языку по теме
Очень удобно работать над ошибками, когда есть такое подспорье. У каждой орфограммы (цифра) и пунктограммы (цифра в кружке) свой номер, а с правой стороны инструкция к выполнению проработки. Ученик получает тетрадь, где на полях вместо "галочек" и "палочек" стоят цифры, открывает конспект, ищет нужную цифру и - вперед к борьбе со своими "орфо-пункто-недугами". Да и учителю легче подсчитывать количество ошибок. Основу данной работы я взяла в газете "Русский язык", добавила для удобства правило, несколько расширила таблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorabotka_oshibok_i_netochnostey.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОРАБОТКА ОШИБОК И НЕТОЧНОСТЕЙ
ОРФОГРАММЫ
Вижу | Прорабатываю |
1.Не оформлено начало или конец предложения. 2.Пропуск или замена буквы в слове. 3.Предлог. За _ столом (сущ.), со _мной (мест.) 4.Единая приставка. От-, на-, под-, с-, до-, по-, перед-… за / заметил, забил, закрыл… ☺Помню: Пусть никто никогда не забудет, Что З приставкой не была и не будет. Обрати внимание На здесь, здоровье, здание З нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить: -десь,-доровье, -дание – нет в них содержания. 5.Суффикс. а) -ен- у разноскл. существительных пламя – пламЕНи б) -ова-/-ева-; -ива-/-ыва- у глагола: ☺Ставлю ? «я что делаю?».Если глагол будет на –ую,-юю, то пишу –ова/ева. Я рисую – значит рисовать Я выкапываюне на -ую – значит выкапывать в)Гласная перед суффиксом Л в прошед. времени у глаг. ☺Помню: пишу ту гласную, которая в инфинитиве перед –ТЬ таЯть→ таЯл; клеИть→ клеИл г) –чик-/-щик- у существительных ☺Помню: после Д,Т,З,С,Ж – пишу ЧИК Подсказка: Да Ты Же Сам Знаешь! СмаЗчик, каменщикнет д,т,ж,с,з д) Только Е,Ё в суфф. причастий (не О) испечённый, перчёный, копчёный е) –к-/-ск- у прилагательных ☺Помню: -к-пишу: - у качеств. прилаг (узКий→ужестеп. сравн) - если прилаг. образует краткую форму (дерзКий→ дерзоккр. ф.) - после Ц,Ч,К (ткаЧ → ткацКий) ☺Исключения: узбекСКий, угличСКий, таджикСКий ж) –ик-/-ек- у существительного ☺Помню: зову на помощь родит. падеж. Если гласная «беглая», то это Е. цветочЕК → цветочКарод. п. ключИК → ключИКарод.п. Смотри продолжение справа →→→→→ 6.Словарное слово. ☼ (непроверяемые гласные и согласные в корне) 7. жи-ши / ча-ща / чу-щу ☺Помню исключения: брошюра, жюри, парашют 8.Буквы и-ы после ц: ☺Помню: И пишу в словах на –ЦИЯ и в корне слова. ☺Исключения: цыган, цыпочки, цыкнул, цыпленку, цыц, цыпка цифра, лекция, с улицы, сестрицын, цыганискл 9.Мягкость согласного (пропуск мягкого знака): коньки, лебедь. 10.Разделительный ь пью, соловьи, бьет 11.Разделительный ъ а)ъ пишу только после приставок на согласную объяснение, въезд. б) ъ пишу в инояз. словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, адъютант, конъюнктура, инъекция в) ъ пишу в иноязыч. словах после первой части сложного слова: фельдъегерь 12.ь после шипящих в конце существительных и наречий калач_, дочь, без туч_, горяч_, настежь ☺Помню: а) ь пишу у всех сущ. 3-го скл. Дочь3 скл, задачне 3 скл б) ь пишу у всех наречий: навзничьнар. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. 13.Вежливый ь в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч.: пишешь, моешься. Ь в неопр. форме (инфинитиве) глагола: беречь, мочь. Ь в повелительном наклонении глаголов: режь, мажь. 14.В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рщ, нт не должно быть ь. 15.Безударная проверяемая гласная в корне слова: варенье – варит; ☻ сварил, заварка, вареный 16.Проверяемая парная глухая или звонкая согласная в корне ☻ (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) редко – редок; редкость, проредить, редкий. 17.Единственный ь в сложном числительном: семнадцать, семьдесят, семьсот (Помню: если у числит. нет мягкого знака на конце слова, то он есть в середине!) 18.Двойная согласная в корне: аллея, группа 19.Соединительная гласная о или е в сложных словах: босоножки, землеройка ☺ (Помню: после мягких и шипящих пишу е) 20.Непроизносимая согласная в корне: грустно – грустить; грустный, загрустил, грусть 21.Частица не с глаголами и деепричастиями: не _ былгл; не _ раздумываядееп; ненавидетьгл (искл.) ☺ (Помню: всегда раздельно!) 22.-тся или -ться в глаголах. 23.Слабое (безударное) окончание существительных. ☺Контрольные слова: 1 скл –земля (м.р.,ж.р. –а,-я) 2 скл –конь (ср.р. –о,-е , м.р. -…) 3 скл –степь (ж.р. на шипящую) 24. Слабое окончание в прилагательных, местоимениях, порядковых числительных и причастиях. 25.Ошибка в наречии (слитно, раздельно, через дефис). См. таблицу!ٱ 26.Частицы бы, (б), ли (ль), же (ж). (Помню: если можно переставить бы, же в другое место или опустить, то это частица и пишется она отдельно). ☺ 27.Заглавная буква в имени собственном. 28.Частицы –то, -либо, кое-, -нибудь в неопределенных местоимениях и наречиях: кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь ☺ (Помню: кое-, -то, -либо, -нибудь, черточку не позабудь!) 29.Не или ни в местоимениях и наречиях: никто – некто; никогда – некогда (Помню: под ударением пишу е) 30.Кавычки в названии: «Маленький принц» (книга) «Трамвай» (журнал) «Ну, погоди» ( мультфильм) 31.Буквы З и С на конце приставок: разбудить, расписание. ☺ (Помню: З пишу перед звонкими, С пишу перед глухими!) Все глухие ищу здесь: -Степка, хочешь щец? - Фи! 32.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, прилагательных и местоимений: врачом – солнцем большого– могучего ☺ (Помню: под ударением пишу О!) 33.Буквы Е и И в корнях с чередованием: наБИРаю – наБЕРу выТИРаю – выТЕРеть уМИРать – уМЕРеть заДИРать – заДЕРешь заПИРать – заПЕРеть БЛИСТать – БЛЕСТеть расСТИЛать – расСТЕЛить выЧИТание – выЧЕТ заЖИГание - заЖЕГ ☺ (Помню: в корне пишу И, если за ним суффикс А ☺ Исключения: сочетание, сочетать, побирушка 34.Чередование –ним-// -а -ин-// -я заНИМать – заНЯть 35.Буквы О и А в корнях с чередованием изЛАГать – изЛОЖить КАСание – КОСнуться ☺ (Помню: в корне пишу А, если за ним суффикс А) б) полногласие и неполногласие: -ОРО- РА (гОРОд –гРАд) -ОЛО-ЛА (хОЛОд –хЛАд) -ЕРЕ- РЕ (бЕРЕг –бРЕг) 36. Корни с чередованием а) ГОРеть –заГАР ТВОРить - уТВАРЬ,ТВОРчество поКЛОНиться – КЛАНяться поКЛОН ЗАРница – ЗАРево, ЗОРи (Помню: без ударения пишутся корни левого столбика, а под ударением любая.) б) ПЛАВать, ПЛЫВунец (но! ПЛОВец, ПЛОВчиха ) 37.Буквы О-А в корне с чередованием -РАСТение – выРАЩивать выРОС ☺ (Помню: А пишу перед СТ, Щ, искл: РОСТов, РОСТовщик, РОСТок, РОСТислав, отРАСль) Буквы О – А в корнях с чередованием СКАКать- выСКОЧить (Помню: А пишу перед К, О перед Ч) Искл.: СКАЧу, СКАЧок ☺ 38. Слабые (безударные) окончания глаголов 1-го и2-го спряжения. (Помню, как определить спряжение:
Не на –ИТЬ, не исключение, Значит 1-е спряжение.
Дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть – искл 2-го спряжения. 39. Гласные О-Е после шипящих и Ц в корне: дешевый, желтый, черный шоссе, жокей (иностр.) ☺ Подсказка! В безударном положенье О пиши ты без сомненья: шоколад, шоссе, шофер, пончо, шовинизм, жонглер, шотландка, ранчо, креп-жоржет, добавь жокей. Ошибок нет! 40.Гласные О-Е после шипящих и Ц в суффиксах сущ., прилаг., наречий дружОК, свинцОВый, грушЕВый, горячО, певучЕ ☺ (Помню: под ударением пишу О) 41.Приставки ПРЕ- и ПРИ- ☺ (Помню: ПРЕ- при значении «очень» и «пере»; ПРИ- при значениях: приближение, присоединение, неполное действие, нахождение около чего-нибудь). Приплыть (приближ.), Прибить (присоедин.) Прибрежный (около берега) Приоткрыть (не совсем открыть) Прехитрый (очень хитрый) Преступник (переступить) 42.Буквы И-Ы в корне после приставок. ☺ (Помню: после приставки на согласную И в корне заменяется на Ы. ПОДыграть (играть), но! Поиграть. Искл.: После СВЕРХ-, МЕЖ-, ДЕЗ- пишу И.: межинститутский, контригра. ☺ Исключение: взимать 43.Дефисное и слитное написание морфем ПОЛ- и ПОЛУ- ☺Помню: правило «Юли» Пол через дефис, если 2-й корень - начинается с заглавной буквы пол-Юли, пол-Светлого - начинается с Л: пол-лимона - начинается с гласной: пол-яблока ☺Помню: ПОЛУ- пишу слитно полумесяц, полукруг 44.Буквы Е-И в суффиксах существительных: комочек –комочка ключик-ключика (Помню: зову на помощь родит. падеж. Если гласная в суфф. выпадает в род. п., то это суф. –ЕК.) 45.Буквы О-А на конце наречий. Направо после этих приставок - О Вправо Задолго (за окнО) Издалека после этих приставок пишу - А Допоздна Справа (с окнА) ☺ (Помню: проверка: после любой приставки ставлю слово «ОКНО») 46.Не с существ., прилагат, нареч. на -о. Общее: если есть противопоставление, То пишу раздельно. Для прилаг. и нареч.: пишу раздельно, если перед НЕ есть слова НИСКОЛЬКО, НИЧУТЬ, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ Если слово перед НЕ начинается с НИ, то пишу раздельно. ☺ (Помню: если слово без НЕ не употребляется, то пишу слитно. Неряха, невзгоды…) 47*.Производные предлоги: из-за, из-под ___ через дефис в__течениЕпред = в__продолжениЕпред =значение времени в течениИ сущ. (реки.., на конце И) в продолжениИсущ. (романа …,пишу И) вследствиЕ пред (= из-за) в__следствиИсущ. ( расследование – пишу раздельно, на конце И) насчетпредлог (= о…, о поездке) на__счетсущ (положить деньги на__счет) в__ заключениЕпредлог (= в конце) в__заключениИсущ (= в тюрьме) ввидупредлог (=из-за, по причине) НО!! Иметь в__виду!(слово «иметь» влияет на раздельное написание) в видепредл. вместопредлог (= за) благодаря = согласно = + кому? чему? вопреки = 48. Дефисное написание частиц -то, -ка,-де,-таки с любыми словами. 49.Слитное написание производных союзов: тоже (= и) также (= и) чтобы (= для того чтобы) (Помню: если ЖЕ, БЫ можно отбросить или переместить в другое место в предложении, то это не союз и ☺ пишу раздельно) потому, оттого 50. Союзы как будто так как = в два слова!! потому что 51.Правописание междометий и звукоподражательных слов: Ну, ох, ах, эй, гм, ура, тьпру… 52. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Белоствольная (белый ствол) Ствол (какой?) белыйподчин Темно-синий (темный и синийсочин) 53*. «Различение частиц Не и НИ». 54.Не с причастиями. ☺Помню случаи раздельного напис-я: а) с краткими причастиями не__прочитанакр.пч б) при противопоставлении не__решенная, а списанная в) у причастий с зависимыми словами, т.е. в причастном обороте не__выполненная вовремяз.с. работа ☺ В остальных случаях пишу слитно. 55.Не с местоимениями. ☺Помню: если между НЕ и Местоим. есть предлог, то пишу раздельно (в три слова) Не у кого – некогонет предлога Не с кем – некемнет предлога 56.Корни с чередованием а) мак//мок мак – «погружать в жидкость» мок - «пропитаться жидкостью» промокашка, обмакнуть б) равн//ровн равн – равный (схожий, одинаковый) ровн – ровный (прямой, гладкий) ☺Помню исключения: ровесник, равнина | 1. Пишу предложение еще раз. 2. Пишу строчку с этим словом. 3. Пишу 3 сущ. или мест. с этим предлогом. 4. Пишу строчку слов с этой приставкой и отмечаю ее. 5. Придумываю 3 слова с эти суффиксом и отмечаю его з) Н, НН у прилагательных ☺Помню: нн пишу, если: - основа сущ. на –Н (банный→баня) - суффиксы –онн-/-енн- (соломЕННый) Исключение: ветреный Но! Безветренный - В словах: стеклянный, оловянный, деревянный и) Н, НН в суффиксах причастий ☺Помню: нн пишу, если: - у прич. есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте написанный (как?) от рукиз.с. документ - при наличии любой приставки, кроме НЕ замеченный, намазанный, но немазаный - если прич. сов. вида (что сделанный?) решенныйсов.в. Исключение: раненый - у прич. на –ованный, -еванный маринованный Исключение: кованый, жеваный ☺Помню: в кратких прич. всегда Н задача (какова?) не решенакр.прич. ☺Помню: есть слова для запоминания к)-очк / корочка, девочка… 6. Пишу на «солнышке» ☼ не менее 5 раз. 7.Пишу строчку слов с той парой, в которой ошибся. 8. Кроме этого слова, пишу еще 2 с ци. 9. Пишу три подобных слова. 10. Пишу 3 слова с разделительным ь. 11.Пишу это слово 2 раза, отмечая приставку и первую гласную корня. 12. Пишу данное слово, определяю часть речи, у существительных надписываю склонение; ь подчеркиваю одной чертой, шипящую – двумя. Над искл. подписываю «искл» 13. Пишу 3 любых глагола 2-го лица; 3 глагола в неопр. форме; 3 глагола в повелит. наклон. ← ☺Помню:у глагола после шипящей всегда пишу ь. 14.Придумываю еще 2 слова с этим буквосочетанием. 15.а) Подбираю и пишу через тире проверочное слово; б) сочиняю еще 3 слова с этим корнем, отмечая корень. 16.а) Подбираю и пишу через тире проверочное слово; б) пишу еще 3 слова с этим корнем. 17.Записываю это числительное, а рядом- еще 2 похожих. ← ☺ 18.Пишу слово 2 раза, подчеркивая двойную согласную. 19.Отмечаю корни, из которых состоит слово, и обвожу кружком соединительную гласную. 20. Подбираю и пишу через тире проверочное слово и еще 3 слова с этим корнем. 21. Пишу 3 глагола или деепричастия с частицей не. Что делать? Что сделать? - Глагол Что Делая? Что сделав? – Дееприч. 22. Задаю к глаголу нужный вопрос: надо (что сделать?) извиниться; он (что сделает?) извинится. 23. Определяю склонение существит-го и подбираю контрольное слово; по дороге (1 скл) – по земле 24. Проверяю вопросом: до (каких?) третьих петухов к (какой?) румяной щеке. 25. Кроме этого, пишу еще 2 похожих. 26. Пишу три слова с этой частицей (раздельно). 27. Пишу три слова на эту букву. 28. Пишу еще 2 слова с этой частицей (через дефис). 29. Пишу еще 2 похожих местоимения или наречия, ставя ударение. 30. Пишу название любой книги. 31. Пишу три подобных слова. 32. Кроме этого, пишу еще 2 подобных слова, ставя в них ударение. 33. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А.
☺Смотрю таблицу ٱ 34. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А. 35. а) Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А. б) Пишу слово дважды. 36. Пишу три слова с данным корнем, отмечая ударение. ☺Исключения: утварь, изгарь, пригарь, выгарки, зоревать, пловец, пловчиха 37. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его.
38. Определяю спряжение глагола. ☺ (Помню окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) – 1 спряж. -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) – 2 спряж.) 39. Русские слова проверяю «родственником», иностранные прорабатываю как словарные слова. ☺ (Помню: сигнал 1,2,3!) ☺ Подсказка: Пишем Ё в словах: дешёвка, Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка, Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр, Печёнка, тушёнка и дирижёр. 40. Пишу еще 2 слова с суффиксом, в котором ошибся, ставлю ударение. 41. Пишу еще 2 слова с этой приставкой. Указываю значение. ☺Помню: если значение не определяется, то это словарное слово. ☺Помню парные слова, отличающиеся одной гласной: прИбытьприезжать -прЕбыватьнаходиться прИемникаппарат - прЕемникпоследователь прИзретьприютить – прЕзиратьненавидеть прИступитьначать - прЕступитьзакон прИтворитьзакрыть - прЕтворитьвоплотить прИдатьдобавить –прЕдатьвыдать прИходящийприходит - прЕходящеевременное 42. Пишу еще 2 слова, подобных этому. ←☺ 43. Пишу еще 2 слова, подобных этому. 44. Пишу слово, рядом его род.п., выделяю суф. Если гласная беглая, то это Е. ←☺ 45. Пишу еще 2 наречия с таким суффиксом. 46. Записываю пример, где ошибся. Указываю часть речи. При раздельном написании двумя чертами подчеркиваю или противо- поставление, или специальные слова, что написаны слева. Не__правдасущ, а ложь. Вовсе не__интересныйприлаг. Ни для кого не__важнонареч. Неряхане употр. 47. Пишу данное слово, определяю часть речи (предлог или сущ-е). Выбираю то, что подходит из написанного слева и отмечаю точно так же. Пишу еще 2 слова с этим предлогом. ______________________________ * Предлоги, не вызывающие трудности: впереди, напротив, возле, кругом, вдоль, вблизи, вокруг, в связи. !!!Предлог « несмотря на» надо отличать от деепричастия «не__смотря на» ! (Помню: деепричастие встречается крайне редко, оно имеет значение «не глядя» и пишется раздельно с НЕ: Он говорил, не смотря дееп на слушателей. Несмотря на пред дождь, мы пошли гулять. Несмотря на предл = вопреки чему-н.) 48. Пишу еще 2 слова с этой частицей. 49. Убеждаюсь, что это союз, а не местоимение с частицей. Пишу данное, надписываю часть речи. ☺ (Помню: по__тому берегу… от__того поворота… Это не союз, потому что рядом есть поясняемые существительные. Можно местоимения «тому», «того» заменить на любое прилагательное.) 50. Прорабатываю как словарное слово.
☺ (Помню: никогда не пиши «буд-то» - это безобразие!! Потому что нет такого слова «буд») 51. Проставляю необходимые знаки препинания. 52. Если прилагательное образовано с подчинительной связью, пишу слитно. Если с сочинительной связью – дефис) Проверяю вопросом при подчинении и соединением союза И при сочинении) (Помню: есть объемная таблица ٱ по теме «Слитное, дефисное и раздельное написание сложных существительных и сложных прилагательных) 53. Обращаюсь за помощью к таблицеٱ «Различение частиц Не и НИ» Выбираю оттуда нужное объяснение. 54. Пишу данное, определяю условия написания (слитно или раздельно), делаю необходимые пояснения (смотрю слева)
55. Пишу данное слово,обозначаю условия выбора, записываю еще 2 примера. 56. Пишу слово, в котором ошибся, определяю значение, записываю его в скобках. Выделяю корень, одной чертой подчеркиваю гласную в корне. |
П У Н К Т У А Ц И Я
Вижу | Прорабатываю |
1. ☼ Запятая при однородных членах предложения. ☺Помню: ставлю запятую не ставлю [ ○,○,○ ]. [ ○ или ○]. [○, но ○] [ ○ и ○]. и = да [○, да ○] да=но [○, а ○] [○, однако ○ ] [○, зато ○ ] [○и○,○и○,○и○] [как ○,так и ○] [не только ○, но и ○] → → → → → → → → → → → → →
2. ☼ Обобщающее слово при однородных членах. ☺Помню: двоеточие или тире [Δ: и ○, и ○, и ○, и ○]. [ Δ: и ○, и ○, и ○, и ○… -]. [ и ○, и ○, и ○, и ○ -Δ]. [Δ, словом: и ○, и ○, и ○, и ○]. [ и ○, и ○, и ○, и ○ – словом, Δ].
3. ☼ Обращение. ☺Помню: обращение всегда выделяется запятыми, а при интонационном выделении знаком «!». [^^^^^ , ……]. [...….,^^^^^ ]. [...,^^^^^ ,… ]. [^^^^^ ! ……]. 4. ☼ Вводные слова, предложения, слова-предложения ДА, НЕТ. ☺Помню: вводные слова всегда выделяются запятыми [+ + + +,….....]. [….....,+ + + +]. […,+ + + +,…]. 5. ☼ Бессоюзные сложные предложения. ☺Помню: между частями ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. а) [ - = ] , [ - = ]. Предложения не распространены. б) [ - = ] ; [ - = ]. Хотя бы одно из предложений имеет внутри свои знаки препинания. в) [ - = ] : [ - = ]. Двоеточие ←☺ Если → [ - = ] : [причина]. [ - = ] : [пояснение]. [ - = ] : [дополнение]. ☺Помню: самоконтроль [ - = ]потому что : [причина]. [ - = ]а именно : [пояснение]. [ - = ]что : [дополнение]. → → → → → → → → → → → → 6. ☼ Сложносочиненные предложения. [ - = ], и [ - = ]. ☺Помню: сочинительные союзы: соединительные: и, да, ни/ни, не только/ но и, как/ так и, тоже, также, да (=и) противительные: а, но, однако, зато, да (=но) разделительные: или, либо, то/то, не то/ не то, или/или, то ли / то ли ☺Помню: в ССП предложения равноправны, нельзя задать вопрос от одного предложения к другому. 7. ☼ Сложноподчиненные предложения. [ - = ] , ( что- = ). [ - = ] – это главное предложение, от него ставят вопрос к придаточному. (что- = ) – это придаточное предл-е, т.е. зависимое. ☺Помню: подчинительные союзы времени: когда, пока, едва, лишь, только условия: если, если/то, раз, если бы… сравнения: как, словно, точно, как будто следствия: так что определительные: какой, который, чей, причины: потому что, так как, ибо, оттого что… цели: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы … уступки: хотя, несмотря на то что, пускай, пусть… изъяснительные: что, кто, чего, о чем, чтобы, чего, чему, кем, о ком… 8. ☼ Прямая речь и цитирование. А: «П.» «П», - а. А: «П!?» «П!?» -а. «П, -а, - п». (если разрыв в простом предложении) «П, -а.- П». (если разрыв на границе двух предложений) «П?! –а. –П».(если на месте разрыва должны стоять ! или ? 9. ☼ Тире между главными членами предложения. ☺Помню: тире ставится, если - оба гл. чл. выражены сущ. в им.п. - оба гл. чл. выражены числительным - оба гл. чл. выражены инфинитивом - один из гл. чл. выражен сущ. в им.п., а другой – инфинитивом - перед сказуемым стоит ЭТО, ВОТ ☺Помню: подсказка Если между гл.чл. можно вставить ЭТО или ВОТ – смело ставь тире. 10. ☼ Тире в неполном предложении ☺Помню: при пропуске любого члена предложения ставлю тире. 11. ☼ Обособленное определение. ☺Помню: обособить – значит выделить на письме запятыми, а в устной речи интонацией. ☺Помню: обособляется определение: - любое, если оно относится к личному местоимению (я, ты, он,она, оно, мы, вы, они + их падежные формы) - распространенное опр-е, стоящее после определяемого слова - однородные опр-я, стоящие после определяемого слова - распростр-е опр-е, имеющее значение причины, может обособ-ся и перед определяемым словом. * Определяемое слово чаще всего является существительным или местоимением. 12. ☼ Обособленное приложение. ☺Помню: приложение – это определение, выраженное сущест-м. ☺Помню: обособляется - распростран-е прилож., если стоит после определяемого слова; - любое приложение, если относится к личному местоимению; - приложение, стоящее после имени собственного и относящееся к нему; 13. ☼ Обособленное обстоятельство. ☺Помню: обособляются - обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом; - обстоятельство с предлогом несмотря на… - обстоят-ва, выраженные существител. с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, в силу, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие * Не обособ-ся слова: сидя, молча, стоя, лежа, нехотя, шутя… * Не обособ-ся обст-ва, выраженные фразеологич. оборотами: спустя рукава, сломя голову, засучив рукава 14. ☼ Обособленное дополнение. ☺Помню: обособляются дополнения с предлогами: кроме, вместо того чтобы, помимо, сверх, за исключением, исключая. 15. ☼ Уточняющие члены предложения. ☺Помню: уточнить – значит конкретизировать, пояснить другой член предложения. Уточ. чл. пр-я всегда выделяются запятыми. Уточ. чл. пр. отвечает на вопрос: Где именно? Куда именно? Когда именно? Откуда именно? Как именно? Почему именно? Куда именно? Зачем именно? →→→→→→→→→→→→→→→→ 16. ☼ Сравнительные обороты и конструкции с союзом как. ☺ смотрю таблицу ٱ
| 1. Подчеркиваю однородные члены, обозначаю знаком «×» главное слово, от которого ставлю вопрос к однородным членам. Строю схему, отмечая всю графику. Легкий ветерок × то просыпался, то утихал. [то ○, то ○ ]. ☺Помню: «золотое правило» При повторяющемся союзе запятая ставится между однородными членами. [ и ○, и ○, и ○, и ○] [ ○, и ○, и ○, и ○] [ или ○, или ○, или ○, или ○] [ ○, или ○, или ○, или ○] 2. Подчеркиваю однородные члены и обобщающее слово, обозначаю знаком «×» главное слово, от которого ставлю вопрос к однородным членам. ☺Помню: обобщающее слово является таким же членом предложения, что и однородные члены. Строю схему, отмечая всю графику. Острогою бьется крупная рыба , как то: щуки, сомы, жерехи, судаки. [Δ, как то: ○, ○, ○, ○]. 3. Подчеркиваю в предложении обращение зигзагом «^^^^^», строю схему. ☺Помню: обращение может быть распространенным! Соседка, перестань срамиться! [^^^^^,….]. 4. Подчеркиваю в предложении вводные слова знаком «+», строю схему. К счастью, никто меня не заметил. [+ + + +,….]. Червяки жили долго и превращались, к великой нашей радости, в куколки. […,+ + + +,…]. 5. Подчеркиваю в предложениях основы (подлежащее и сказуемое). Нумерую предложения «на границе». Строю схему, в которой отражаю условия выбора того или иного знака. Указываю, какие отношения существуют Между предложениями. 1Я знаю1: 2в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.2 [ - = ] : [ = и -,и - ]. БСП [ - = ] : [пояснение]. [ - = ] , (что = и -,и - ). СПП [ - = ] : [ = и -,и - ]. * * * * * * * * * * * * * * * * г) [ - = ] - [ - = ]. Тире ←☺ Если → [время] - [ - = ]. [условие] - [ - = ]. [ - = ] - [вывод]. [ - = ] - [ - = ]. (противопоставление) [ - = ] - [ - = ]. (резкая смена событий ☺Помню: самоконтроль [когда] - [ - = ]. → время [если] - [ - = ]. → условие [- =] - [так что]. → вывод [- =] , а [ - = ]. → противопоставл-е 6. Подчеркиваю в предложениях основы (подлежащее и сказуемое). Нумерую предложения «на границе». Строю схему. 1Тут раздался легкий свист1, и 2Дубровский умолк2. [ - = ], и [ - = ]. ССП 7. Подчеркиваю в предложениях основы (подлежащее и сказуемое. Нумерую предложения «на границе». Строю схему. Обязательно ставлю вопрос от главного к придаточному и определяю разряд придаточного. * Разряд определяют уч-ки 9-11 кл. 1Ямщики подвязали колокольчики1, 2чтобы звон не привлек внимание сторожей.2 [ - = ],зачем? (чтобы - = ).цели СПП
8. Нахожу прямую речь и слова автора, строю схему. А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» А: «П». «Стой, братцы, стой! – кричит мартышка.- Погодите.Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». «П! –а.-П». 9. Подчеркиваю в предложении главные члены, надписываю, чем они выражены, строю схему. Таманьподл – самый скверный городишко из всех приморских городов России. [ ____сущ - =====сущ ]. Чай питьподл. – не дрова рубитьсказ. [ ____инф - =====инф ]. 10. Сочиняю похожее предложение. 11. Подчеркиваю в предложении определение «~~~~~», над определяемым словом ставлю знак ×. Черчу схему. Кругом лежали поля×,׀ укрытые снегом .׀ [×,׀ ~ ~ ~ ~ ~ ׀ ]. ׀Изнуренные, грязные, мокрые ׀, мы ×мест достигли наконец берега. ׀ ~ ~ ~ ~ ~ ׀, ×мест
12. Подчеркиваю в предложении приложение «~~~~~», над определяемым словом ставлю знак ×. Черчу схему. Мы ×мест, ׀учителя ׀, боялись Беликова. [×мест , ׀ ~~~~~~׀ ]. Сегодня в обед Кулига×, ׀табельщик ׀, рассказывал о французских электротехниках. [×собст , ׀ ~~~~~~׀ ]. 13. Подчеркиваю в предложении обстоятельство «-.-.-.-.-», над определяемым словом ставлю знак ×. Черчу схему. ׀Встречая утро ׀, со всех сторон перекликались × фазаны. ׀ Очнувшись д׀, я несколько времени не мог опомниться. 14. Подчеркиваю в предложении дополнение «-----», над определяемым словом ставлю знак ×. Черчу схему. 15. Подчеркиваю в предложении уточняющий член предложения. Знаком «×» отмечаю уточняемое слово. Задаю вопрос. Черчу схему. ☺Помню: - уточнение может присоединяться словами то есть, или; - перед уточ. сл. могут стоять слова: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например… - перед уточ. чл. могут стоять предлоги: кроме, помимо, вместо, наряду, исключая, включая, за исключением 16. Пишу объяснение выбора знака препинания.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка! Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое гла...
Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.
Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...