анализ текста Н.В.Гоголя
план-конспект урока русского языка (11 класс) на тему

 

(1) Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2) Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3) Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым.  (4) У нас не то: у нас есть такие мудрецы,  которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого  их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки.
  (5) Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6) Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника,  куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой... (9) В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (10) «Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11) Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12) «Эхе-хе!»- думаешь себе…
(Н. В. Гоголь.)   
Задания с кратким ответом
1. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.
2. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.
3. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
5. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 5-11.
1) гипербола
2) вопросно-ответная форма изложения
3) синтаксический параллелизм
4) инверсия
5) литота
6) лексический повтор
7) контекстные антонимы
8) сравнение
9) разговорная лексика
6. Запишите текст, раскрыв скобки, выбрав нужные слова (термины).
Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из поэмы «Мёртвые души». Обращение к персонажам (древнерусской литературы, античной мифологии), использование таких синтаксических приёмов, как (риторическое обращение, градация, инверсия) и употребление (фразеологизмов, контекстных антонимов, литоты), например, в предложениях 8-9 отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую (ироничную, ироническую) интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя.
 
 
Прочитайте текст. Выделите микротемы, на их основе составьте план. Совпадает ли количество микротем и абзацев? К какому стилю и типу речи относится текст?
 
 
Вдумайтесь внимательно в то, что я вам скажу, молодые друзья. И не думайте только, что я хочу вам просто «прочесть мораль».
В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важная ступень – любовь к своему народу, к своей стране.
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое - либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или больше того отсутствовало с самого начала.
Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье.
Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.
Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – всё определять в человеке и всё освещать.                                       
                                                                                   (Д.С.Лихачёв)
 
 
Алгоритм работы  (вторичный текст)
 
Сформулируйте проблему, используя вопросительное предложение. (Какую роль в жизни человека играет…? В чем заключается…? )
Выполните текстуальный комментарий. Для этого следует ответить на ряд вопросов: 
а) На каком материале автор раскрывает проблему? К какому стилю и типу речи относится текст?
б)  Что вы можете сказать о композиции (строении) текста?
в) Как выражено отношение автора к  поставленной проблеме? Какие аргументы (доводы) приводит автор, утверждая, что «патриотизм - начало творческое»? 
г) К каким выводам автор подводит читателя?
3. Обозначьте позицию автора. Продолжите предложение: « Автор  убежден в том, что…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...