Олимпиада по русскому языку литературе в 10классе
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) по теме

Сыроватко Галина Юрьевна

Задание для школьного тура .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_10_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Задание 1. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Стипендия, стипендиат, героизм, будущее, деятельный, силуэт, мозаика, идеал.

Задание 2. Вставьте нужные слова из скобок.

1. К. Д. Ушинский - знаменитый русский ... В школу приехал новый ... истории (педагог, преподаватель).

2. Выступавшие критиковали ... в работе. Техник долго не мог обнару жить ... мотора (недостатки, дефекты).

3. Лаборант провел ... крови. При фонетическом ... слов ученик не сде лал ни одной ошибки (анализ, разбор).

Задание 3. Составьте развернутый план ответа по теме: "Роль языка в жизни общества".

Задание 4. Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, корот коволновый.

Задание 5. Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Сапог, сапожник, сапогом, сапожничать, сапожище, сапожки, сапогами, сапожный.

Задание 6. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, алтын, ланиты, псалтырь, геенна, чело.

Задание 7. Допишите фразеологизмы.

Вариться...

Тянуть...

Унести ...

Вскружить...

Дрожит...

Прожужжать...

Держать...

Взять...

Задание 8. Подумайте, каково значение слова анекдот во времена А. С. Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

(А. С. Пушкин "Евгений Онегин".)

Задание 9. Расставьте ударения в словах.

Сорит, полчаса, положил, шофёр, памятуя, цемент, отчасти, паралич, премировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, комбайнёр, черпать.

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Рас ставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Какие художественные средства использует автор? Определите стиль тек ста, обоснуйте свой выбор.

Это была такая ночь какой уже я никогда (н...) видала после. Полный месяц стоял над домом за нами так что его (не) было видно и половина те ни крыши столбов и полотна террасы наискось лежала на песч...ной до рожке и газонном круге. Остальное все было светло и облито сер...бром росы и месячного света. Широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л...жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, бле стя (не) ровным щебнем уходила в туман и (в) даль. Из (за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из (под) оврага подн...мался  р...стущий туман.

(Л.Н. Толстой.)

Литература

Задание 1. Кем и когда был создан журнал "Современник"?

Задание 2. Кому принадлежат эти стихи?

а) Милый друг, я умираю

    Оттого, что был я честен;

    Но зато родному краю,

    Верно, буду я известен.

б) Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

в) И мысли в голове волнуются в отваге,

    И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

    Минута - и стихи свободно потекут.

г) Москва, Москва!

    Люблю тебя, как сын,

    Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

д) Схороните и вставайте.

     Цепи разорвите,        

     Злою вражескою кровью

     Волю окропите.

Задание 3. Какие герои пьес А. Н. Островского произносят эти слова?

а) "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!"

б) "Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез..."

в)  "Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбой ник..."

г) "Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тёплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла..."

д) "Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску мою!"

Задание 4. Определите название художественного произведения и   его автора по описанию усадьбы.

а)  "Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запу щенным садом".

б)  "...На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая дере вушка. Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шап ках и бранились".

Задание 5. Назовите произведения и его автора по имени героя. Что означает это имя?

Митрофан, Лариса, Осип, Софья, Светлана, Эраст, Катерина.

Задание 6. С чьими именами связаны литературные места России?

с. Ясная Поляна, с. Тарханы, Михайловское, г. Нежин, Спасское-Лутовиново, Нижний Новгород, Замоскворечье.

Задание 7. Из данного ряда произведений выпишите названия тех, что созданы И. С. Тургеневым               (или Н. В. Гоголем).

а) "Левша";

б) "Бежин луг";

в) "Горе от ума";

г) "Записки охотника";

д) "Герой нашего времени";

е) "Накануне";

ж) "Хамелеон";

з) "Дворянское гнездо";

и) "Вешние воды";

к) "Тарас Бульба"; .

л) "Невский проспект";

м) "Ревизор".

Задание 8. Дайте определение эпиграммы, баллады, эпитафии, сонета, басни, мелодрамы.

Задание 9. Назовите имена художников-передвижников. Какие картины  ими созданы?

Задание 10. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина "Призна ние" (или напишите рецензию на рассказы A. IL Чехова "Смерть чиновника", "Экзамен на чин").

ПРИЗНАНИЕ

Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно - я зеваю;

При вас мне грустно - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

 Вы улыбнетесь - мне отрада;

Вы отвернетесь - мне тоска; За день мучения - награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри спустя,

-Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам моё несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоём,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! Сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

(1826г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма по русскому языку в 10классе

Рабочая программа написана с учётом требований к изучению русского языка в выпускных классах и подготовки к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?»

Данный  урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода.  На уроке совершенствуются  навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 10классе

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по р...

тематическое планирование по русской литературе в 10классе

Тематическое планирование по русской литературе в 10классе 4ч. в нед. по учебнику-хрестоматии для нац.школ.  Авт.-сост.Бирюкова С.К.и др....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10классе

Планирование составлено по учебнику Русский язык. 10 – 11 классы Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной. – М.: Русское слово, 2014. – 448с....

Рабочая программа по русскому языку (практикум) 10класс

Календарно-тематическое планирование к программе по русскому языку (практикум)основного общего образования   составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной п...