Урок русского языка в 10 классе "Авторские знаки препинания"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Дуренкова Светлана Анатольевна

Открытый урок проведен в рамках предметной недели после изучения темы "Пунктуация". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_znaki_urok_10_klass_.docx20.55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

на тему «Авторские знаки препинания»

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование понятий о функциях, назначении авторских знаков препинания. Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

2. Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.  Развитие монологической речи учеников, умения анализировать свою деятельность.

3. Воспитание уважительного отношения к родному языку.  Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков. Воспитание внимательного читателя.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, словарь иностранных слов, учебник, тетради; презентация по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания (Фронтальная устная проверка синтаксического разбора предложений домашнего упр.444)
  2. Синтаксическая разминка (у доски по карточке ученик разбирает предложение:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят.

( при проверке работы обращаем внимание на изобразительные средства – метафору «купола горят», синтаксический параллелизм, правильность произношения слова «звонЯт»)

  1. Создание проблемной ситуации.

- Объясните постановку знаков препинания, сформулируйте пунктуационные правила. ( выясняем, что в предложении тире стоит не по правилам. Выясняем, что это авторский знак препинания. Автор стихотворения – Марина Цветаева).

  1. Сообщение ученика – краткая биографическая справка о поэтессе(слайд1)
  2. Сообщение темы и цели урока (слайд 2)

– Готовясь к экзамену по русскому языку, вы нашли ответ на вопрос, какова роль знаков препинания. Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема “Авторские знаки препинания”. Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Попутно займёмся конспектированием текста на лингвистическую тему. Откроем тетради, запишем число, тему урока.

7. Подготовка к изучению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд 3).

(Звучит музыкальная композиция)

– В минуты душевного подъёма, тревожных раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки книги любимых поэтов и находили там строки, созвучные строю души, строки участия и сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны при кажущейся трудности прочтения. Я хочу предложить вам стихи моей любимой поэтессы Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут (слайд 4).

У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение “Моим стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем его (слайд 5). Чтение стихотворения учащимися.

– Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).

Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.

“Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться” – писал К.Паустовский.

Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски).

– Ребята, вас ожидает сюрприз. По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама

Марина Цветаева (слайд 6).

Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.

8. Объяснение нового материала.

– Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. Какую роль они играют? Ответ на этот вопрос легко найти в нашем учебнике. Откроем книгу на странице 114 и исследуем материал, предложенный нам (работа с книгой).

Авторский знак привлекает внимание читателей:

– выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания 
(слайд 7, 8).

9. Закрепление темы.

                           1 .Работа в группах.

– Ребята, предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает задание (Приложение №1).
– Попытайтесь объяснить постановку авторских знаков. В помощь вам предлагается подборка ответов.

                           2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в  карточке (слайды 9, 10, 11).

– Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.

“Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это “как удары сердца”. Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 12)

10. Обобщение изученного материала.

– Ребята, готовясь к написанию изложения, вы овладели навыками сжатия текста (слайд 13). А сжатое изложение не напоминает вам конспект?( по словарю находим определение слова «конспект»)

Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало “обзор”.При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.

                                  1. Работа в парах.

– Каждому из вас предложен текст об авторских знаках, попробуйте сжать его (работа ведётся по трём текстам). Воспользуйтесь памяткой.

                           Памятка.

1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выделите ключевые слова и фразы.
3) Определите микротемы текста.
4) Сжато передайте содержание текста.
                          2. Анализ сжатых текстов у доски. Обсуждение способов сжатия 
(слайды 14,15,16).

11. Подведение итогов.

– Ребята, какие знаки препинания мы называем авторскими?
– Какие авторские знаки используются чаще?
– С какой целью они используются автором (
слайд 17)?

Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.

12. Домашнее задание

Ребята, в ходе сегодняшнего урока мы анализировали поэтические тексты М.Цветаевой. Хочется надеяться, что поэзия Серебряного века заинтересовала вас. Исследуйте тексты В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите примеры использования в них авторских знаков (слайд 8). Или - Упр.448 (на выбор)

13. Тест по пройденной теме с последующей самопроверкой по ключам. Самооценка по критериям.

14. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторские знаки препинания

Слайд 2

В минуты тревожных раздумий…

Слайд 3

Марина Цветаева

Слайд 4

Моим стихам написанным так рано Что и не знала я что я поэт Сорвавшимся как брызги из фонтана Как искры из ракет Ворвавшимся как маленькие черти В святилище где сон и фимиам Моим стихам о юности и смерти Нечитаннным стихам Разбросанным в пыли по магазинам Где их никто не брал и не берет Моим стихам как драгоценным винам Настанет свой черед

Слайд 5

Моим стихам , написанным так рано , Что и не знала я , что я - поэт , Сорвавшимся , как брызги из фонтана , Как искры из ракет , Ворвавшимся , как маленькие черти , В святилище , где сон и фимиам , Моим стихам о юности и смерти , - Нечитаннным стихам ! - Разбросанным в пыли по магазинам ( Где их никто не брал и не берет !) , Моим стихам , как драгоценным винам , Настанет свой черед .

Слайд 6

I. Знаки препинания в конце предложения. II. Знаки препинания в простом предложении. 1. Тире между подлежащим и сказуемым; Тире в неполном предложении. 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами; - при обособлении; - при обращениях, вводных словах. III . Знаки препинания в сложных предложениях: - в сложносочиненном предложении; - в сложноподчиненном предложении; - в бессоюзном предложении. IV . Знаки препинания при прямой речи, цитатах. V. Авторские знаки препинания.

Слайд 7

Авторские знаки препинания не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл. Авторский знак привлекает внимание читателей: - выражает особую авторскую интонацию; - имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова; - подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания. Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).

Слайд 8

Вариант 1 1. Я знаю, наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. 2. Имя твоё – птица в руке. 3. Далеко – в ночи – по асфальту – трость. 4. Дверь настежь – в ночь – под ударом ветра.

Слайд 9

Вариант 2 1. Ты меня никогда не ославишь: Моё имя – вода для уст! Ты меня никогда не оставишь: Дверь открыта, и дом твой – пуст! 2. Мало – тебе - дня, Солнечного огня!

Слайд 10

Вариант 3 1. Дом – юности моей день. 2. Наша совесть – не ваша совесть! 3. У меня в Москве – купола горят, У меня в Москве – колокола звонят.

Слайд 11

« Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» - так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это «как удары сердца». Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны.

Слайд 12

Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало «обзор». При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника. Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п. Памятка. 1.Внимательно прочитайте текст. 2.Выделите ключевые слова и фразы. 3.Определите микротемы текста. 4. Сжато передайте содержание текста.

Слайд 13

авторская пунктуация , несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.

Слайд 14

Марина Цветаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"

Цель: Систематизировать изученное по теме.           Развивать практические умения и навыки работы с тестами...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....

Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"

Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"...