Урок русского языка в 10 классе "Авторские знаки препинания"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Открытый урок проведен в рамках предметной недели после изучения темы "Пунктуация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.55 КБ |
![]() | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе
на тему «Авторские знаки препинания»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Формирование понятий о функциях, назначении авторских знаков препинания. Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
2. Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развитие монологической речи учеников, умения анализировать свою деятельность.
3. Воспитание уважительного отношения к родному языку. Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков. Воспитание внимательного читателя.
Оборудование урока: медиапроектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, словарь иностранных слов, учебник, тетради; презентация по теме.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (Фронтальная устная проверка синтаксического разбора предложений домашнего упр.444)
- Синтаксическая разминка (у доски по карточке ученик разбирает предложение:
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят.
( при проверке работы обращаем внимание на изобразительные средства – метафору «купола горят», синтаксический параллелизм, правильность произношения слова «звонЯт»)
- Создание проблемной ситуации.
- Объясните постановку знаков препинания, сформулируйте пунктуационные правила. ( выясняем, что в предложении тире стоит не по правилам. Выясняем, что это авторский знак препинания. Автор стихотворения – Марина Цветаева).
- Сообщение ученика – краткая биографическая справка о поэтессе(слайд1)
- Сообщение темы и цели урока (слайд 2)
– Готовясь к экзамену по русскому языку, вы нашли ответ на вопрос, какова роль знаков препинания. Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема “Авторские знаки препинания”. Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Попутно займёмся конспектированием текста на лингвистическую тему. Откроем тетради, запишем число, тему урока.
7. Подготовка к изучению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд 3).
(Звучит музыкальная композиция)
– В минуты душевного подъёма, тревожных раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки книги любимых поэтов и находили там строки, созвучные строю души, строки участия и сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны при кажущейся трудности прочтения. Я хочу предложить вам стихи моей любимой поэтессы Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут (слайд 4).
У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение “Моим стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем его (слайд 5). Чтение стихотворения учащимися.
– Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).
Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.
“Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться” – писал К.Паустовский.
Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски).
– Ребята, вас ожидает сюрприз. По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама
Марина Цветаева (слайд 6).
Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.
8. Объяснение нового материала.
– Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. Какую роль они играют? Ответ на этот вопрос легко найти в нашем учебнике. Откроем книгу на странице 114 и исследуем материал, предложенный нам (работа с книгой).
Авторский знак привлекает внимание читателей:
– выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания (слайд 7, 8).
9. Закрепление темы.
1 .Работа в группах.
– Ребята, предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает задание (Приложение №1).
– Попытайтесь объяснить постановку авторских знаков. В помощь вам предлагается подборка ответов.
2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в карточке (слайды 9, 10, 11).
– Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.
“Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это “как удары сердца”. Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 12)
10. Обобщение изученного материала.
– Ребята, готовясь к написанию изложения, вы овладели навыками сжатия текста (слайд 13). А сжатое изложение не напоминает вам конспект?( по словарю находим определение слова «конспект»)
Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало “обзор”.При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.
1. Работа в парах.
– Каждому из вас предложен текст об авторских знаках, попробуйте сжать его (работа ведётся по трём текстам). Воспользуйтесь памяткой.
Памятка.
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выделите ключевые слова и фразы.
3) Определите микротемы текста.
4) Сжато передайте содержание текста.
2. Анализ сжатых текстов у доски. Обсуждение способов сжатия (слайды 14,15,16).
11. Подведение итогов.
– Ребята, какие знаки препинания мы называем авторскими?
– Какие авторские знаки используются чаще?
– С какой целью они используются автором (слайд 17)?
Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.
12. Домашнее задание
Ребята, в ходе сегодняшнего урока мы анализировали поэтические тексты М.Цветаевой. Хочется надеяться, что поэзия Серебряного века заинтересовала вас. Исследуйте тексты В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите примеры использования в них авторских знаков (слайд 8). Или - Упр.448 (на выбор)
13. Тест по пройденной теме с последующей самопроверкой по ключам. Самооценка по критериям.
14. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В минуты тревожных раздумий…
Марина Цветаева
Моим стихам написанным так рано Что и не знала я что я поэт Сорвавшимся как брызги из фонтана Как искры из ракет Ворвавшимся как маленькие черти В святилище где сон и фимиам Моим стихам о юности и смерти Нечитаннным стихам Разбросанным в пыли по магазинам Где их никто не брал и не берет Моим стихам как драгоценным винам Настанет свой черед
Моим стихам , написанным так рано , Что и не знала я , что я - поэт , Сорвавшимся , как брызги из фонтана , Как искры из ракет , Ворвавшимся , как маленькие черти , В святилище , где сон и фимиам , Моим стихам о юности и смерти , - Нечитаннным стихам ! - Разбросанным в пыли по магазинам ( Где их никто не брал и не берет !) , Моим стихам , как драгоценным винам , Настанет свой черед .
I. Знаки препинания в конце предложения. II. Знаки препинания в простом предложении. 1. Тире между подлежащим и сказуемым; Тире в неполном предложении. 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами; - при обособлении; - при обращениях, вводных словах. III . Знаки препинания в сложных предложениях: - в сложносочиненном предложении; - в сложноподчиненном предложении; - в бессоюзном предложении. IV . Знаки препинания при прямой речи, цитатах. V. Авторские знаки препинания.
Авторские знаки препинания не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл. Авторский знак привлекает внимание читателей: - выражает особую авторскую интонацию; - имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова; - подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания. Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).
Вариант 1 1. Я знаю, наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. 2. Имя твоё – птица в руке. 3. Далеко – в ночи – по асфальту – трость. 4. Дверь настежь – в ночь – под ударом ветра.
Вариант 2 1. Ты меня никогда не ославишь: Моё имя – вода для уст! Ты меня никогда не оставишь: Дверь открыта, и дом твой – пуст! 2. Мало – тебе - дня, Солнечного огня!
Вариант 3 1. Дом – юности моей день. 2. Наша совесть – не ваша совесть! 3. У меня в Москве – купола горят, У меня в Москве – колокола звонят.
« Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» - так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это «как удары сердца». Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны.
Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало «обзор». При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника. Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п. Памятка. 1.Внимательно прочитайте текст. 2.Выделите ключевые слова и фразы. 3.Определите микротемы текста. 4. Сжато передайте содержание текста.
авторская пунктуация , несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.
Марина Цветаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-268345-1592898118.jpg)
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-535776-1639889493.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
Цель: Систематизировать изученное по теме. Развивать практические умения и навыки работы с тестами...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-831784-1476627594.jpg)
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119458-1550640600.jpg)
Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"
Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"...