Урок развития речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_i.popova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Вымь

Конспект  урока развития речи в 7 классе.

         

Подготовка к  сочинению  по картине И.Попова «Первый снег».

Учитель русского языка и литературы –

Морозова Марианна Борисовна

Цель: познакомить учащихся  с содержанием картины И.Попова «Первый снег».

Задачи:

-совершенствовать навыки написания сочинения по картине; углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи;  

-развивать умение  всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать за состоянием природы и человека;

 -воспитывать чувство  прекрасного в природе и в речи.

Организационный момент.

-Добрый день. Начинаем урок развития речи, и я вновь приглашаю вас

 в мир прекрасного, в мир искусства, в мир живописи.

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И.Попова «Первый снег».

1).Речевая разминка.

-На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зоркости глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

-Для начала проведем речевую разминку.

Обратимся к предложенным текстам.

Текст № 1

   Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.

Текст № 2

   Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.

                                                                                     

-В каком тексте описываются снежинки вообще, а в каком конкретная снежинка?

-О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?

 (Материал, форма, причина образования).

-Как говорится об этих же признаках в другом тексте?

 (Конкретно, с выражением личного отношения к снежинке, упавшей на руку).

-Почему так различаются эти описания? Ведь описывается один и тот же предмет – снежинка.

 (Эти отрывки разные по стилю).

-Обратите внимание на построение 1 –го текста – описания. Какова его структура?

  1. Общее впечатление о предмете.
  2. Указание на признаки, детали предметов.
  3. Отношение к предмету.

-Как эта структура реализована в тексте?

1.Какая чудесная снежинка села на мою ладонь.

2.Детальное рассмотрение признаков предмета.

3.Жаль, что исчезла красота.

- Заметьте, что 1-е предложение служит формулировкой основной мысли текста. Доказывает ли автор последующим описанием основную мысль?

-Может ли оставить равнодушным это описание? Не появилось ли у вас желания остановиться и рассмотреть знакомую незнакомку – снежинку?

-Вы сумели проанализировать это описание. Но как же описать картину самим, как построить работу над сочинением?

На основе анализа этого отрывка сделаем выводы, составим план работы:

 2).Цель урока:

-Как вы думаете, что самое важное предстоит вам  сделать, чтобы правильно описать картину?

(Важно  понять замысел художника, и уже потом создать высказывание по теме картины, выразить своё отношение к изображенному на картине).

-Это очень трудная задача – уловить и словесно передать сложные, порой противоречивые чувства человека, вызванные состоянием окружающей среды. Известные мастера слова, живописи, музыки делали это очень искусно. Попытаемся и мы точно и выразительно, в художественном стиле описать свои чувства от увиденной пейзажной зарисовки И.Попова «Первый снег».

Поможет в этом план работы над сочинением.  

3) План работы над сочинением:

Для этого:

1.Рассмотреть картину, выделить части, детали.

2.Определить тип речи (описание).

3.Стиль речи (художественный).

4.Сформулировать основную мысль, тему (предмет в целом) и микротемы (детали, признаки).

5.Отобрать языковые средства, необходимые, уместные при написании сочинения.

-Этот план поможет вам правильно построить сочинение.

4).Беседа по содержанию  картины.

-Рассмотрите внимательно репродукцию и определите жанр

 (портрет, пейзаж, сюжетная картина).

-Нам нужно передать состояние окружающего мира и человека.

-Какими синонимами можно передать лексическое значение слова «состояние»

 (Настроение, самочувствие, расположение духа).

-А можно ли сказать: какое настроение у создателя  этой картины?

(Да, автору радостно наблюдать обновление природы, он не налюбуется красотой первого снега).

-Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?

(Состояние природы вызвано наступлением зимы, а самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Запишем вывод:

В текстах – описаниях состояния окружающей среды и человека передается постоянная на данный момент картина мира и настроение человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано.

-Итак, представьте, проснувшись однажды рано утром и подойдя к окну, вы восхищенно ахнули: выпал снег! Вам просто необходимо поделиться своей радостью! С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете лист бумаги…

 -О чем рассказать в первую очередь? Как выразить свое восхищение? И вот здесь вам помогут средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.

-Рассказать о первом снеге, о наших чувствах поможет картина И.Попова «Первый снег».

-Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?

( Улица города: тротуары,  мостовая, высокие дома, телефонная будка, дети, собака, деревья, снег, небо, воздух ).

-Каковы признаки этих предметов?

Мостовая, тротуары, крыши домов покрыты белым снегом.

Снег белый, чистый,  легкий, мягкий, пушистый.

Снег сверкающий, искрящийся, переливающийся на солнце, свежевыпавший, хрустящий.

Он может порхать, лететь, валить, сыпать; плавно опускаться, весело кружить, ослепительно блестеть.

Воздух прозрачный, свежий.

Небо сиреневое, светлое.

Девочки радостные, веселые, счастливые.

Жители домов, случайный прохожий, собака,- все удивленные, радостные.

-Почему вдруг замер  щенок? Возможно, он впервые в своей жизни видит снег? А может, тоже не может скрыть своего восторга?

-И прохожий в телефонной будке, и малыш у окна – все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8:00. О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

-Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?

(Вся картина пронизана ощущением свежести, мягкости.)

-Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами он пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как первый снег?

(Художник использует определенные краски: неяркие, прозрачные, желтые, белые, розовые, светло-коричневые).

5).Сравнение картины И.Попова «Первый снег»  и музыкального произведения П.И.Чайковского  «Времена года» (фрагмент).

-Прослушайте зимний фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

-Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при ее прослушивании?

6).Сравнение картины И.Попова «Первый снег» и отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

-В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

-Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

(Поэт восхищается  началом зимы, олицетворяет природу – «зимы ждала, ждала природа»; передает ее красоту-«зимы блистательным ковром»).

-Вспомните, в начальной школе вы описывали картину А.А.Пластова «Первый снег». (Показ репродукции). «Прозрачная пелена падающего крупными слипшимися хлопьями снега заволакивает и мужика в санях, и его лошадку, и ряд домиков по ту сторону деревенской улицы, которые укрылись снегом, как белыми платками. Слабый ветер, несущий хлопья снега, раскачивает желтовато-черные пряди листвы березы. А на переднем плане – выскочившие на крылечко дети. Ах, как радуются, как ликуют их сердца!.. Начинается зима – санки, коньки, ледышки! Улыбающееся, счастливое личико поднято к небу, словно она всею кожей пытается ощутить свежесть холодного, тающего на ее горячих губах снега…»

-Итак, мы увидели изображение природы и ее восприятие человеком в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия дает Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображенная природа.  ( В живописи – красками, в музыке – звуками, в литературе – словами).

-Попробуйте отметить, что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

(Авторы этих произведений  стремятся передать свое отношение к явлениям природы).

-Мы в начале урока говорили, что очень трудная задача – уловить и словесно передать сложные, порой противоречивые чувства человека, вызванные состоянием окружающей среды. Известные мастера слова, живописи, музыки делали это очень искусно. Попытайтесь теперь и вы точно и выразительно, в художественном стиле описать свои чувства от увиденной пейзажной зарисовки И.Попова «Первый снег», используя материал урока.

7). Словарная работа.

-В сочинении желательно использовать словосочетания с наречиями, помогающими ярче, живее представить действия предметов.

На доске:

 

  Скрипящий под ногами снег; белый пушистый ковер; вкусный запах зимнего воздуха; морозный воздух; дома, покрытые белыми шапками; глубокие следы; крупные хлопья снега; снежинки, похожие   на парашютики;  темнеющие деревья; прогнувшиеся от тяжести ветви; как в сказке.

8) Закрепление изученного материала  (устное сочинение по картине).

Сочинение по картине

И.Попова «Первый снег».

    Перед нами пейзажная зарисовка И.Попова «Первый снег».

Художник изобразил городскую улицу в начале зимы. Мостовая, тротуары, крыши желто-коричневых домов,- все покрылось неожиданно  выпавшим за ночь снегом. Белый, пушистый, снег искрится и освещает все вокруг. Он летит, кружится,  падает на землю. Крупные хлопья снега покрыли бело-розовым ковром всю землю, а дома одели в белые шапки. Небо стало необычным, по-зимнему  сиреневым. Рядом с домами видны прогнувшиеся от тяжести снега ветви деревьев.

    Эта светлая радость природы естественным образом передалась и людям. Дети не в силах сдержать восторга от встречи с первым снегом. Девочки выбежали на улицу, прыгают, радуются, весело ловят руками белые снежинки. Они с удовольствием вдыхают вкусный запах зимнего воздуха. Восхищаются чудом преобразования  природы жители домов и  прохожий в телефонной будке. Даже собака учуяла необыкновенную  свежесть зимнего утра. Город будто умылся и посветлел, как в сказке.

Автору удалось проникнуть в одну из тайн природы - снегопад.

   Для передачи своих чувств художник  использовал  светлые оттенки

 желтого, сиреневого, светло-коричневого. Мы искренне

любуемся красотой зимнего утра, изображенного на картине.    

 

9). Подведение итогов урока, информация о домашнем задании (написать сочинение по картине И.Попова в форме дневниковых записей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...