МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по теме
МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал содержит теоретические и практические сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия традиционных компонентов учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю- руководителю проекта вместе с учащимися.
2 .Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками.
4. Результатом работы над проектом является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Итак, проект – это «5 П»:
ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки:
лабораторный эксперимент, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация наиболее сложна. Участвуя в нем, уч-ся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:
1)Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины или соруководитель. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, лингвистическими, культуроведческими и др.
Такие проекты могут проводиться в рамках классно - урочной деятельности.
2.Межпредметные проекты выполняются только во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Классификация проектов по продолжительности:
1.Мини-проекты (1-2 урока)
2.Краткосрочные проекты (4-6 уроков) Уроки используются для координации деятельности групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
3.Недельные проекты (30-40 часов). Целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, натурные видеосъемки и др.)
4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время (от формулировки проблемы до презентации на научно-практической конференции)
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности.
Главные цели данного метода:
1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
а) через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения задания.
2.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата. Роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение.
3.Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы. Проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы)
ДЕВИЗ ПЕДАГОГА: «Я ВМЕСТЕ С ТОБОЙ», «НЕ НАВРЕДИ»
Практика работы отечественных школ рубежа ХХ-ХХ1 в.в. показывает, что проект, действительно «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 мин. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве Д.З. к очередному уроку уч-ся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.
И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.
МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Впервые познакомилась с методом проекта в 2005 году, когда в школе проходил региональный семинар на базе сотрудничества с институтом непрерывного образования города Новокузнецка. Был задуман интегрированный урок в 6 классе на тему «Кузбасс мне дорог, я горжусь Россиею, ну, а люблю Малиновку мою». Класс разбили по интересам на 3 группы: по истории, природоведению и литературе. Руководителем последней группы стала я. Во многих источниках по инновационной работе на вопрос: «С чего начинать?» читаешь ответ: «С ликбеза». Поэтому мной была проработана статья московского профессора А.С.Сиденко « Метод проектов: история и практика применения», только после обсуждения с другими педагогами о методике работы с методом проекта была начата работа с группой детей.
Сложностей с выбором проблемы у нас не было: тема была задана: рассказать о талантливых людях Малиновки. Имена определились в результате « мозгового штурма» быстро. Проблемы возникли позже, по ходу сбора информации: надо было договориться с людьми о встрече, подстроиться под их рабочий день, т.е. информацию приходилось добывать во внеурочное время. Обработка информации, оформление работы, репетиции с ведущими и презентация получившегося сборника – все прошло как по маслу. Сборник «Мы ищем таланты» имел большой успех и был включен в общий сборник под названием «Кузбасс мне дорог, я горжусь Россиею, ну, а люблю Малиновку мою», который после был выставлен в библиотеках поселка.
Какие плюсы и минусы я вынесла после первой пробы? Такая работа очень сближает детей: в результате сбора информации мы с группой сходили на концерт, посетили ДЮСТШ, картинную галерею. Везде нам были рады и принимали как долгожданных гостей: дети почувствовали свою значимость и важность своей работы. Кстати, 3 ученика после проведенной работы записались в художественную школу,2-е в музыкальную, все попробовали писать стихи.
В ходе работы прививаются общеучебные умения и навыки: рефлексивные, поисковые, навыки оценочной деятельности, работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные. Захотелось больше узнать о данном методе, т.к. я поняла, что работа сложная, занимает очень много времени.
Прошла курсовую переподготовку в 2006 году в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, где выполнила итоговую работу на тему: «Методика организации проектной деятельности учащихся». Расширив знания, продолжила работу по данному методу.
Летом 2006 года с группой школьников отправилась по турпутевке в Петербург. Это была у меня вторая поездка в качестве руководителя (до этого возила группу в 2000 году). Изначально я решила совместить приятное с полезным и проверить метод проекта во внеурочной деятельности, когда все время может быть отдано получению информации. Вместе с группой детей были заранее запланированы места посещения. Учащиеся окончили 9 класс, как раз изучили творчество А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Была поставлена проблема: в каких произведениях изученных писателей и поэтов фигурируют Петербург и Москва? Роли были распределены следующим образом: фотографы (у кого свои фотоаппараты), корреспонденты (кто будет записывать все самое интересное, беседовать с москвичами и петербуржцами), литературоведы (их задача - заранее в блокноты выписать строчки с образами Петербурга и Москвы). Поездка была рассчитана на неделю, поэтому все ребята с удовольствием приняли участие в проекте. Работа отслеживалась каждый вечер. Фотографии были напечатаны, куплены сувениры, открытки, брошюры.
В поезде, на обратной дороге, группе нужно было подобрать соответствующий материал к тому, что успели запечатлеть на фотографиях, а также написать впечатления от поездки. Таким образом, был создан проект «Экскурсия в литературные столицы».
В поезде, понятно, работа была сделана в черновом виде, по приезду продолжена над оформлением сборника, и осенью учащимися была показана презентация экскурсии в электронном виде с чтением своих впечатлений от увиденного.
В чем преимущество групповых проектов?
1.Формируются навыки сотрудничества (как уже было сказано выше).
2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
3.Каждый этап работы имеет своего лидера, и, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон наиболее активно включен в определенный этап работы.
4.В рамках группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и «+» влияет на качество выполнения проекта.
Позже я решила попробовать поработать с персональным проектом.
В чем преимущество персональных проектов?
1.План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
2.У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
3.Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
4.Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
С 15.09 по 15.10 2007 года телевидением 10 канала был объявлен областной конкурс «Мой любимый город», где приняла участие ученица 5 класса с персональным проектом «Мой любимый уголок». Сначала просмотрели ряд фотографий истории Малиновки, затем нужно было пообщаться с долгожителями поселка. Ученица из семьи коренных малиновцев, живет с мамой, бабушкой и дедушкой, поэтому беседу проводила дома. В результате была выполнена работа о любимом уголке своей семьи – месте нахождения дома, где живет семья (уголок сфотографирован). Работа была откорректирована по минимуму и отправлена на конкурс, где заняла 1 место. Презентация победивших работ проходила в джаз – клубе «Геликон», где работу читала преподаватель Педагогической академии Гончарова Наталья Николаевна (мой педагог по античной литературе). В результате девочка была удостоена путевки в Грецию на летних каникулах.
2008 год в России был объявлен годом Семьи. Областной газетой «Кузбасс» объявлен конкурс «История из семейного архива», в котором мы приняли участие с персональным проектом. Мотивация была высокая: не только написание статьи в газету с целью привлечь внимание государства к отдельно взятым семьям, но и подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку (аргумент на основе знаний или жизненного опыта по проблеме памяти). Работа заняла всего несколько дней. Ученица плодотворно в результате беседы с бабушкой по отобранным фотографиям собрала материал для проекта. Помогли также надписи на фотографиях (своеобразные письма). Единственная проблема была в отправке работы по электронной почте. Проект работы был напечатан в октябрьском номере газеты, а также статья вышла в Интернете. Можно сказать, ученица успешно защитила работу, но самое, конечно, важное – это то, что у ребенка остались знания по заданной проблеме, и, если попадется на ЕГЭ вариант с подобной проблемой, то вопросов не возникнет, о чем писать.
Мой последний проект по литературе в 10 классе посвящен 210-летию со дня рождения любимого многими А.С.Пушкина. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку, часто сталкиваемся с проблемой выбора книги. Ни для кого не секрет, что дети перестали читать. Задача учителя – приобщить учащихся к чтению, чтобы чтение стало призванием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"
материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы
из опыта работы по теме...
Метод проектов на уроках русского языка и литературы
Использование метода проектов на уроках РЯиЛ...
- Мне нравится (1)