Сжатое изложение в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Данная презентация поможет вам смоделировать урок подготовки к сжатому изложению текста научно-популярного стиля речи в 6-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie_6_klass.ppt | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь. исходный текст
В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком.
К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша.
Слова для справок Красный угол – передний, где иконы и стол. Утварь – предметы обихода: посуда, орудия домашнего труда. Гон е бная (рухлядь) – относящаяся к ямской гоньбе, то есть повинности ямщиков доставлять почту и пассажиров на лошадях (гоньба – от гнать)
1. Тема текста Анализ текста изба и усадьба русского ямщика
2. Стиль текста научно-популярный
3. Микротемы текста 1 микротема: обстановка внутри избы убога, жить в такой избе тяжело 2 микротема: зимними вечерами семья занята хозяйственно-практическими делами 3 микротема: двор укреплен и удобен для ведения хозяйства
4. Идея всего текста Изба и двор ямщика строились с ориентацией прежде всего на хозяйственно-практическую деятельность семьи ямщика
5. Способы сжатия текста 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) упрощение сложных синтаксических конструкций ;
Использованные в изложении способы сжатия 1 абзац: исключение, обобщение 2 абзац: обобщение, упрощение, исключение 3 абзац: обобщение, исключение
5. Сжатие текста Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. (Избы ямщиков строились курными и отапливались печами без труб). Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. (Даже в солнечный день свет с трудом проникал сквозь маленькие оконца). Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь. (Мебели в избе было мало: лавки и большой стол в красном углу под иконой. На полках стояла деревянная утварь.)
В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. (Зимними вечерами семья собиралась вокруг стола и занималась хозяйственными делами.) Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. (Мерцающий свет лучины освещал эту картину).
К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. (К избе примыкал двор, где содержался скот и хранилась «гонебная рухлядь». Ямской двор был своеобразной крепостью, защищавшей хозяев от непрошеных гостей).
Можно приступать к работе Избы ямщиков и их семей, чаще всего строились курными. Печь занимала половину избы. В солнечный день свет плохо проникал сквозь маленькие оконца. Мебели было мало. На полках стояла деревянная утварь. Избы таких людей были очень скромны.
В зимние вечера семья собиралась около стола. В железном блюдце поблескивала свеча, освещающая комнату. (Пропущена микротема: зачем семья собиралась вокруг стола)
К избе примыкал обширный двор с большим количеством скота. На дворе хранилась гонебная рухлядь. Каждый ямской двор как крепость, защищенная от воров и диких зверей под охраной самих хозяев . В местах, где шел сильный снег, ямщики и их семьи возводили крыши .
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.
Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...
Сжатое изложение. 9 класс.
ГИА....
памятка по написанию сжатого изложения. 9 класс
Основные приемы компрессии текста. Памятка для девятиклассников, сдающих ОГЭ....
Подготовка к сжатому изложению. 9 класс.
Подготовка к сжатому изложению ОГЭ 9 класс...
Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс
Методическая разработка...
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс...
Методическая разработка "Подготовка к сжатому изложению 9 класс"
Данный урок в 9 классе...