Сжатое изложение в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Рожко Оксана Викторовна

Данная презентация поможет вам смоделировать урок подготовки к сжатому изложению текста научно-популярного стиля речи  в 6-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon szhatoe_izlozhenie_6_klass.ppt372 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение в шестом классе Презентация выполнена методистом по русскому языку Рожко О.В. (ГОУ 254)

Слайд 2

Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь. исходный текст

Слайд 3

В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком.

Слайд 4

К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша.

Слайд 5

Слова для справок Красный угол – передний, где иконы и стол. Утварь – предметы обихода: посуда, орудия домашнего труда. Гон е бная (рухлядь) – относящаяся к ямской гоньбе, то есть повинности ямщиков доставлять почту и пассажиров на лошадях (гоньба – от гнать)

Слайд 6

1. Тема текста Анализ текста изба и усадьба русского ямщика

Слайд 7

2. Стиль текста научно-популярный

Слайд 8

3. Микротемы текста 1 микротема: обстановка внутри избы убога, жить в такой избе тяжело 2 микротема: зимними вечерами семья занята хозяйственно-практическими делами 3 микротема: двор укреплен и удобен для ведения хозяйства

Слайд 9

4. Идея всего текста Изба и двор ямщика строились с ориентацией прежде всего на хозяйственно-практическую деятельность семьи ямщика

Слайд 10

5. Способы сжатия текста 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) упрощение сложных синтаксических конструкций ;

Слайд 11

Использованные в изложении способы сжатия 1 абзац: исключение, обобщение 2 абзац: обобщение, упрощение, исключение 3 абзац: обобщение, исключение

Слайд 12

5. Сжатие текста Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. (Избы ямщиков строились курными и отапливались печами без труб). Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. (Даже в солнечный день свет с трудом проникал сквозь маленькие оконца). Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь. (Мебели в избе было мало: лавки и большой стол в красном углу под иконой. На полках стояла деревянная утварь.)

Слайд 13

В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. (Зимними вечерами семья собиралась вокруг стола и занималась хозяйственными делами.) Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. (Мерцающий свет лучины освещал эту картину).

Слайд 14

К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. (К избе примыкал двор, где содержался скот и хранилась «гонебная рухлядь». Ямской двор был своеобразной крепостью, защищавшей хозяев от непрошеных гостей).

Слайд 15

Можно приступать к работе Избы ямщиков и их семей, чаще всего строились курными. Печь занимала половину избы. В солнечный день свет плохо проникал сквозь маленькие оконца. Мебели было мало. На полках стояла деревянная утварь. Избы таких людей были очень скромны.

Слайд 16

В зимние вечера семья собиралась около стола. В железном блюдце поблескивала свеча, освещающая комнату. (Пропущена микротема: зачем семья собиралась вокруг стола)

Слайд 17

К избе примыкал обширный двор с большим количеством скота. На дворе хранилась гонебная рухлядь. Каждый ямской двор как крепость, защищенная от воров и диких зверей под охраной самих хозяев . В местах, где шел сильный снег, ямщики и их семьи возводили крыши .

Слайд 18

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

памятка по написанию сжатого изложения. 9 класс

Основные приемы компрессии текста. Памятка для девятиклассников, сдающих ОГЭ....

Подготовка к сжатому изложению. 9 класс.

Подготовка к сжатому изложению ОГЭ 9 класс...

рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс

рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс...