Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Анастасия Андреевна Виноградова

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа, по которой ведётся обучение, - традиционная.

Авторы программы – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Авторы учебника – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова,

                        И.И. Кулибаба.

Конспект урока русского языка в 7 классе (интегрированный урок)

Тема: Категория состояния как часть речи

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса к родному языку;
  2. знакомство с лирикой поэтов Поволжья;
  3. воспитание самостоятельности и ответственности.

Развивающие задачи:

  1. развитие речи учащихся через введение новых понятий;
  2. активизация мыслительной деятельности в ходе наблюдения, сопоставления, анализа;
  3. построение монологического ответа;
  4. развитие памяти и воображения.

Образовательные задачи:

  1. сформировать понятие категории состояния как части речи;
  2. научиться применять знания на практике по алгоритму;
  3. сформировать умения отличать категорию состояния от других частей речи.

Ход урока:

Коллективная работа в тетрадях и у доски

  1. Организационный момент. Установка на работу.
  2. Повторение изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний

Задание: Записать предложения, разобрать по членам предложения:

        

 

Наблюдение

Постановка исследовательских задач

Индивидуальные сообщения

Беседа

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.

Тонко пахло в чистом ночном воздухе

зеленью, тихо в темной комнате. 

Сравним слово «тихо» в 1 и 2 предложениях.

        Устанавливаем, что в первом предложении «тихо» - обстоятельство, отвечает на вопрос «как?», выражено наречием, которое обозначает признак действия. Во втором предложении «тихо» - сказуемое, отвечает на вопрос «каково в деревне?». Это не признак действия, оно передает состояние окружающей среды, не относится ни к одному члену предложения (нет подлежащего). Это – категория состояния.

 

3. Сообщение темы. Запись. Постановка цели. Разработка плана изучения части речи:

  1. Выяснить значение слова.
  2. Определить категорию состояния как часть речи:
  1. грамматическое значение;
  2. морфологические признаки;
  3. синтаксическая роль.
  1. Научиться отличать от других частей речи.
  2. Находить в тексте.
  3. Научиться употреблять в речи.

4. Объяснение нового материала.

а) Лексическая работа:

Двум ученикам было дано опережающее задание найти по доступным словарям значение слов «категория» и «состояние».

        Вывод: Категория состояния – раздел, порядок, отдел предметов, объединенных каким-то общим признаком – состоянием. Это с точки зрения лексики. А с точки зрения науки о языке, категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояния природы и человека.    

Работа с таблицей 

Коллективная работа в тетрадях и на доске

Самостоятельная работа. Проверка.

Работа с таблицей, беседа

Монологический ответ по таблице

Коллективная работа

б) Закрепление первичных сведений о части речи 

         По своему значению слова категории состояния можно разделить на несколько групп:

  1. душевное состояние человека;
  2. физическое состояние человека и животных; 

состояние природы и окружающей

  1. среды;
  2. оценка действий.

Задание:  определить значения слов категории состояния.

Ветрено, грязно, больно, весело, хорошо, легко, сыро, жарко, страшно.

Задание: добавьте в каждую группу по 2 своих примера.

в) Морфологические признаки категории состояния;

г) Синтаксическая роль в предложении (вернемся к примеру п. 2).

  1. Работа по определению понятия.

Мы рассмотрели все признаки категории состояния, как части речи. Теперь сделаем общий вывод о категории состояния как части речи.

  1. Закрепление.

а) Учимся находить категорию состояния в тексте. Для этого – порядок рассуждения:

  1. что обозначает?
  2. изменяется ли?
  3.  Каким членом предложения является?

Текст: В. Куликов «Иду я селом незнакомым…»

        Иду я селом незнакомым

        По мягкой весенней земле,

        А мысли в родительском доме,

        В похожем на это селе.

                Там все неизменно поныне:

                Тропинка в ухоженный сад.

                Молочные кринки на тыне

                Под ласковым солнцем висят.

        Но с юностью встречи не будет,

        Лишь помнится этот уют –

        Давно незнакомые люди

        В родительском доме живут.

                

        

                

        

Работа в группах

И нет никакого им дела,

                В саду, отдыхая весной,

                Что рядом с калиною белой

                Посажена яблонька мной.

        Что веточки с яблоньки этой

        Я сам же ломал на букет,

        Чтоб бросить в окно на рассвете

Колючке шестнадцати лет.

Иду я селом и невольно

Стараюсь потише шагать,

А сердцу

И сладко, и больно,

Тревожно и жарко

Опять.

Какова основная мысль, идея текста?

Какие слова передают состояние человека?

Что это за часть речи? Докажите.

        б) Воспроизведение полученных знаний.

Задание:  Каждая группа получает текст и работает с ним по плану:

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Какое настроение передает произведение?
  3. Какие картины вы представляете?
  4. Какие слова передают состояние природы или настроение героя?
  5. Что это за часть речи? Докажите.

1 группа:

Е.Ф. Старшинов

Хорошо в Костроме весной

  Сплошь и рядом услышишь возгласы:

- Хорошо в Костроме весной!

  Ветер ласково треплет волосы.

  Пахнет тополем и сосной.

  Тихо. Волны смешались в лепете.

  Песни лодочников слились.

  Пароходы, как гуси-лебеди,

  Проплывают и вверх и вниз.

  Сколько всюду веселья, бодрости,

  Силы скрытой, не показной.

  Земляки повторяют с гордостью:

- Хорошо в Костроме весной!..

Самостоятельная творческая работа (конструирование текста)

2 группа:

И. Суриков

Дети

Солнышко уж встало

И глядит в окно;

Уж щебечут птички

За окном давно.

Вышли дети – травка

От росы мокра,

И на ней сияют

Капли серебра.

Тёмный сад лучами

Солнышка облит;

От дерев рядами

Тень в пруде лежит.

На дорожках сыро,

В воздухе легко;

И кричит дергачик

Где-то далеко.

  1. Творческое закрепление.

Задание: опираясь на знания и подборку слов, составьте небольшой текст на одну из тем: «Февральский день», «Снег идет», «Зимний лес», «Зима в моём селе» или опишите ваше сегодняшнее настроение.

(кому трудно – 1-2 предложения)

Чтение и редактирование вариантов.

  1. Подведение итогов урока.

Вернёмся к плану (п. 3), выполнены ли поставленные задачи.

  1. Домашнее задание.

Мини-сочинение на одну из выбранных тем:

  1. Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи.
  2. Чем отличаются слова категории состояния от наречий? Приведите примеры.

с

гл

н

с

гл

н

с

прил

прил

гл

н

с

прил

с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...