Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
план-конспект урока по русскому языку на тему
Разработки уроков с применением технологии проблемного обучения и ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 33 КБ |
plan_uroka_7_klass_s_eor.doc | 70 КБ |
plan-konspekt_8_klass_s_eor.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.
Бернард Шоу
На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
Как помочь личности саморазвиться, научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой; что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём? Я нашла ответ на эти вопросы: использование технологии проблемного обучения.
Применение технологии проблемного обучения способствует осознанию учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала; созданию условий для развития умений сравнивать, анализировать, использовать научные методы познания: умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения.
В соответствии с внедрением новых ФГОС на смену старой модели обучения, в которой в центре процесса был учитель, а суть обучения сводилась к передаче знаний, пришла новая модель, "главным действующим лицом" которой становится учащийся, а целью обучения - приобретение им наиболее востребованной современной жизнью способности к самообучению. Этому способствуют электронные образовательные ресурсы. ЭОРы – самодостаточный учебный продукт, они способны сами обучать школьника. Это уже не просто набор картинок или аудиозапись, нуждающиеся в учительском пояснении.
В ЭОРах тоже есть голос за кадром, но он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания.
ЭОРы служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке.
Использование ЭОРов – это один из видов домашней работы, который учитель может использовать, чтобы дать основу для совместной работы в аудитории или проверить знания учащихся, не прибегая к контрольной работе. Например, преподаватель может выбрать именно те ЭОРы, которые рассчитаны на проверку или закрепление наиболее сложных для понимания тем. Большое многообразие ЭОРов Вы найдете на сайтах http://school-collection.edu.ru/ , http://fcior.edu.ru/
Мной разработаны и представлены конспекты уроков в 7,8 классах с применением технологии проблемного обучения и ЭОР. Данные уроки эффективны, нравятся детям.
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как часть речи.
- ФИО ( полностью) Кузнецова Людмила Владимировна
- Место работы Тамбовская область Рассказовский район Саюкинский филиал МБОУ Платоновской СОШ
- Должность учитель русского языка и литературы
- Предмет русский язык
- Класс 7
- Тема и номер урока в теме Причастие как часть речи . Урок №1
- Базовый учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова: «Русский язык. 7 класс». - М., «Просвещение», 2011 г.
- Цель урока: формирование представлений о причастии как части речи
- Задачи:
Обучающие:
- сформировать умение находить причастие и определять его грамматические, морфологические и синтаксические признаки;
- научить отличать причастие от остальных частей речи;
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- развивать память, внимание, логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка через использование ЭОР.
10.Тип урока: урок изучения нового материала.
11.Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая
12.Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный этап урока | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку | Подгоовка к уроку | 1 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний | 1.Тест 1.Интерактивная таблица: «Признаки причастия» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf | 1.Организация фронтальной проверки и опорных знаний по теме «Морфологические признаки глагола и прилагательного» на основе статичного теста 2.Создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию проблемы (Организация работы с картинкой, на которой изображена распускающаяся роза.) - На картинке изображен цветок. Опишите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? - Приведите предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия - На доске записаны слова: -распустившийся - благоухающий - цветущий - Ответить на вопрос, что у них общего с глаголами и прилагательными, поможет интерактивная таблица. | 1.Выполнение теста: ответы на поставленные вопросы (Из 4 приведенных ответов выбрать один) 2.Восприятие информации. Работа с изображением на картинке). - Описали розу при помощи прилагательных:
- Подобрали глаголы:
Учащиеся отвечают: - общие признаки с прилагательным ( отвечают на вопрос: какой?, обозначают признак, изменяются по родам. числам и падежам); - общее с глаголом: -образованы от этих глаголов, -имеют вид и время. | 8 мин. |
3. | Погружение в новый материал. Постановка темы и цели урока | 1.Постановка проблемного вопроса (Эти слова являются причастиями. Почему?) 2. Побуждение к выдвижению гипотезы (Какова роль причастий, частота их употребления) | 1.Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь 2.(Они причастны к прилагательному и глаголу). 3.Восприятие информации, поиск ответов на проблемные вопросы | 2 мин. |
4 | Объяснение нового материала | 2.Интерактивное определение "Причастие"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d1d8927-5b5a-4895-aec6-7b6b36602308/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_190%5D.htm 3. Практический модуль http://85.142.23.53/packages/internet-school/F1E0EFC6-A679-7E4B-C12A-9B4CB3C0441D/0.0.0.0/teleschool.russian.07.015-017.p2.oms 4. Статичный ЭОР содержит высказывания о причастии и его роли в системе языка.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm | 1.Постановка лингвистической задачи 2.Организация практической работы по лингвистическому наблюдению и анализу на основе работы с ЭОР 3. Работа с текстами , написанными на доске (организация фронтальной работы). Сравнить 2 текста. ( в первом тексте причастий нет, а во втором тексте употреблены причастия). Объяснить роль причастий во 2-ом тексте 4.Организация работы со статичным ресурсом 5. Организация работы по решению проблемной задачи( из предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль. Объяснение знаков препинания в предложении с причастиями. | 1.Наблюдение и лингвистический анализ текста, на основе интерактивного ЭОРа 2.Выполнение заданий на основе ЭОР 3. Нахождение лингвистических аргументов подтверждения гипотезы на основе работы с текстами, написанными на доске. ( Вывод: причастия помогают сделать речь живее, ярче) Доказательства первоначальной гипотезы в устной беседе (Причастия помогают обрисовать картину, создать впечатление красивой, образной, яркой осени) 4.Доказательства вторичной гипотезы в устной беседе ( в повседневной речи причастия употребляются редко) 5. Работа в тетради. Учащиеся выписали: -Опавшая листва -Подгоняемые ветром ( сделали вывод причастия в словосочетании могут быть и главным, и зависимым словом; в предложении является определением) - Запись предложений и расстановка знаков препинания. | 17мин. |
5 | Первичное осмысление и закрепление нового материала | 1. Организация работы по заполняют карточки-информатора,). Причастие – это………………………часть речи, которая совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам). Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: ………………………………………………… |
| 2мин. |
6 | Обобщение и систематизация знаний | 5. Интерактивный тест включает 4 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия; 6.Иллюстрированный интерактивный текст-задание. Демонстрирует значения причастий предложений в художественной литературе http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf | 1.Организация индивидуальной работы с интерактивным тестом 2. Организация фронтальной работы на основе интерактивного ЭОР | 1.Выполнение интерактивного теста 2. Восприятие визуальной информации, аналитическое обобщение нового материала, подтверждение гипотезы во фронтальной беседе | 8 мин. 4 мин. |
7 | Подведение итогов работы | 1.Создание условий для итоговой рефлексии. 2.Оценивание результатов работы учащихся 3.Формулировка творческого домашнего задания по теме урока Написать сочинение-миниатюру на тему «Поздняя осень», используя причастия. | 1.Осуществление рефлексивной самооценки. 2.Восприятие информации. 3.Фиксация домашнего задания в дневники. | 3 мин. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Назывные предложения.
- ФИО ( полностью) Кузнецова Людмила Владимировна
- Место работы Тамбовская область Рассказовский район МОУ Платоновская СОШ
- Должность учитель русского языка и литературы
- Предмет русский язык
- Класс 8
- Тема и номер урока в теме Назывные предложения. Урок №1
- Базовый учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков: «Русский язык. 8 класс». - М.,
«Просвещение», 2011 г.
- Цель урока: формирование понятия « назывные предложения».
- Задачи:
Обучающие:
- научить находить назывные предложения;
- сформировать умение отличать их от других односоставных предложений
Развивающие:
- развивать умение определять роль назывных предложений в текстах разных стилей, и
пользоваться ими
Воспитательные:
- прививать любовь к родному краю;
-научить видеть красоту в окружающем
10.Тип урока: урок изучения нового материала.
11.Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая
12.Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный этап урока | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку | 1 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний | 1.Интерактивный тест | 1.Организация фронтальной проверки и опорных знаний по теме «Односоставные предложения» на основе интерактивного теста 2.Создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию проблемы (Организация работы с текстом, написанным на доске, (стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»)) | 1.Выполнение теста: ответы на поставленные вопросы (Из 4 приведенных ответов выбрать один) 2.Восприятие информации. Работа с текстом, нахождение однсоставных предложений, с главным членом – подлежащим. | 8 мин. |
3. | Погружение в новый материал. Постановка темы и цели урока | 1.Постановка проблемных вопросов 2. Побуждение к выдвижению гипотезы | 1.Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь 2.Восприятие информации, поиск ответов на проблемные вопросы | 2 мин. |
4 | Объяснение нового материала | 2.Текстовое определение "Назывные предложения» 3. Интерактивная фотография с интерактивным текстом и с группой заданий. | 1.Постановка лингвистической задачи 2.Организация фронтальной работы по лингвистическому наблюдению и анализу текста наоснове работы с ЭОР | 1.Наблюдение и лингвистический анализ текста, на основе статичного ЭОРа 2.Выдвижение лингвистических гипотез 3. Нахождение лингвистических аргументов подтверждения гипотезы на основе работы с текстом, написанным на доске. ( Вывод: такие предложения кратки, но целостны и выразительн) 4.Доказательства первоначальной гипотезы в устной беседе (Назывные предложения помогают лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия) | 9 мин. |
5 | Первичное осмысление и закрепление нового материала | 4.Интерактивная репродукция картины (Ю.И. Пименов "Ожидание") | Организация заданий для словесного рисования на основе работы с интерактивным ЭОР | Восприятие визуальной информации. Создание словесного описания картины | 5мин. |
6 | Обобщение и систематизация знаний | 5.Интерактивный тест с заданием "Найди среди других односоставных предложений назывное предложение». 6.Иллюстрированный интерактивный текст-задание. Демонстрирует значения назывных предложений в художественной литературе | 1.Организация работы в группах по составлению текста с односоставными предложениями 2.Организация индивидуальной работы с интерактивным тестом по распознаванию назывных предложений среди других односоставных 3.Организация фронтальной работы с интерактивным ЭОР иллюстративного характера, с целью подтверждения первичной гипотезы | 1.Составление текста с односоставными предложениями в группах на заданную тему 2.Выполнение интерактивного теста 3. Восприятие визуальной информации, аналитическое обобщение нового материала, подтверждение гипотезы во фронтальной беседе | 8 мин. 3 мин. 4 мин. |
7 | Подведение итогов работы | 1.Создание условий для итоговой рефлексии. 2.Оценивание результатов работы учащихся 3.Формулировка творческого домашнего задания по теме урока | 1.Осуществление рефлексивной самооценки. 2.Восприятие информации. 3.Фиксация домашнего задания в дневники. | 5 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Назывные предложения.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Интерактивный тест | Интерактивный интернет ресурс (контролирующий) | Интерактивный тест с выбором одного варианта ответа из предложенных четырех | http://www.ikt.oblcit.ru/181/Gulieva/p6aa1.html |
2 | Текстовое определение "Назывные предложения» | Локальный статичный ресурс (информационный) | Слайд презентации с текстовым определением «Назывные предложения» |
3 | Интерактивная фотография с интерактивным текстом и с группой заданий | Интерактивный интернет ресурс (практический) | Объект представляет собой интерактивный текст, проиллюстрированный фотографией, и группу рисунков с заданием |
4 | Интерактивная репродукция картины (Ю.И. Пименов "Ожидание") | Интерактивный интернет ресурс (практический) | Объект представляет собой интерактивную репродукцию картины с группой заданий для словесного рисования |
5 | Интерактивный тест с заданием "Найди среди других односоставных предложений назывное предложение» | Интерактивный интернет ресурс (контролирующий) | Интерактивный тест с выбором одного варианта |
6 | Иллюстрир ованный интерактивный текст-задание | Интерактивный интернет ресурс (комбинированный) | Интерактивный текст – задание демонстрирует значения назывных предложений в художественной литературе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...