Словообразование
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме
Закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке;
сформировать умение разбирать слова по составу;
способствовать воспитанию наблюдательности, чувства ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование
Урок - практикум
Цели урока:
закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке;
сформировать умение разбирать слова по составу;
способствовать воспитанию наблюдательности, чувства ответственности.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Повторение по теме «Словообразование»
1. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее: дружок, хорошо, грузчик, заход.
Выделите окончание и основу в словах. Какое слово не имеет окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов? Каждого конкретного слова?
2. Выделите суффиксы в словах: снежок, занесли, учитель, беловатый.
Какое слово лишнее и почему? ( Суффикс –л – не словообразовательный.)
Каково значение суффиксов в остальных словах?
3. Определите значение суффиксов в слова, найдите лишнее слово: стульчик, лётчик, шкафчик, барабанщик, каменщик. ( Лишнее – «стульчик», в нем уменьшительно – ласкательный суффикс.)
4. Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово: подход, подосиновик, подсвечник, подушка.
Почему подосиновик, подсвечник, подушка так называются? ( У приставки ПОД – в этих словах значение синонимично значению предлога ПОД.)
А каково значение приставки в слове «подход»?
Вспомните другие слова с приставкой ПОД -, имеющей значение приближения ( подъехал, подошёл, подбежал).
Так какие морфемы – словообразующие?
Предлагаю вам ещё несколько «задачек».
5. Разберите слова по составу: снеговик, весенний, задумка, низко, водопад, самолёт,
6. Сравните три слова: дух, смех, успех.
Может быть, вы скажете, одинаковым ли способом они образовались? И какой же древний суффикс вами выявлен?
( Суффикс – х -.)
3.Физкультурная минутка
4. Наблюдение над использованием морфемного повтора в изобразительных целях.
Учитель: Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Учёные- лингвисты подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 слов из 10! Ведь приставки и суффиксы могут объединяться.
Безграничными возможностями словообразования пользуются писатели, поэты.
1. Послушайте стихотворение С. Маршака. Какие однокоренные слова лежат в его основе?
Чести золото не купит.
Честный чести уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать её бесчестный,
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.
2. Повтор в художественной речи - очень выразительное средство: повтор слов (лексический), повтор звуков (звукопись), повтор морфем ( однокоренные слова).
прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета « Осенняя роза».
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины,
Дыханьем ночи обожгло.
Как вы понимаете выражения «сад обнажил своё чело», «георгины дыханьем ночи обожгло»? Какой приём использован поэтом? В каком значении употреблено слово «ночь»? С какой целью автор использует однокоренные слова? Какой повтор вы нашли в стихотворениях русских поэтов? (Это опережающее задание.)
5.Чтение и анализ стихотворений, подготовленных дома
Учитель: Что придаёт стихам неповторимый русский колорит? ( Уменьшительно – ласкательные суффиксы.) Отметим также постоянные эпитеты, инверсию.
6.Поводятся итоги урока. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....