Коррекционное логопедическое занятие-конспект 2-4 классы "Синонимы. Подбор синонимов к слову".
план-конспект

Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.

Тема: "Синонимы. Подбор синонимов к слову".

  • Формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи;
  • Расширять пассивный и активный словарный запас;
  • Развивать звукобуквенный анализ слов, вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.

Тема: Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Цели:

  • Формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи;
  • Расширять пассивный и активный словарный запас;
  • Развивать звукобуквенный анализ слов, вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сядет тот, кто в ряду слов найдет «лишнее» слово и выделит в слове пятый по счету звук.

Грустный, печальный, глубокий, унылый.

Звонкий, храбрый, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Быстрый, скорый, стремительный, неуклюжий.

-Объясните, как вы исключали слово («лишнее» слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальными словами).

2. Запись числа, темы занятия.

-Прочитайте тему занятия. Объясните лексическое значение слова СИНОНИМЫ (логопед выслушивает, редактирует высказывание детей).

-запишите определение в тетрадь. Синонимы – это слова, близкие по значению.

3. Подбор синонимов – имен существительных. Игра «Доскажи словечко»:

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Называется…  (антракт).

На время дело прекратив,

Мф объявляем …(перерыв).

Когда в труде устали слишком –

Дают уставшим …(передышку).

 

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

-Назовите все слова-синонимы.

-На какой вопрос отвечают слова? (что?) Что обозначают эти слова? (предмет).

Игра «Подбери по три».

-Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Напишите слова – синонимы в тетрадь.

На доске.

Пес, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.

Работа, дело, забота, труд, перерыв.

Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.

Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.

4. Подбор синонимов – имен прилагательных.

-Закончите высказывание:

Образец: Заяц трусливый или робкий.

Слон сильный … (мощный).

Песня веселая … (радостная).

Урожай обильный … (богатый).

Очень сильный мороз – трескучий.

Очень известный писатель - … (знаменитый).

Очень маленькая туфелька - … (крохотная).

Очень жаркое лето - … (знойное).

Очень неаккуратный - … (неряшливый).

Очень худой человек - … (тощий).

Очень густой лес - … (дремучий).

Очень холодная вода - … (студеная).

Очень большой завод - … (гигантский).

5.Работа над лексическим значением синонимов-глаголов.

На доске:

РАЗМЫШЛЯТЬ

ДУМАТЬ

МЫСЛИТЬ

-Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?).

-Что обозначают эти слова? (действие предмета.)

-Как можно назвать эти глаголы?(синонимы). Почему?

-Подберите глагол к толкованию лексического значения.

Учитель-логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол.

Думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам (думать).

Быть занятым какими-то мыслями (мыслить).

Сопоставлять мысли и делать из них выводы (размышлять).

На доске:

БОЯТЬСЯ

ОПАСАТЬСЯ

ПУГАТЬСЯ

ТРУСИТЬ

-Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)

-Что обозначают эти слова? (действие предмета).

-Как можно назвать эти глаголы? (Синонимы). Почему?

-Подберите глагол к толкованию лексического значения (логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол).

Думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам (думать)

Быть занятым какими-то мыслями (мыслить).

Сопоставлять мысли и делать из них выводы (размышлять).

Слова бояться, опасаться, пугаться, трусить – на какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)

-Что обозначают эти слова? (действие предмета)

-Как можно назвать эти глаголы? (это синонимы). Почему?

-Подберите глагол к толкованию лексического значения. (логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол).

Думать о возможной угрозе или несчастье (трусить)

Испытывать страх неожиданно; человека может испугать то, чего он в обычное время не боится (пугаться). Испытывать небольшой страх (опасаться). Испытывать страх (бояться).

-Подберите к данным глаголам синонимы:

Сказать - …молвить, произнести, проговорить, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать, разговаривать, толковать, беседовать, болтать.

Видеть - … наблюдать, замечать, примечать, смотреть, глядеть, взирать, глазеть.

Делать - … мастерить, сооружать, творить, создать.

6.Итог занятия

_Как называются слова, близкие по значению?

-Какое задание было трудным?

-Какое задание было интересным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"

Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки.  Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Лексические упражнения по подбору синонимов.

Перечисленные упражнения способствуют обогащению словаря...