Коррекционное логопедическое занятие-конспект 2-4 классы "Синонимы. Подбор синонимов к слову".
план-конспект
Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.
Тема: "Синонимы. Подбор синонимов к слову".
- Формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи;
- Расширять пассивный и активный словарный запас;
- Развивать звукобуквенный анализ слов, вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-konspekt._2-4_klass_sinonimy._podbor_sinonimov_k_slovu.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.
Тема: Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Цели:
- Формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи;
- Расширять пассивный и активный словарный запас;
- Развивать звукобуквенный анализ слов, вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля.
Ход занятия:
- Организационный момент. Сядет тот, кто в ряду слов найдет «лишнее» слово и выделит в слове пятый по счету звук.
Грустный, печальный, глубокий, унылый.
Звонкий, храбрый, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Быстрый, скорый, стремительный, неуклюжий.
-Объясните, как вы исключали слово («лишнее» слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальными словами).
2. Запись числа, темы занятия.
-Прочитайте тему занятия. Объясните лексическое значение слова СИНОНИМЫ (логопед выслушивает, редактирует высказывание детей).
-запишите определение в тетрадь. Синонимы – это слова, близкие по значению.
3. Подбор синонимов – имен существительных. Игра «Доскажи словечко»:
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Называется… (антракт).
На время дело прекратив,
Мф объявляем …(перерыв).
Когда в труде устали слишком –
Дают уставшим …(передышку).
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена).
-Назовите все слова-синонимы.
-На какой вопрос отвечают слова? (что?) Что обозначают эти слова? (предмет).
Игра «Подбери по три».
-Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Напишите слова – синонимы в тетрадь.
На доске.
Пес, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
4. Подбор синонимов – имен прилагательных.
-Закончите высказывание:
Образец: Заяц трусливый или робкий.
Слон сильный … (мощный).
Песня веселая … (радостная).
Урожай обильный … (богатый).
Очень сильный мороз – трескучий.
Очень известный писатель - … (знаменитый).
Очень маленькая туфелька - … (крохотная).
Очень жаркое лето - … (знойное).
Очень неаккуратный - … (неряшливый).
Очень худой человек - … (тощий).
Очень густой лес - … (дремучий).
Очень холодная вода - … (студеная).
Очень большой завод - … (гигантский).
5.Работа над лексическим значением синонимов-глаголов.
На доске:
РАЗМЫШЛЯТЬ
ДУМАТЬ
МЫСЛИТЬ
-Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?).
-Что обозначают эти слова? (действие предмета.)
-Как можно назвать эти глаголы?(синонимы). Почему?
-Подберите глагол к толкованию лексического значения.
Учитель-логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол.
Думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам (думать).
Быть занятым какими-то мыслями (мыслить).
Сопоставлять мысли и делать из них выводы (размышлять).
На доске:
БОЯТЬСЯ
ОПАСАТЬСЯ
ПУГАТЬСЯ
ТРУСИТЬ
-Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)
-Что обозначают эти слова? (действие предмета).
-Как можно назвать эти глаголы? (Синонимы). Почему?
-Подберите глагол к толкованию лексического значения (логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол).
Думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам (думать)
Быть занятым какими-то мыслями (мыслить).
Сопоставлять мысли и делать из них выводы (размышлять).
Слова бояться, опасаться, пугаться, трусить – на какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)
-Что обозначают эти слова? (действие предмета)
-Как можно назвать эти глаголы? (это синонимы). Почему?
-Подберите глагол к толкованию лексического значения. (логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол).
Думать о возможной угрозе или несчастье (трусить)
Испытывать страх неожиданно; человека может испугать то, чего он в обычное время не боится (пугаться). Испытывать небольшой страх (опасаться). Испытывать страх (бояться).
-Подберите к данным глаголам синонимы:
Сказать - …молвить, произнести, проговорить, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать, разговаривать, толковать, беседовать, болтать.
Видеть - … наблюдать, замечать, примечать, смотреть, глядеть, взирать, глазеть.
Делать - … мастерить, сооружать, творить, создать.
6.Итог занятия
_Как называются слова, близкие по значению?
-Какое задание было трудным?
-Какое задание было интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"
Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки. Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Лексические упражнения по подбору синонимов.
Перечисленные упражнения способствуют обогащению словаря...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
Дидактический материал. Слоговые таблицы....
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...
- Мне нравится (1)