Из истории русской пунктуации
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? О роли знаков препинания в нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_russkoy_punktuaci3.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из истории русской пунктуации
Урок- путешествие
Беседа. Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим еще не значит делать произносимое понятным.
« Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За
несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и
не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ? и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его
Любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной
квартире.
Еще через пару лет он потерял : и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он
все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!»
(А.Каневский)
Чтение стихотворения С.Маршака «Знаки препинания» по ролям.
Конечно, каждый знак по-своему хорош, поэтому не надо принимать всерьез шуточный спор знаков препинания. А теперь послушайте историю русской пунктуации…
Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 в. текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.
Попытайтесь перевести текст летописи 15в.
«… тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальский приидератьюкновъгородунижнему, аснимъцаревичеентякстысячьютатаръ, людижезатворилисисявгороде»
/В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А сним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе/
На что показывали знаки препинания?/ на паузы/
Что может запятая
1) Поставить статую, золотую пику держащую
2) .Помиловать нельзя, казнить
3) Эдуарда убить не смейте, бояться полезно
Есть шутливое выражение : «Вот тут-то и запятая». В нем слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинаться. Препинание, препятствие – исторически однокоренные. Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения.. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл и привести к ошибрчному пониманию. /Случай с девочкой: она послала срочную телеграмму родителям. Которые были в отъезде, и получила ответ : «Быть дома нельзя идти в поход». Девочка так и не поняла, быть дома или ей отправляться в поход.
До введения в России книгопечатания в рукописных книгах знаков было мало, он ставились редко
В печатных же текстах сразу стали употребляться почти все те знаки, какие имеются в настоящее время, и ставились они по определенным правилам. Типографские мастера не считались с правилами. .Действующая в настоящее время система русской пунктуации в своих главных частях сложилась к18в.,когда закончилось формирование основ совр. рус. лит. языка.
Раньше всех была введена точка ( с 80-х гг15 в), затем запятая ( к концу первой четверти 16 в) Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась как вопросительный знак, и как промежуточный знак между : и,
В « Грамматике словесной» Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли «поместным» знаком. К концу 18 в. появились тире, кавычки и многоточие. Знак «тире» (или «черту») первым начал применять Н.Карамзин. В грамматических очерках А.А.Барсова, ученика Ломоносова , тире называлось «молчанкой»
И другие знаки препинания раньше имели другие наименования: так точка с запятой в 16 в.называли «подстолия». А в 17 в. –« полуточие». ! именовался «удивным» (удивительным), а кавычки – знаком «пресекательным», «отменительным». Знак переноса вначалеотносили к пунктуационным знакам и называли « единительным»
Практическая работа.
Расставьте в предложении Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели запятые 6 способами.
Понаблюдайте, как изменяется смысл высказывания.
Занимательная викторина.
Укажите, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания
- «Анатомическо- арифметический» парадокс
Пальцев у него 25: на каждой руке 10, на ногах всего 20.
- Рогатый скот!?
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
3) Охотники и рябчики
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
- Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
- Скамейка ждала подругу?!
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
- Кто же пришел?!
- Все ли здесь?
- Нет.Здесь только Ваня. Миша. Маша, Коля, Дима, Настя, еще не пришли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...
Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол Словосочетание. Слов...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Пунктуация. Культура речи"
Данный ресурс проверяет знания про теме "Пунктуация.Культура речи". (Подготовка к ЕГЭ.)...
Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом.
Данный ресурс представляет собой тренировочные упражнения на тему "Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом".(Подготовка к ЕГЭ, выполнение задания А-19. Даны ответы к задан...
Пунктуация в предложении с обособленными членами.
Урок-практикум.Подготовка к ЕГЭ ( выполнение задания А-20)...