Из истории русской пунктуации
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Гаврилова Людмила Михайловна

Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? О роли знаков препинания в нашей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_istorii_russkoy_punktuaci3.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории русской пунктуации

Урок- путешествие

Беседа. Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим еще не значит делать произносимое понятным.

    « Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За    

       несложными фразами пришли несложные мысли.

      Потом он потерял  ! и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и

      не   возмущало, он ко всему относился без эмоций.

      Затем он потерял ? и перестал задавать всякие  вопросы. Никакие события не вызывали его

      Любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной

      квартире.

      Еще через пару лет он потерял : и перестал объяснять людям свои поступки.

     К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он

      все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

      Берегите знаки препинания!»

                                                                                (А.Каневский)                        

 Чтение стихотворения С.Маршака «Знаки препинания» по ролям.

     Конечно, каждый знак по-своему хорош, поэтому  не надо принимать всерьез шуточный спор знаков препинания. А теперь послушайте историю русской пунктуации…

     Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 в. текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.

      Попытайтесь перевести текст летописи 15в.

 «… тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальский приидератьюкновъгородунижнему, аснимъцаревичеентякстысячьютатаръ,  людижезатворилисисявгороде»

/В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А сним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе/

На что показывали знаки препинания?/ на паузы/

  

Что может запятая

1) Поставить статую, золотую пику держащую

2) .Помиловать нельзя, казнить

3) Эдуарда убить не смейте, бояться полезно

Есть шутливое выражение : «Вот тут-то и запятая».  В нем слово запятая  означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова  запятая, запинаться. Препинание, препятствие – исторически однокоренные. Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения.. Неуместно поставленная  или пропущенная запятая может изменить смысл и привести к ошибрчному пониманию.  /Случай с девочкой: она послала срочную телеграмму родителям. Которые были в отъезде, и получила ответ : «Быть дома нельзя идти в поход». Девочка так и не поняла, быть дома или ей отправляться в поход.

До введения в России книгопечатания в рукописных книгах знаков было мало, он ставились редко

  В печатных же текстах сразу стали употребляться почти все те знаки, какие имеются в настоящее время, и ставились они по определенным правилам. Типографские мастера не считались  с правилами. .Действующая в настоящее время система русской пунктуации в своих главных частях сложилась к18в.,когда закончилось формирование основ совр. рус. лит. языка.

     Раньше всех была введена  точка  ( с 80-х гг15 в), затем запятая ( к концу первой четверти 16 в) Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась как вопросительный знак, и как промежуточный знак  между : и,

    В « Грамматике словесной» Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли «поместным» знаком. К концу 18 в. появились тире, кавычки и многоточие. Знак «тире» (или «черту») первым начал применять Н.Карамзин. В грамматических очерках А.А.Барсова, ученика Ломоносова , тире  называлось «молчанкой»

     И другие  знаки препинания раньше имели другие наименования: так точка с запятой в 16 в.называли «подстолия». А  в 17 в. –« полуточие». ! именовался  «удивным» (удивительным), а кавычки – знаком «пресекательным», «отменительным». Знак переноса вначалеотносили к пунктуационным знакам и называли « единительным»

Практическая работа.

Расставьте в предложении  Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели  запятые 6 способами.

 Понаблюдайте, как изменяется смысл высказывания.

Занимательная викторина.

 Укажите, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при  расстановке знаков препинания

  1. «Анатомическо- арифметический» парадокс

Пальцев  у него 25: на каждой руке 10, на ногах всего 20.

  1. Рогатый скот!?

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3) Охотники и рябчики

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

  1. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

  1. Скамейка ждала подругу?!

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

  1. Кто же пришел?!

 - Все ли здесь?

- Нет.Здесь только Ваня. Миша. Маша, Коля, Дима, Настя, еще не пришли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Пунктуация. Культура речи"

Данный ресурс проверяет знания  про теме "Пунктуация.Культура речи". (Подготовка к ЕГЭ.)...

Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом.

Данный ресурс представляет собой тренировочные упражнения  на тему "Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом".(Подготовка к ЕГЭ, выполнение задания А-19. Даны ответы к задан...

Пунктуация в предложении с обособленными членами.

Урок-практикум.Подготовка к ЕГЭ ( выполнение задания А-20)...