Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингвистики, но и коммуникативную компетенцию (способность создавать связный текст, логически выстраивать высказывание, аргументировать, делать выводы). Этот сравнительно новый на экзамене вид задания вызывает немало трудностей у девятиклассников.
Мною разработан мастер-класс «Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?», который поможет учителям-словесникам и учащимся лучше подготовиться к ГИА. В нем используется разработанная таблица «Функции знаков препинания в русском языке».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингвистики, но и коммуникативную компетенцию (способность создавать связный текст, логически выстраивать высказывание, аргументировать, делать выводы). Этот сравнительно новый на экзамене вид задания вызывает немало трудностей у девятиклассников.
Мною разработан мастер-класс «Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?», который поможет учителям-словесникам и учащимся лучше подготовиться к ГИА. В нем используется разработанная таблица «Функции знаков препинания в русском языке».
Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?» (из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №2 г. Новокубанска Сотиной Ирины Викторовны, победителя конкурса «Лучший учитель РФ 2006 г.»)
Цели и задачи урока:
Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенцию учащихся в следующих направлениях:
Языковая и лингвистическая компетенция: обобщить знания учащихся о системе знаков препинания как особой части графической системы русского языка, их функции в письменной речи, обратить внимание на то, что графика и входящая в нее система знаков препинания являются частью национального культурного наследия. Сохранение этой системы является неотъемлемой частью сохранения национальной письменной культуры.
Коммуникативная компетенция: совершенствовать навык грамотного письма, совершенствовать умение создавать текст- рассуждение на лингвистическую тему.
Форма урока:
Комбинированный урок: знакомство со знаками препинания, пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).
Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам.
М.В. Ломоносов
Знакоположение грамоты, письма заключает в себя знаки письменные, или буквы, и знаки препинания.
В.И. Даль
Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.
Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г. Паустовский
Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего.
А.П. Чехов
Ход урока
I Организационные момент
II Вступительное слово учителя о теме, целях и задачах урока.
«Сегодня на уроке мы вспомним, что такое пунктуация, узнаем, когда появились знаки препинания в письменной речи, обратим внимание на их важную роль в нашем письме, проанализируем текст с точки зрения пунктуации. Все это вам поможет подготовиться к созданию лингвистического сочинения «Зачем нужна пунктуация?», которое предлагается в качестве тренировочного варианта экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации».
III. Словарная работа.
Знаки препинания – знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменности, которые не могут быть выражены буквами.
Интонация (от лат. intonare – громко произносить) - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной экспрессивной окраски.
Пунктуация (от лат. punktum - точка)
- Собрание правил постановки знаков препинания. Русская пунктуация.
- Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация.
- То же, что знаки препинания.
Сегментация – деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы.
Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора.
IV. История знаков препинания? (Сообщение ученика и презентация.)
V .Беседа по вопросам:
- какие знаки препинания вам известны? Сколько их?
- на какие группы можно разделить знаки препинания?
- какие знаки являются разделяющими?
- какие знаки являются выделяющими?
VI .Работа по таблице «Функции знаков препинания в русской речи»
Учитель:
«Русская пунктуация строится на синтаксической основе, основные пунктуационные правила отражены в таблице «Знаки препинания» (рассмотреть таблицу). Но это не значит, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняется ей: структура предложения сама обусловлена смыслом высказывания (обратимся к эпиграфам).
Есть случаи, когда знаки препинания ставятся не по правилам. Например:
Ходить долго – не сможет. Ходить – долго не сможет.
СМЫСЛ +СТРОЕНИЕ+ИНТОНАЦИЯ - вот формула, по которой мы расставляем знаки препинания. Безусловно, нужно учитывать пунктуационные правила. Но еще существует и ненормативная пунктуация (авторская). Такая пунктуация помогает писателю передавать мелодию фразы, выделить то, что считает он главным (слова А.П. Чехова в эпиграфе). Авторские знаки препинания применяются лишь в пределах общепринятых значений и функций».
VII. Выразительное чтение и анализ текста К.Симонова
1. Презентация.
2. Беседа по вопросам:
- понятен ли вам текст?
- с чем он?
-какова главная мысль текста? (выполнение заданий А1, А2)
-какие знаки препинания помогают автору передать смысл, выразить свое эмоциональное состояние?
-для чего используются вопросительный, восклицательный знаки и тире?
3 .Лингвистический эксперимент. (Анализ текста без знаков препинания )
4 Составление и заполнение таблицы об употреблении знаков препинания в тексте К.Симонова.
5. Знакомство с фрагментом из книги К. Паустовского «Золотая роза».
VIII Выводы:
- Знаки препинания – это сложная система, которая складывалась веками. Мы должны уважительно относиться к культурному наследию.
- Пунктуация строится не только на синтаксической основе, но и обусловлена смыслом высказывания.
-Знаки препинания ставятся в соответствии с пунктуационными нормами.
- Авторские знаки препинания создают эмоциональный строй речи.
IX Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»
Список использованной литературы.
- Большая советская энциклопедия. – М.: СЭ, т.10
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
- ГИА -2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме/авт. – сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2009-(ФИПИ)
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Кн. Для уч-ся ср. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1987.
- Кничина М.П., Коротченкова Л.М. Русский язык: 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. – Саратов: Лицей, 2009.
- Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
(1) Говоря о любви к Родине, мы часто вспоминаем старину, свою историю. (2) А разве может быть иначе?
- Мне, например, непонятно, как можно любить Родину, не испытывая и инстинктивного, и осознанного интереса к ее прошлому, к ее истории, к тому, из чего и как сложилось все то, что сейчас входит для тебя в это понятие — Родина.
- Только надо, чтобы история была в нашем сознании действительно историей. (5) Нельзя выковыривать из нее только изюминки, как пятилетний ребенок из булки.
(6) Как мне не хотелось в юности вспоминать про какую-нибудь Цусиму! (7) Как хотелось задним числом, чтобы русско-японская война состояла из одной геройской гибели "Варяга"! (8) Но что поделаешь — да, и Цусима была в истории страны, которая через двенадцать лет после этой самой Цусимы совершила повернувшую всю историю человечества Октябрьскую революцию, и вынесла гражданскую войну и интервенцию, и устояла перед всеми силами старого мира.
(9) Не все легко вспоминать в своей истории. (10) Но как без этого? (11) Как без полного знания всего, что было в истории, понимать душу своего народа, меру его стойкости, запас его нравственных сил?
(12) Да, вся история твоей Родины принадлежит тебе! (13) И Ледовое побоище — твое, и Куликовская битва — твоя. (14) Но и горькая битва на Калке — тоже твоя. (15) И разорение русской земли — твое. (16) Ты, сын своего народа, должен знать и помнить все!
(17) Конечно, мои чувства русского человека — обычно на стороне моих предков. (18) Переносясь своими мыслями в те давние исторические времена, я молюсь о победе Александра Невского над ливонскими рыцарями, и хочу оборонять от супостатов осажденную польскими полками Троице-Сергиеву лавру, и готов вместе с Багратионом отдать жизнь на Бородинском поле.
- Но, переносясь своими чувствами в историю, я не могу сочувствовать Суворову, берущему в плен Костюшко, или желать победы русскому оружию в той битве 1849 года, где будет растоптана независимость Венгрии во имя великодержавных обязательств, данных российским императором австрийскому.
(20)Воспоминания об истории своего народа дают огромный простор чувствам. (21) Но на этом просторе не должно быть места одному чувству — исторической нечуткости по отношению к другим народам, к их истории, к самым разным ее, в том числе и горьким, страницам. (КМ. Симонов)
А1 Какая мысль является главной в тексте?
- Интерес к историческому прошлому испытывает далеко не каждый.
- В истории страны не должно быть белых пятен — только в этом случае можно понять душу народа.
- Русский человек, конечно, будет интересоваться историческими страницами прошлого.
- Вспоминая о прошлом и анализируя его, человек по-другому начинает чувствовать и мыслить.
А2 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
- Мы должны знать все, что было в истории нашей страны.
- Мы должны помнить и хранить в своей памяти только героические события своего исторического прошлого.
- Только память обо всех, трагических и героических, страницах истории даст возможность постичь душу народа.
Говоря о своей истории, нельзя не испытывать уважения к прошлому не только своего, но и других народов.
B3 Найти предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
B4 Указать номера предложений с вводным словом.
B5 Укажите номера предложений с однородными членами.
Предварительный просмотр:
Сотина И.В.
Функции знаков препинания в русском языке.
Знаки препинания | Основная функция | Факультативная функция | Пример | Как эмоционально и интонационно «окрашивает» высказывание | |
Разделительные знаки | Точка (.) | Отделяет друг от друга крупные смысловые отрезки, предложения. Указывает на коммуникативный тип предложения. | Употребляется после именительного темы, при парцелляции | Земля. На ней никто не тронет. Ты это должен понять. Давно. | Передает спокойный тон, законченность мысли. |
Вопросительный знак (?) | Фиксирует конец вопросительного предложения. | Употребляется при сегментации вопросительного предложения с однородными членами. Употребляется в косвенном вопросе (для подчеркивания вопросительности) | Кто же он: парламентер? посредник? Он тревожился, не обскачут, не обштопают ли? | Приглашает читателя к разговору, выражает неравнодушие к поднимаемой проблеме с помощью риторического вопроса. | |
Восклицательный знак (!) | Фиксирует конец восклицательного предложения | Употребляется при обращении, междометии. Употребляется при сегментации восклицательного предложения с однородными членами. | Антон Антоныч! Ах! Она уже привыкла к генералу! При ее – то консервативности! нелюдимости! | Передает различные чувства: взволнованность, радость, удивление, тревогу, восхищение, торжество, сожаление, призыв, уверенность... | |
Многоточие (…) | Указывает на незаконченность высказывание (функция обрыва предложения) | Обозначает временную, пространственную, сюжетную дистанцию | История старая, хотя ее и забывают: роют, роют, а потом… | Передает раздумья, недосказанность, желание что-то скрыть, намек на что-либо | |
Запятая (,) | Служит для внутреннего членения простого предложения, для разделения частей сложного предложения | Но он не ответил, стоял у плиты, и долго, мелкими глотками пил горячую воду. В этот день мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина. | Служит для перечисления фактов, событий; при обращении передает звательную интонацию. | ||
Точка с запятой (;) | Служит для внутреннего членения простого предложения, для разделения частей сложного предложения, если части менее тесно связаны по смыслу. | Сверкнула молния; разорванная ею тьма вздрогнула; грохнул гром. | |||
Тире (-) | Служит для внутреннего членения простого предложения, для разделения частей сложного предложения | Краткость – сестра таланта. Назвался груздем – полезай в кузов. | Противопоставляет, привлекает, и акцентирует внимание читателя, нарушает спокойное течение речи. | ||
Двоеточие (:) | Обозначает логические отношения, между частями БСП или выполняет функцию предупреждения | Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, судаки. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей. | Предупреждает, что после значительной паузы последует объяснение, разъяснение. | ||
Выделительные знаки | Двойная запятая (, ,) | Выделяет различные синтаксические конструкции внутри предложения. | В бронетанковом управлении, несмотря на ранний час, жизнь била ключом | Особая дополнительная смысловая нагрузка, «обособляющая» | |
Двойное тире (- -) | Выделяет различные синтаксические конструкции внутри предложения. | Фридрих – как опытный стратег – отлично понял это. | Разрывает непрерывные связи в предложении своей неожиданностью. | ||
Скобки () | Выделяет различные синтаксические конструкции внутри предложения. | Ничего не мог потом вспомнить Лева (или не хотел) об их последовавшем единственном свидании. | Вносят дополнительные сообщения, изолируют их. | ||
Кавычки («0») | Указывают на цитирование, прямую речь. | Используются для выделения особо подчеркиваемого в тексте слова или выражения, употребляемого в переносном смысле. | Очень хотелось бы знать имена наших «героев». «Убить» вечер. | Выражают ироническую или стилистическую окраску. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: "Зачем нужны обращения?"
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: "Зачем нужны обращения?" Презентация...
разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"
Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...
Сочинение на лингвистическую тему "Зачем нужно тире?"
Материал предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сочинению ОГЭ, а конкретно, к лингвистической теме....
Разработка урока по теме "Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема "Рябчик. Еврейская собака"
Методическая помощь учителю в составлении киносценария...
Проектная работа « Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»
Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»...
Разработка урока географии в 6 классе « КАК НАЙТИ НУЖНУЮ ТОЧКУ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ»..
Подробная разработка урока для начального курса физической географии в 6 классе.Тема урока: « КАК НАЙТИ НУЖНУЮ ТОЧКУ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ».Тип урока: обучение новым знаниям и умениям.Ц...
Сочинение. Зачем нужны метафоры в речи?
В сочинении содержится материал о роли изобразительных средств (метафор) в речи....