КВН по русскому языку, 6 класс, "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
КВН по русскому языку(6 класс)
Вступительное слово ведущего. Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и дорогие гости. Мы начинаем КВН. Сегодня мы увидим не просто выступление веселых и находчивых ребят. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - Страна Русского Языка.
В этой удивительной стране хранятся несметные богатства человеческой мысли и опыта. Однако богатства эти доступны тем людям, которые умеют бережно и аккуратно обращаться со словом. А насколько хорошо умеете обращаться со словом вы, нам предстоит выяснить. Впереди вас ждут нелегкие испытания. Итак, добро пожаловать в страну Русского Языка!
Мы побываем в удивительном городе строителей Словообразовании, погуляем по тропам пунктуации, посетим экзотический остров Фразеология, окунемся в глубины океана языковой Древности, посетим дебри Лексики,
А поскольку все наши конкурсы так или иначе будут связаны с русским языком, хочу представить вам председателя нашего сегодняшнего жюри, учителя русского языка и литературы Кузнецову Ларису Николаевну(Панфилову Лидию Владимировну). Помогать в судействе будет очень представительная судейская бригада:
А сейчас мы начинаем КВН. Слово для приветствия и представления имеют команды
(после приветствий по 10 человек от каждой команды приглашаются на сцену)
1 конкурс. Для разминки перед дальней дорогой предлагаю вам вспомнить алфавит. В шеренгу друг за другом постройтесь, пожалуйста, по алфавиту, используя ваши фамилии. Время – 30 секунд.
Молодцы! Продолжим разминку. Каждая команда сейчас услышит по 3 вопроса, они содержат долю юмора. Каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.
- Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?
- Какую часть слова можно найти в земле?
- Какую строчку нельзя прочитать?
- В каком глаголе «нет» слышится сто раз?
- В каких словах по сто согласных?
- В каком слове сорок гласных?
- Какое государство можно носить на голове?
- Как большой дом сделать маленьким?
- Что за часть речи? Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
2 конкурс. Первая остановка на нашем пути – океан языковой древности. Вы, наверное, знаете, что раньше, когда еще не было букв, люди вместо слов рисовали картинки. Такое письмо рисунками называется «пиктография». Приглашаю на сцену по 1 участнику от каждой команды. Попробуйте расшифровать следующие надписи. Три картинки, каждый участник по очереди отгадывает.
А знаете ли вы, кто был создателем первого славянского алфавита? Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Реформировал русскую азбуку Петр 1, он «узаконил» букву «э», а буква «Ё» даже имеет свой собственный день рождения. Ей более
-2-
210 лет. Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин впервые использовал её в своем альманахе стихов в 1797 году.
История возникновения слов тоже очень интересна, наука, которая изучает историю возникновения слов, называется «этимологией».
Но поскольку у нас с вами КВН, мы поиграем в смешную этимологию. Например, пусть слово весельчак будет обозначать гребца,
Бодяга – корова
Заголовок – затылок
Жатва - обмен рукопожатиями и т. д.
3 конкурс. Приглашаю на сцену по 3 этимолога от каждой команды. Участники получают карточки с 7 словами, происхождение которых нужно объяснить.
А в это время такое же задание предлагается для болельщиков. Объясните значения слов, взглянув на них по-новому.
Баранка
Хлопоты
Этажерка
Четвертовать
Грабли
Простынь
А еще уже в древности люди поняли, что гораздо приятнее слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, ко времени.«Без пословицы не проживешь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Предлагаю вам посоревноваться в знании пословиц и поговорок. Приглашаю на сцену по 4 человека от каждой команды. Закончите начатые мной пословицы и поговорки.
-Лучше синица в руке…
-На чужой каравай…
-Ум хорошо…
-Не было бы счастья…
-Слово не воробей…
-Кто старое помянет…
-Под лежачий камень…
-Скоро сказка сказывается…
-Взялся за гуж…
-И в воде не тонет…
-Один в поле…
-За двумя зайцами погонишься…
-Семеро одного…
-Семь бед…
-Семь раз отмерь…
-У семи нянек… Участники этимологического конкурса должны сдать свои работы.
А сейчас приглашаю на сцену самого артистичного участника от каждой команды. 4 конкурс. Вам нужно будет изобразить пословицу при помощи только мимики и жестов так, чтобы команда могла отгадать ее. Каждый получает карточку с написанной пословицей.( Язык до Киева доведет. Лес рубят – щепки летят. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться) Я знаю, что каждый класс готовил к сегодняшнему КВНу домашнее задание. Поэтому сейчас мы посмотрим домашнее задание на тему «Мой класс на уроках русского языка» 6 класса .
- Отправляемся дальше в наше путешествие. На нашем пути джунгли Лексики. Эти дебри очень густо населены. Например, как называются слова-близнецы, которые
-3-
одинаковы по форме, но не имеют ничего общего по смыслу? –Правильно, омонимы. 5 конкурс. Приглашаю на сцену по 1 участнику от каждой команды, им предстоит узнать слова-омонимы в зашифрованных строчках.
1. Я – все, что есть на свете.
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
2. Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А часто попадаю в щи.
3. Нас много в играх набирают.
А иногда и на нос надевают.
Со словами-близнецами вы справились. Посмотрим, знакомы ли вы со словами, разными по звучанию, но близкими по значению.
6 конкурс. Приглашаю по 3 участника от каждой команды для блицконкурса. А в это время еще по 2 участника от команды будут соревноваться в составлении слов из одного большого(лекарство). Подберите синонимы к словам:
Бездельник Быстрый Жара
Мокрый Враг Знаменитый
Бой Очи Несчастье
Дерзкий Горячий Летчик
Беспокойство Дорога Пища
Бояться Мыслить Преподаватель
- А как называются слова, имеющие противоположное значение? Антонимы. Попробуем справиться и с ними.
Молодой
Быстрый
Храбрый
Больной
Голодный
Полезный
Горячий
Чистый
Рано
Мало
Тихо
Худой
Вниз
Далеко
Темный
Собиратели слов сдают свои работы.
- Есть еще в лексических джунглях одно почти непреодолимое препятствие- многословие. Вы знаете, что у А.П.Чехова есть замечательное изречение о том, что краткость – сестра таланта. Попробуйте и вы проявить свои таланты и заменить выделенные выражения более краткими или одним словом.
7 конкурс. Каждый участник получает карточку с написанными выражениями и предлагает свой вариант.
1. Он смотрел в широко раскрытое окно.
Все взглянули друг на друга.
Он смял в комок снятые с рук перчатки.
-4-
Очень большой.
Очень замерз.
2. По улице торопливо двигались взад и вперед пешеходы.
Лица у геологов были шершавые от ветра, загорелые.
В этой части река была доступна для плавания судов.
Очень маленький.
Очень хвалить.
3. От холода она скорчилась, сжалась в комок.
Сентябрь был у нас с частыми дождями.
Это был очень старый, немощный старик.
Очень громко кричать.
Очень плакать.
И снова сцена предоставляется для показа домашнего задания 6 классу .
-Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на удивительный, экзотический остров Фразеологию. Здесь живут обороты речи, которые делают нашу речь очень красивой, меткой, выразительной. Происхождение фразеологизмов, историю их возникновения разъясняют «Фразеологический словарь» и словарь «Крылатые слова». А знаете ли их вы?
8 конкурс. Приглашаю на сцену по3 человека для участия в письменной части конкурса и еще 2 участника от команды. Те, кто будет работать письменно, должны вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом, написанным на карточке. А ваша задача – заменить фразеологизм одним словом или словосочетанием.
Кот наплакал
Бить баклуши
Спустя рукава
Мухи дохнут
В поте лица
Море по колено
Падать духом
На скорую руку
Хоть шаром покати
В два счета
Ломать комедию
Родиться в рубашке
9 конкурс. А еще на острове Фразеология есть фразеологический зверинец. Попробуем разгадать, кого мы можем здесь встретить. Продолжите фразеологизм названием животного. Конкурс для болельщиков.
Голоден как…
Хитер как…
Труслив как…
Здоров как…
Изворотлив как…
Нем как…
Грязен как…
Упрям как…
Болтлив как…
Участники письменной части конкурса сдают свои работы.
Очередное домашнее задание покажут ученики 6 класса .
-5-
- Мы покидаем удивительный остров и попадаем в пунктуационный лес. Чтобы пробраться его тропами, нам нужны самые умные игроки – наши капитаны. Им предстоит преодолеть пунктуационные заросли, составить предложение по схеме-маршруту, а затем исправить ошибки, которые оставили в лесу незадачливые туристы.
Конкурс капитанов.
- Ну, а мы прибываем в конечный пункт нашего путешествия – город Словообразование.
11 конкурс. На сцену приглашаются по два участника, одному предстоит построить в две группы колонны слов, а другому – узнать по морфеме, т. е. части слова, какая часть речи имеется в виду.
12 конкурс. И последний конкурс в городе Словообразование – командный. По 10 человек от каждой команды должны выстроиться в шеренгу друг за другом. По сигналу по 1 человеку поднимаетесь на сцену к столу и выполняете первую строку вашего задания. Вам нужно на чистый лист бумаги выписать слово, соответствующее схеме, начинающей вашу строку. Если все участники конкурса правильно выберут нужное слово, то последний игрок сможет составить из полученных слов две пословицы.
Спасибо вам, ребята, за участие в нашем КВНе. Пока члены жюри подводят итоги, для болельщиков проведем конкурс «Перевертыши». Узнайте и назовите зашифрованные здесь названия литературных произведений, подобрав к данным словам антонимы.
Летняя ночь
Старость
Утро после Пасхи
В замечательном одиночестве
Бодрствующая крестьянка
Итак, слово для подведения итогов нашего КВНа предоставляется жюри. Награждение победителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку(6 класс)
Вступительное слово ведущего. Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и дорогие гости. Мы начинаем КВН. Сегодня мы увидим не просто выступление веселых и находчивых ребят. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - Страна Русского Языка.
В этой удивительной стране хранятся несметные богатства человеческой мысли и опыта. Однако богатства эти доступны тем людям, которые умеют бережно и аккуратно обращаться со словом. А насколько хорошо умеете обращаться со словом вы, нам предстоит выяснить. Впереди вас ждут нелегкие испытания. Итак, добро пожаловать в страну Русского Языка!
Мы побываем в удивительном городе строителей Словообразовании, погуляем по тропам пунктуации, посетим экзотический остров Фразеология, окунемся в глубины океана языковой Древности, посетим дебри Лексики,
А поскольку все наши конкурсы так или иначе будут связаны с русским языком, хочу представить вам председателя нашего сегодняшнего жюри, учителя русского языка и литературы Кузнецову Ларису Николаевну(Панфилову Лидию Владимировну). Помогать в судействе будет очень представительная судейская бригада:
А сейчас мы начинаем КВН. Слово для приветствия и представления имеют команды
(после приветствий по 10 человек от каждой команды приглашаются на сцену)
1 конкурс. Для разминки перед дальней дорогой предлагаю вам вспомнить алфавит. В шеренгу друг за другом постройтесь, пожалуйста, по алфавиту, используя ваши фамилии. Время – 30 секунд.
Молодцы! Продолжим разминку. Каждая команда сейчас услышит по 3 вопроса, они содержат долю юмора. Каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.
- Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?
- Какую часть слова можно найти в земле?
- Какую строчку нельзя прочитать?
- В каком глаголе «нет» слышится сто раз?
- В каких словах по сто согласных?
- В каком слове сорок гласных?
- Какое государство можно носить на голове?
- Как большой дом сделать маленьким?
- Что за часть речи? Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
2 конкурс. Первая остановка на нашем пути – океан языковой древности. Вы, наверное, знаете, что раньше, когда еще не было букв, люди вместо слов рисовали картинки. Такое письмо рисунками называется «пиктография». Приглашаю на сцену по 1 участнику от каждой команды. Попробуйте расшифровать следующие надписи. Три картинки, каждый участник по очереди отгадывает.
А знаете ли вы, кто был создателем первого славянского алфавита? Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Реформировал русскую азбуку Петр 1, он «узаконил» букву «э», а буква «Ё» даже имеет свой собственный день рождения. Ей более
-2-
210 лет. Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин впервые использовал её в своем альманахе стихов в 1797 году.
История возникновения слов тоже очень интересна, наука, которая изучает историю возникновения слов, называется «этимологией».
Но поскольку у нас с вами КВН, мы поиграем в смешную этимологию. Например, пусть слово весельчак будет обозначать гребца,
Бодяга – корова
Заголовок – затылок
Жатва - обмен рукопожатиями и т. д.
3 конкурс. Приглашаю на сцену по 3 этимолога от каждой команды. Участники получают карточки с 7 словами, происхождение которых нужно объяснить.
А в это время такое же задание предлагается для болельщиков. Объясните значения слов, взглянув на них по-новому.
Баранка
Хлопоты
Этажерка
Четвертовать
Грабли
Простынь
А еще уже в древности люди поняли, что гораздо приятнее слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, ко времени.«Без пословицы не проживешь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Предлагаю вам посоревноваться в знании пословиц и поговорок. Приглашаю на сцену по 4 человека от каждой команды. Закончите начатые мной пословицы и поговорки.
-Лучше синица в руке…
-На чужой каравай…
-Ум хорошо…
-Не было бы счастья…
-Слово не воробей…
-Кто старое помянет…
-Под лежачий камень…
-Скоро сказка сказывается…
-Взялся за гуж…
-И в воде не тонет…
-Один в поле…
-За двумя зайцами погонишься…
-Семеро одного…
-Семь бед…
-Семь раз отмерь…
-У семи нянек… Участники этимологического конкурса должны сдать свои работы.
А сейчас приглашаю на сцену самого артистичного участника от каждой команды. 4 конкурс. Вам нужно будет изобразить пословицу при помощи только мимики и жестов так, чтобы команда могла отгадать ее. Каждый получает карточку с написанной пословицей.( Язык до Киева доведет. Лес рубят – щепки летят. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться) Я знаю, что каждый класс готовил к сегодняшнему КВНу домашнее задание. Поэтому сейчас мы посмотрим домашнее задание на тему «Мой класс на уроках русского языка» 6 класса .
- Отправляемся дальше в наше путешествие. На нашем пути джунгли Лексики. Эти дебри очень густо населены. Например, как называются слова-близнецы, которые
-3-
одинаковы по форме, но не имеют ничего общего по смыслу? –Правильно, омонимы. 5 конкурс. Приглашаю на сцену по 1 участнику от каждой команды, им предстоит узнать слова-омонимы в зашифрованных строчках.
1. Я – все, что есть на свете.
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
2. Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А часто попадаю в щи.
3. Нас много в играх набирают.
А иногда и на нос надевают.
Со словами-близнецами вы справились. Посмотрим, знакомы ли вы со словами, разными по звучанию, но близкими по значению.
6 конкурс. Приглашаю по 3 участника от каждой команды для блицконкурса. А в это время еще по 2 участника от команды будут соревноваться в составлении слов из одного большого(лекарство). Подберите синонимы к словам:
Бездельник Быстрый Жара
Мокрый Враг Знаменитый
Бой Очи Несчастье
Дерзкий Горячий Летчик
Беспокойство Дорога Пища
Бояться Мыслить Преподаватель
- А как называются слова, имеющие противоположное значение? Антонимы. Попробуем справиться и с ними.
Молодой
Быстрый
Храбрый
Больной
Голодный
Полезный
Горячий
Чистый
Рано
Мало
Тихо
Худой
Вниз
Далеко
Темный
Собиратели слов сдают свои работы.
- Есть еще в лексических джунглях одно почти непреодолимое препятствие- многословие. Вы знаете, что у А.П.Чехова есть замечательное изречение о том, что краткость – сестра таланта. Попробуйте и вы проявить свои таланты и заменить выделенные выражения более краткими или одним словом.
7 конкурс. Каждый участник получает карточку с написанными выражениями и предлагает свой вариант.
1. Он смотрел в широко раскрытое окно.
Все взглянули друг на друга.
Он смял в комок снятые с рук перчатки.
-4-
Очень большой.
Очень замерз.
2. По улице торопливо двигались взад и вперед пешеходы.
Лица у геологов были шершавые от ветра, загорелые.
В этой части река была доступна для плавания судов.
Очень маленький.
Очень хвалить.
3. От холода она скорчилась, сжалась в комок.
Сентябрь был у нас с частыми дождями.
Это был очень старый, немощный старик.
Очень громко кричать.
Очень плакать.
И снова сцена предоставляется для показа домашнего задания 6 классу .
-Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на удивительный, экзотический остров Фразеологию. Здесь живут обороты речи, которые делают нашу речь очень красивой, меткой, выразительной. Происхождение фразеологизмов, историю их возникновения разъясняют «Фразеологический словарь» и словарь «Крылатые слова». А знаете ли их вы?
8 конкурс. Приглашаю на сцену по3 человека для участия в письменной части конкурса и еще 2 участника от команды. Те, кто будет работать письменно, должны вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом, написанным на карточке. А ваша задача – заменить фразеологизм одним словом или словосочетанием.
Кот наплакал
Бить баклуши
Спустя рукава
Мухи дохнут
В поте лица
Море по колено
Падать духом
На скорую руку
Хоть шаром покати
В два счета
Ломать комедию
Родиться в рубашке
9 конкурс. А еще на острове Фразеология есть фразеологический зверинец. Попробуем разгадать, кого мы можем здесь встретить. Продолжите фразеологизм названием животного. Конкурс для болельщиков.
Голоден как…
Хитер как…
Труслив как…
Здоров как…
Изворотлив как…
Нем как…
Грязен как…
Упрям как…
Болтлив как…
Участники письменной части конкурса сдают свои работы.
Очередное домашнее задание покажут ученики 6 класса .
-5-
- Мы покидаем удивительный остров и попадаем в пунктуационный лес. Чтобы пробраться его тропами, нам нужны самые умные игроки – наши капитаны. Им предстоит преодолеть пунктуационные заросли, составить предложение по схеме-маршруту, а затем исправить ошибки, которые оставили в лесу незадачливые туристы.
Конкурс капитанов.
- Ну, а мы прибываем в конечный пункт нашего путешествия – город Словообразование.
11 конкурс. На сцену приглашаются по два участника, одному предстоит построить в две группы колонны слов, а другому – узнать по морфеме, т. е. части слова, какая часть речи имеется в виду.
12 конкурс. И последний конкурс в городе Словообразование – командный. По 10 человек от каждой команды должны выстроиться в шеренгу друг за другом. По сигналу по 1 человеку поднимаетесь на сцену к столу и выполняете первую строку вашего задания. Вам нужно на чистый лист бумаги выписать слово, соответствующее схеме, начинающей вашу строку. Если все участники конкурса правильно выберут нужное слово, то последний игрок сможет составить из полученных слов две пословицы.
Спасибо вам, ребята, за участие в нашем КВНе. Пока члены жюри подводят итоги, для болельщиков проведем конкурс «Перевертыши». Узнайте и назовите зашифрованные здесь названия литературных произведений, подобрав к данным словам антонимы.
Летняя ночь
Старость
Утро после Пасхи
В замечательном одиночестве
Бодрствующая крестьянка
Итак, слово для подведения итогов нашего КВНа предоставляется жюри. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку в 5 классе . Лексика.
Итоговый тест по разделу "Лексика" в 5 классе. Содержит 20 заданий с выбором 1 верного ответа из четырех предложенных вариантов....
Урок русского языка в 5 классе. Лексика.
ТЕМА: Обобщение знаний по разделу «Лексика».ЦЕЛЬ: расширить и систематизировать знания учащи...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»
Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...
Комментарии
КВН по русскому языку(6 класс)