Урок письма и развития речи "Грамматические признаки существительного"
план-конспект урока русского языка (9 класс) по теме
Цели:
- повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
- упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
- обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных;
- способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
- развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности;
- способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений аналитического и синтетического характера;
- воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_gram.prizn_.sushch..docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Урок – мастерская
«Грамматические признаки имени существительного»
9 класс.
Учитель письма и
развития речи:
Зайцева С.И.
2011г
Урок письма и развития речи в 9-м классе коррекционной школы-интерната VIII вида.
Тема "Грамматические признаки сущ-го"
Цели:
- повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
- упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
- обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных;
- способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
- развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности;
- способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений аналитического и синтетического характера;
- воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.
Оборудование: компьютер , презентация ,проектор, индивидуальные карточки, учебник,таблица,
Ход урока
Организационный момент
Звонок за дверью прозвенел.
Ученик за парту сел.
Приготовился писать,
Слушать и запоминать.
- Начинаем урок письма и развития речи.
- Откроем тетради и запишем дату.
Двадцатое октября, четверг.
Классная работа.
Введение в тему
- – Сегодня у нас урок-мастерская , где мы будем изготавливать таблицу «Грамматические признаки имени существительного» ( слайд №1)
Прежде чем продолжим работу в нашей мастерской я хочу зачитать вам отрывок из хорошо знакомого произведения. Задача: определить автора, жанр и название. (Чтение отрывка из стихотворения Ивана Бунина
(Слайд № 2 )
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
- Художник И.И.Левитан к данному стиху нарисовал картину «Золотая осень», (Слайд №3) внимательно рассмотрите её. (в учебнике)Попробуем назвать изображенные на ней:
Предметы | Явления природы |
Берёзы Берег Река Небо | Осень Ветер Солнце |
(Слайд № 4)
Устно постоянно ставить вопрос.)
- На какие вопросы отвечают записанные слова?
- Какая часть речи отвечает на вопрос кто? или что?
- Значит, какой частью речи являются записанные слова?
Составьте с данными словами предложение.
Роль имени существительного в нашей речи К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом:
звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам сущ, т.к. в русском языке, на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных . Недаром поэт говорит: «давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
2. Определение темы
Постановка цели
- На уроке мы будем узнавать существительное в устной и письменной речи, определять его грамматические признаки. Итак , начинаем работу.
- Проверка домашнего задания.(упр.75 стр.57-58)
- какое упражнение было задано ?
- какие ошибки были допущены в словах?
-все ли подчеркнули собственные имена существительные?
4.Работа со словарём
В НАШЕМ СТИХОТВОРЕНИИ ВСТРЕТИЛИСЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.
Спиши, вставляя:
Б..гр..ный ,л..зури,зол...той, б..рёзы,т..рем.
- Взаимопроверка.
- Найдите лишние слова, почему?
4. Работа по опоре
- Подытожим, что же такое имя существительное?
Существительное – это __________ |
Слайд № 5
5. Работа над предложением
А чтобы вспомнить какими членами предложения являются существительные мы составим предложения по опорным словам и вопросам.
- Составь: что сделало?что? чего?
Время . пришло , осени.
что? На чём? Что сделали? Чем?
Стали , на деревьях , листья ,недотрогами.
- Сделаем синтаксический разбор 2 предложения.
Добавить к опоре:
В предложении |
Слайд №6
6. Работа по определению грамматических признаков существительного
- Вернемся к словарным словам. Мы определили, что это существительные, но чем-то они отличаются друг от друга, назовите этот признак.
Имеет род __________ |
Слайд № 7
Определите род у существительных лазурь,берёза,терем.
Одним из грамматических признаков сущ-го является определение рода.
7. Физминутка
- Пришло время отдохнуть.
- Откиньтесь на спинку стула,
- Закройте глаза.
- Опустите руки на колени.
- Делайте глубокие вздохи.
- Положите голову на парту.
- Дышите ровно.
- Поднимите голову.
- Уберите руки на парту.
- Откройте глаза.
- Проводя физминутку, я называла предметы или имена существительные. Перечислите их. А какие из них я имела ввиду, сразу несколько, один?
- Добавление в схему:
Число __________ и __________ |
Слайд№ 7
Следующим грамматическим признаком сущ-го является определение числа.Назовите существительные и определите число.
- Какие признаки еще не называли? Склонение и падежи .
- давайте вспомним три склонениея имен существительных»!
Задание : Назовите одним словом и определите его склонение один обучающийся выполняет у доски, а все остальные в тетради.
Сильный дождь (ливень 2-е скл.),
Сильная тоска (грусть 3-е скл.),
Дождевое облако (туча 1-е скл.),
Лесная дорожка (тропинка 1-е скл.),
9.Работа с учебником.
Молодцы! К грамматическим признакам существительных относится определение одушевлённости и неодушевлённости, собственное или нарицательное существ. Всё это мы выполним в упр. в учебнике.
-упр.72 стр.54
Морфологический разбор сущ-го охотник.
10. Разбор домашнего задания
Упр.74,стр.56-57
ИТОГ. Сегодня вы хорошо работали в мастерской . Мы изготовили таблицу «Грамматические признаки сущ-го». Итак , что же относится к грамматическим признакам существительного .
Тест
1 Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает
___________ и отвечает на вопросы____________ ____________
2. Существительное может быть______________________________ или ___________________ рода.
З. Существительное может________ ___________ или_______ склонения.
4. Существительное может изменяться по _____________ и __________
5. В предложении имя существительное может ________и ________.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...
Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"
Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....
Урок письма и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности».
На уроке формирмируются у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности, тренируется навык правописания данных прилагательных....
Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".
Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....
Урок письма и развития речи по теме: "Слова, обозначающие признак предмета"
Тема: Слова, обозначающие признак предмета.Цель: учить определять в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета....
Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"
Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...