Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
план-конспект по русскому языку по теме
В данном учебном материале представлен подробный конспект урока русского языка по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Цели:
Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
1 Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
- Ну проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.
2. Актуализация знаний.
А)
- Какую большую тему вы сейчас изучаете?
- Что вы знаете об этой части речи?
Составление кластера.(слайд №1)
Имя прилагательное
Обозначает-(признак предмета)
Изменяется по-(родам, числам, падежам)
Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,)
Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные)
Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)
Б)
Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 2)
Морской
Матросский
Флотский
Рыболовецкий
(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным)
- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.
3. Формирование знаний.
А) Работа с текстом.(слайд №3)
- Прочитайте текст.
Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.
- Слова какой части речи у нас подчеркнуты?
-Что отличает их от других прилагательных?
- Почему они являются сложными?
Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.(слайд № 4,5)
Слитно | Через дефис |
Рыболовецкое судно | Юго-западный ветер |
Седобородый человек | Сине-зеленые волны |
Водонепроницаемый плащ | Горько-соленое море |
Трехмачтовый бриг | Темно-серый плащ |
Носорожья туша | Бело-розовые облака |
- Почему они пишутся по- разному?
- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Давайте запишем ее.(слайд №6)
- Чему мы должны научиться к концу урока?
- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?
- Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?(слайд №7)
Носорожья – носорог,
Юго – западный – юго – запад
- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?
- Какой мы вывод можем сделать?
- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд №8)
Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,
Седобородый – борода (какая?) седая,
Водонепроницаемый – непроницаемый( чем?) водой,
Трехмачтовый – три(чего?) мачты
- Как пишутся все эти сложные прилагательные?
Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.
-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?( слайд № 9)
Сине – зеленый
Горько- соленый
Темно – серый
Бело – розовые
- Что объединяет подчеркнутые прилагательные?
(Цвет)
- Как они пишутся?
Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.
- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.(слайд №10)
- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?
Вывод: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.
Б) Работа в группах.(слайд № 11)
Задание: Сформулируйте правило и заполните таблицу.
Слитно | Через дефис | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. |
Проверка.(слайд №12)
4. Формирование умений и навыков.
Задание по группам. Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.
1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.(слайд №13)
2 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.(слайд №14)
Язык Древней Руси-
Техника по строительству судов-
Обряды старой Руси-
3 группа: Образовать сложные имена прилагательные.(Слайд №15)
Бумажный и картонный комбинат-
Взлетная и посадочная полоса-
Русский и татарский словарь-
4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных. (слайд №16)
Северо – восток-
Северо – запад-
Юго –восток-
Юго – запад-
5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных. (Слайд №17)
Водопровод-
Лесопарк-
Трубопровод -
Проверка.
5. Итоги урока.
- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
- Какой была наша цель?
- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)
- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?
- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?
- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?
- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?
- как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?
-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)
- А теперь нам предстоит, проверить достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Для этого проведем тест.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
Ответы (слайд №19)
Критерии.
- Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто – то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.
- Я по рядам пущу кораблики с оценкой.
В зависимости от того, на сколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.
- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...
Урок 6 класс Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Урок разработан с применением семи модулей обучения. Направлен на самостоятельное обучение, развитию функциональной грамотности....
Урок русского языка в 6 классе " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" по ФГОС
Урок обеспечивает успешное усвоение учебного материала, формирует умение ставить цели и стремление достигать их, воспитывает потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности....
Урок русского языка в 7 классе на тему "«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Урок «открытия» нового знания представлен в увлекательной форме, где использовались различные формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная, фронтальная, методы обучения: проблемный, иссле...
Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...
Урок открытия новых знаний (ФГОС) по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных".
Технологическая карта постановочного урока в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"....
Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»....