Урок 6 класс Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок разработан с применением семи модулей обучения. Направлен на самостоятельное обучение, развитию функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 6А
Тема: Самостоятельные действия в изучении слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
Цель: развивать умение самостоятельных действий в изучении слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
Результат: 1. Самостоятельные действия в изучении слитного и дефисного написания сложных прилагательных через групповую работу.
Критерии успеха:
- я могу действовать самостоятельно в изучении правописание слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
- я могу оценить свою деятельность и своего товарища;
- я могу обмениваться информацией о правописании слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
Время этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы |
Этап А 1. Мотивационный этап. Настрой. 12 мин. | Девиз урока: «Скажи мне – и я забуду, 1. Эмоциональный настрой. Поприветствовали друг друга локтями, улыбнулись друг другу в группе, пожелали успеха. Отметьте свое настроение в начале урока (большой палец) 1. Инструкция по работе в паре. 2. Инструкция по взаимопроверке и взаимооцениванию. Прием «Толстые и тонкие вопросы» (на стенах расклеены морфологические признаки прилагательных, существительных, глаголов.) Задание: (от каждой группы по одному представителю учащиеся срывают признаки прилагательного и орфограммы, изученные по этой теме.) Беседа. - Какие трудности встретились? - Что было важным при выполнении задания? |
- учащиеся срывают признаки прилагательного и орфограммы, изученные по этой теме. Задают друг другу вопросы по таксономии Блума. - Взаимопрос. Взаимооценивание». (по устным ответам) - Оценочный лист.(групп)
| 1. Карточки-задания |
Этап С 30 мин | Постановка учебных целей: найти закономерность в написании слитного и дефисного написания сложных прилагательных | Работа в группах. (Работа в парах) | |
1. Беседа. Работа в группах. - Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.) – Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.) – Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске текст. Прочитайте его. Тихо в лесу. Тени лежат на сугробах. По небу плывут облака. Вот по-весеннему попискивают, возятся синички. Высятся на солнце стволы сосен. (По И. Соколову-Микитову.) – Удалось ли вам представить весеннюю картину природы? Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака, синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.) – Можно ли назвать этот текст выразительным, эмоциональным? (Нет.) – Чего не хватает для этого? (Прилагательных.) – Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше, интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.) – Попробуйте на основе авторского текста создать свою (яркую, образную) картину природы, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь. – Выполняете это задание на карточках. – Зачитайте полученный вариант. (Зачитывают несколько вариантов.) – Хорошо. Я думаю, что у каждого из вас получилось создать свою картину природы. – Я предлагаю вам сравнить свой вариант с авторским. Какие прилагательные подобрал писатель и какие вы. – Изменился ли текст? (Конечно.) – Теперь вы можете представить себе предметы такими, какими их нарисовал писатель? (Да.) – Ребята, глядя на текст, у вас не возникает вопросов? Чего в нем не хватает? (Пропущены слова.) – Значит, автор нарисовал картину природы более красочно, более ярко. Хотите полностью восстановить авторский текст? (Да.) – Интересно узнать, какие слова подобрал писатель? (Да.) – Я вам помогу. – Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.) Слово появляется на слайде 2. – Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.) – Облака как из белого снега? (Белоснежные.) – Синички с черной головкой? (Черноголовые.) – Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.) – Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед нами? (Да.) – Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.) – Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.) – Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы? Назовите. (Называют все прилагательные из текста.) (слайд 3) – Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти прилагательные? (На простые и сложные.) – Разделите прилагательные на простые и сложные в 2 столбика. – Кто желает поработать у доски? (Желающий выходит к интерактивной доске и перетаскивает слова на слайде, распределяя их на 2 столбика.) – Итак, вы распределили прилагательные на 2 группы: простые и сложные. Почему сложные? Что такое сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней.) – Убедимся в этом. Какие корни в слове «белоснежные», в слове «нежно-голубому»? Прикрепляю карточки со словами «нежно-голубому», «белоснежные» на доску. (-Бел- и -снеж-; -нежн- и -голуб-.) – А чем отличаются эти 2 сложных прилагательных? (Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис.) – Сформулируйте тему нашего урока? (Написание сложных прилагательных.) 2. Постановка и решение учебных задач. – Каким может быть написание сложных прилагательных? (Слитным и дефисным.) - От чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? – Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться? - Сформулируйте, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке? – Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам поработать 3. Стратегия «Мозаика» 1.Детям предлагается изучить информацию слитного и дефисного написания сложных прилагательных, составить алгоритм правописания. 2. Выполнить задание. 3. Группы обмениваются информацией. 4. Дается общее задание. Составить алгоритм написания в виде кластера, карты-опыта. 4. Беседа. – Обоснуйте, от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? (Зависит от того, как образовано сложное прилагательное.) – Когда вы будете писать сложные прилагательные слитно? (Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.) – Когда вы будете писать сложные прилагательные через дефис? (Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.) – Посмотрите, пожалуйста, на экран. - Как мы будем рассуждать? – Ребята, есть слова, написание которых надо запомнить. Запишите их в словарик и запомните. Общественно – политический но Общественно полезный ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (занятие для глаз) 5. Первичное закрепление. Беседа. – Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных? (Да.) – Хотите проверить? (Да.) 6. Работа в парах Стратегия «Пилот и навигатор» Взаимопроверка. Взаимооценивание». (по образцу) III. Рефлексия. Беседа. - Объясните цель нашего урока? - Смогли вы ее достичь? -Как вы достигли? - А почему я должна вам верить?(Ответь на вопросы) - Как вы оцениваете свою работу? Выставляют оценки в Оценочный лист – Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. Подумайте и решите:
(Подходят, перетаскивают яблоки на дерево) – Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились) – Есть повод для радости? (Да.) – Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы! |
- Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства. Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить. - Стал беднее, скуднее, менее точным. - Нет. - Нет. - Прилагательных. - Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные. Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике. - Конечно. - Да - Пропущены слова. - Да - Да - Светло-лиловые - Нежно-голубое - Белоснежные. - Черноголовые. - Медно-бронзовые - Да. -Да. - Этот. - На простые и сложные - Состоят из двух и более корней. - Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис Учащиеся выходят сами на тему урока. - Слитным и дефисным. Критерии успеха. - Я хочу научиться на уроке:
Работа в парах. Работа с учебником Пар.47, стр.208-210 Работа в группах. Презентация карты опыта. ТиО (эксперты) - Оценочный лист.(групп) Формативное оценивание групп кластерами, карты-опыта. - Зависит от того, как образовано сложное прилагательное - Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания. - Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И. Прием «Практическая лаборатория» Выполнение Упр.689 - Оценочный лист.(кого проверял) Стратегия «Пилот и навигатор» Взаимопроверка. Взаимооценивание». (по образцу) - Оценочный лист.(кого проверял) -Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные - Научились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные. - Работали в парах, группах. - Дома еще раз закрепить и выучить правило. Критериальное оценивание 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Выставляют оценки в Оценочный лист Критерии оценивания.(формативное) - Перетаскивают яблоки на дерево. - С каким настроением уходите? - Вам было интересно? - Покажите жестами? (большой палец) | ИКТ Power Point Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд6 Слайд 7-22 Слайд 23 Слайд 24-25 Слайд 27 Слайд 28 | |
3 мин | Д/З: пар.47, Упр.690, в словарик составить таблицу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
В данном учебном материале представлен подробный конспект урока русского языка по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...
презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...
Урок русского языка в 6 классе " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" по ФГОС
Урок обеспечивает успешное усвоение учебного материала, формирует умение ставить цели и стремление достигать их, воспитывает потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности....
Урок русского языка в 7 классе на тему "«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Урок «открытия» нового знания представлен в увлекательной форме, где использовались различные формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная, фронтальная, методы обучения: проблемный, иссле...
Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...
Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»....
Урок русского языка "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных", 6 класс
Предназначен для обучающихся 6 класса....