Урок 6 класс Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок разработан с применением семи модулей обучения. Направлен на самостоятельное обучение, развитию функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 6А

Тема: Самостоятельные действия  в изучении   слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

Цель: развивать умение самостоятельных действий в изучении слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

Результат: 1. Самостоятельные действия в изучении слитного и дефисного написания сложных прилагательных через групповую работу.

 Критерии успеха:  

- я могу действовать самостоятельно в изучении  правописание слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

- я могу  оценить свою деятельность и своего товарища;

 - я могу обмениваться информацией о  правописании слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

Время

этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Этап А

1. Мотивационный этап.

Настрой.

12 мин.

Девиз урока: «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

1. Эмоциональный настрой.

 Поприветствовали друг друга локтями, улыбнулись друг другу в группе, пожелали успеха. Отметьте свое настроение в начале урока (большой палец)

1. Инструкция по работе в паре.

2. Инструкция по взаимопроверке и взаимооцениванию.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(на стенах расклеены морфологические признаки прилагательных, существительных, глаголов.)

Задание:  (от каждой группы по одному представителю учащиеся срывают признаки прилагательного и орфограммы, изученные по этой теме.)

Беседа.

- Какие трудности встретились?

- Что было важным при выполнении задания?

 

- учащиеся срывают признаки прилагательного и орфограммы, изученные по этой теме. Задают друг другу вопросы по таксономии Блума.

- Взаимопрос. Взаимооценивание». (по устным ответам)

- Оценочный лист.(групп)

 

1. Карточки-задания

Этап С

30 мин

Постановка учебных целей: найти закономерность в написании слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Работа в группах. (Работа в парах)

1. Беседа.

Работа в группах.

- Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.)

– Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.)

– Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске текст. Прочитайте его.

Тихо в лесу.   Тени  лежат на сугробах.   По

небу   плывут   облака.   Вот   по-весеннему

попискивают, возятся   синички. Высятся на

солнце  стволы сосен.

(По  И. Соколову-Микитову.)

Удалось ли вам представить весеннюю картину природы? Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака, синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.) 

– Можно ли назвать этот текст выразительным, эмоциональным? (Нет.)

– Чего не хватает для этого? (Прилагательных.)

– Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше, интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.)

Попробуйте на основе авторского текста создать свою (яркую, образную) картину природы, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь.

– Выполняете это задание на карточках.

– Зачитайте полученный вариант. (Зачитывают несколько вариантов.)

Хорошо. Я думаю, что у каждого из вас получилось создать свою картину природы.

Я предлагаю вам сравнить свой вариант с авторским. Какие прилагательные подобрал писатель и какие вы. 

Изменился ли текст? (Конечно.)

Теперь вы можете представить себе предметы такими, какими их нарисовал писатель? (Да.)

– Ребята, глядя на текст, у вас не возникает вопросов? Чего в нем не хватает? (Пропущены слова.)

Значит, автор нарисовал картину природы более красочно, более ярко. Хотите полностью восстановить авторский текст? (Да.)

– Интересно узнать, какие слова подобрал писатель? (Да.)

– Я вам помогу.

– Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.) Слово появляется на слайде 2.

– Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.)

Облака как из белого снега? (Белоснежные.)

Синички с черной головкой? (Черноголовые.)

– Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.)

Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед нами? (Да.)

Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.)

– Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.)

– Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы? Назовите. (Называют все прилагательные из текста.)

(слайд 3)

– Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти прилагательные? (На простые и сложные.)

– Разделите прилагательные на простые и сложные в 2 столбика.

 Кто желает поработать у доски? (Желающий выходит к интерактивной доске и перетаскивает слова на слайде, распределяя их на 2 столбика.)

– Итак, вы распределили прилагательные на 2 группы: простые и сложные. Почему сложные? Что такое сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней.)

Убедимся в этом. Какие корни в слове «белоснежные», в слове «нежно-голубому»?

Прикрепляю карточки со словами «нежно-голубому», «белоснежные» на доску.

(-Бел- и -снеж-; -нежн- и -голуб-.)

А чем отличаются эти 2 сложных прилагательных? (Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис.)

– Сформулируйте тему нашего урока? (Написание сложных прилагательных.)

2. Постановка и решение учебных задач.

– Каким может быть написание сложных прилагательных? (Слитным и дефисным.)

- От чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных?

– Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться? - Сформулируйте, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

– Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам поработать

3. Стратегия «Мозаика»

1.Детям предлагается изучить информацию слитного и дефисного написания сложных прилагательных, составить алгоритм правописания.

 2. Выполнить задание.

3. Группы  обмениваются информацией.

4. Дается общее  задание.

Составить алгоритм написания в виде кластера, карты-опыта.

4. Беседа.

– Обоснуйте, от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? (Зависит от того, как образовано сложное прилагательное.)

– Когда вы будете писать сложные прилагательные слитно? (Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.)

– Когда вы будете писать сложные прилагательные через дефис? (Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.)

– Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Как мы будем рассуждать?

– Ребята, есть слова, написание которых надо запомнить. Запишите их в словарик и запомните.

Общественно – политический

                        но

Общественно    полезный

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (занятие для глаз)

5. Первичное закрепление.

Беседа.

– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных? (Да.)

– Хотите проверить? (Да.)

6. Работа в парах

Стратегия «Пилот и навигатор»

 Взаимопроверка.  Взаимооценивание». (по образцу)

III. Рефлексия.

Беседа.

- Объясните цель нашего урока?

- Смогли вы ее достичь?

-Как вы достигли?

- А почему я должна вам верить?(Ответь на вопросы)

- Как вы оцениваете свою работу?

Выставляют оценки в Оценочный лист

 – Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. Подумайте и решите:

  • кому сегодня все было понятно на уроке, прикрепите к древу красный плод.
  • кому была понятна большая часть урока, прикрепите желтый плод.
  • а кому все было непонятно, прикрепите зеленый плод.

(Подходят, перетаскивают яблоки на дерево)

– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)

– Есть повод для радости? (Да.)

– Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!

 

 - Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства. Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.

- Стал беднее, скуднее, менее точным.

- Нет.

- Нет.

- Прилагательных.

- Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

- Конечно.

- Да

- Пропущены слова.

- Да

- Да

- Светло-лиловые

- Нежно-голубое

- Белоснежные.

- Черноголовые.

- Медно-бронзовые

- Да.

-Да.

- Этот.

- На простые и сложные

- Состоят из двух и более корней.

- Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис

Учащиеся выходят сами на тему урока.

- Слитным и дефисным.

Критерии успеха.

- Я хочу научиться на уроке:

  • определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных (определять от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных);
  • правильно писать сложные прилагательные.

Работа в парах.

 Работа с учебником

Пар.47, стр.208-210

Работа в группах.

Презентация  карты опыта.

ТиО (эксперты)

- Оценочный лист.(групп)

Формативное оценивание групп кластерами, карты-опыта.

- Зависит от того, как образовано сложное прилагательное

- Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.

- Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.

Прием «Практическая лаборатория»

Выполнение Упр.689

- Оценочный лист.(кого проверял)

Стратегия «Пилот и навигатор»

 Взаимопроверка.  Взаимооценивание». (по образцу)

- Оценочный лист.(кого проверял)

-Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные

- Научились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.

- Работали в парах, группах.

- Дома еще раз закрепить и выучить правило.

Критериальное оценивание

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Выставляют оценки в Оценочный лист

Критерии оценивания.(формативное)

- Перетаскивают яблоки на дерево.

- С каким настроением уходите?

- Вам было интересно?

- Покажите жестами? (большой палец)

ИКТ

Power Point

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд6

Слайд 7-22

Слайд 23

Слайд

 24-25

Слайд 27

Слайд 28

3 мин

Д/З: пар.47, Упр.690, в словарик составить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Урок русского языка в 6 классе " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" по ФГОС

Урок обеспечивает успешное усвоение учебного материала, формирует умение ставить цели и стремление достигать их, воспитывает потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности....

Урок русского языка в 7 классе на тему "«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Урок «открытия» нового знания представлен в увлекательной форме, где использовались различные формы работы с учащимися:  групповая, индивидуальная, фронтальная, методы обучения: проблемный, иссле...

Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»....