Совместная деятельность учителя русского языка и учителя – логопеда
статья по русскому языку (5,6,7,8,9 класс) по теме
В школе существует группа сопровождения учебного процесса, в которую входят психолог и учитель- логопед. Очень важно преподавателю русского языка и литературы использовать возможности и потенциал этих специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya__deyatelnost__uchitelya__russkogo__yazyka__i__uchitelya_2.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Учитель русского языка и литературы Шишмарева Елена Васильевна.
Тема выступления :
« Совместная деятельность учителя русского языка и учителя – логопеда по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку».
В школе существует группа сопровождения учебного процесса, в которую входят психолог и учитель- логопед. Очень важно преподавателю русского языка и литературы использовать возможности и потенциал этих специалистов.
Учитель- логопед по штатному расписанию активно работает с учащимися 1-4 классов. Работа на этом этапе направлена на профилактику дисграфии у детей ,это огромная помощь учителю начальной школы.
Но вот дети заканчивают начальный этап в обучении , переходят в среднюю школу и перестают посещать занятия учителя – логопеда, хотя из числа детей , обучающихся в логопункте, в дальнейшем сопровождении логопеда нуждается большая часть учащихся. Это ученики с задержкой психического развития , с фонетикофонематически-ми нарушениями речи , билингвы ( двуязычные), с церебрально- органическим генезом ( общее недоразвитие речи 3 степени ), дети с нейросенсорной тугоухостью 3 степени. Все они обучаются в массовой школе , и лишь дети с 1 и 2 степенью недоразвития речи обучаются в специализированных школах 7-8 вида.
Таким образом, преемственность в обучении русскому языку и развитию речи между начальной и средней школой пропадает , что ведет к распаду устной и письменной речи детей- логопатов. Это выражается в деформации почерка , когда у слова при написании исчезает окончание, суффиксы, в лучшем случае остается основа. Учитель русского языка , проверяя такие работы , становится в тупик : как объективно поставить отметку за письменную работу , как помочь таким детям , какой индивидуальный подход подобрать для таких учеников.
Кроме того дети с общим недоразвитием речи 3 степени отличаются бедностью речи ( в речи присутствуют существительные , прилагательные глаголы , других частей речи , как правило , нет) , у них нарушен грамматический строй речи. А это значит , что виды творческих работ по русскому языку и литературе будут не по силам таким детям. Дети – логопаты характеризуются бедностью словаря. Для обычного ученика норма словарного запаса составляет примерно 5 тысяч слов , а у детей- логопатов только 2 тысячи слов. Такие ученики испытывают трудности при прочтении текста , не понимают смысла прочитанного ( семантичес-кая дислексия).
На основании изложенного выше , следует еще раз сказать о том , что учитель - филолог должен использовать потенциал учителя – логопеда : приглашать его на уроки русского языка и литературы с целью дальнейшего обследования устной и письменной речи учащихся ,предло-жить родителям образовательные услуги учителя - логопеда .
Логопед имеет в своем расписании дни консультаций для родителей и детей , может рекомендовать коррекционные упражнения для учащихся , составить план индивидуальных занятий с учеником , направить родителей с ребенком в районный центр психолого –медико –социального сопровождения для консультации и оказания нужной помощи .Также учитель – логопед дает рекомендации преподавателям русского языка. Детям с общим недоразвитием речи 3 степени нужно давать дополнительное время на уроке для проверки письменных работ, регулярно использовать в работе предупредительные диктанты, оказать психологическую помощь в преодолении страха у учащихся при написании диктантов и проверочных работ.
К сожалению, в сетку занятий учителя – логопеда не входят учащиеся средней и старшей школы , поэтому родителям логопед может предложить индивидуальные платные образовательные услуги. Но преподаватель русского языка может обратиться к директору образовательного учреждения с просьбой о выделении дополнительных часов для работы с детьми - логопатами в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Если такие коррекционные занятия проводит учитель – логопед с учащимися среднего звена , то преподавателю русского языка нужно прослеживать динамику этих занятий. При наличии положительной динамики занятия с логопедом могут быть приостановлены , хотя практика показывает , что дети – логопаты нуждаются в логопедическом сопровождении во время всего учебного процесса.
Чтобы защитить интересы ребенка в части оценивания его знаний по русскому языку, учителю – филологу необходимо опираться на документ, определяющий состояние устной и письменной речи детей – логопатов специалистом - логопедом. Учитель – логопед анализирует письменные работы учащихся в рабочих тетрадях , в тетрадях для творческих работ , а также контрольные диктанты , он же составляет справку по результатам обследования. Этот документ учитель русского языка предоставляет родителям в ходе индивидуальной встречи , завучу школы и директору , один экземпляр оставляет у себя.
Таким образом, преподаватель – филолог может выбрать правильные критерии оценки знаний учащихся – логопатов и выставить баллы в пользу ученика.
Работа учителя – логопеда в 5-9 классах будет направлена на профилактику дизорфографии у детей в целях успешного усвоения школьной программы по русскому языку. Совместная же деятельность учителя – филолога и учителя – логопеда позволит учащимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и единый государсвенный экзамен по русскому языку и литературе.
Данная работа составлена при участии школьного учителя-логопеда Кибиревой В.А. ГОУ СОШ №35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"
Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Комментарии
Работа учителя – логопеда в