дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета
материал по русскому языку по теме
задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_zadaniy_po_russkomu_yazyku_s_uglublennym_izucheniem_predmeta.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды заданий по русскому языку с углубленным изучением предмета. 5 класс
Кто без кисти и белил крыши города белил? Снежное покрывало все поле покрывало.
Косогор усеяли осенние листья. Солнце закрыло облако. Большой город увидели туристы на горизонте.
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда (по)мчался вскачь? Покатился (в)огород, (До)катился (до)ворот, (Под)катился (под)ворота, (До)бежал (до)поворота. Там (по)пал (под)колесо, Лопнул, хлопнул - вот и все. (С.Я. Маршак)
Снежное покрывало все поле покрывало.
Женевская конференция имеет огромное значение для всех людей мира. Солнце закрыло облако. Книга лежала на столе с открытой страницей
Побежал он (на)перрон, Влез (в)отцепленный вагон, Внес узлы (и)чемоданы, (Рас)совал (их)(под)диваны, Сел (в)углу (перед)окном (И)заснул спокойным сном:
Каждое задание оценивается отдельно принятыми в школе отметками: 5,4,3,2,1. Таким образом, высший балл за всю работу - 50.
Летят перелетные птицы Там возводится платина, Ушедшие лето искать К ней подводят провода. Летят они в дальние страны По оврагам и низинам А я не хочу улетать. Разливается вода. (М.В. Исаковский) (Г. Ладонщиков)
Это чей там смех веселый Пионер не теряй ни минуты Чьи глаза огнем горят Никогда никогда не скучай Это смена комсомола Пионерским салютом Юных ленинцев отряд Утром солнце встречай.
Кто без кисти и белил крыши города белил? Составьте два предложения так, чтобы в одном слово "пила" было существительным, а в другом - глаголом.
Рекс сбил нарушителя с ног. Пограничник крикнул Рексу: "Фас"! Нарушитель бросился к лесу. Редактируя, устраните повторяющиеся слова. 6 класс.
Тростник, яркая, еж, память, ель, сшить.
звонит, брала, поняла, облегчит, обеспечение, столяр, свекла, шофер, километр, досуг, квартал.
Возр:жать, в:т:ран (старый воин), ф:нтан, фи:летовый, трен:роваться, пор:жать, сп:ртакиада, г:раж, вежл:вый, г:мнастика, пл:нета, прав:льный.
Запишите в форме единственного числа: ботинки, рельсы, фамилии, туфли, яблоки.
Солнце закрыло облако. Музей посетили туристы. Дождь приносят перистые облака.
Налетел порывистый ветер : Небо нахмурилось : Наш класс собрал много макулатуры :
Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страницу. Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". На пути из Петербурга в Москву он принял важное решение, которое перевернуло его жизнь. О ком идет речь? Каждое задание оценивается в баллах: 5, 4, 3, 2, 1. Высший балл за все задания, таким образом - 50 баллов. 7 класс
: Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо : и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей. (Пришвин).
Все помнят его блестящий ответ. Мальчик не заметил блестящее на солнце стекло. Отраженный свет луны освещал комнату. Текущий в ущелье поток заглушал наши голоса. Текущие дела задерживали решение новой задачи.
Мы приехали с Тамбовки. Ребята всегда ложили учебники на место. Люди трудились не покладая сил. На стройку приехала молодежь. Они горячо взялись за дело. Вася спросил: "Есть у вас горячий кипяток?"
1. Вы бывали когда-нибудь в осеннем саду? 2. Это чудесное время года. 3. Идешь по дорожке, а с деревьев летят тебе под ноги листья. 4. Вот в стороне стоит березка, печально свесив ветви. 5. Все птицы давно улетели на юг, только воробьи перелетают с дерева на дерево. 6. Чуть дунул ветер, и листья, встревоженные им, поднялись в воздух. 7. И потом плавно опускаются на землю. И только сейчас замечаешь, что идешь по желтому ковру, постланному осенью. Каждое задание оценивается в баллах: 5, 4, 3, 2, 1. Высший балл за все задания, таким образом - 50 баллов. 7 класс.
Сшил, ясный, пение, возчик, летчик, подъезд, строится, блюдце, объем.
новичок, старичок, столичный, земляничный, плотничать, столярничать.
а) кол:щий, стро:щийся, уважа:мый, слыш:мый; б) деш:вый, грош:вый; в) выкач:нный бензин, выкач:нная работа.
Мы вошли в открытое море. Натянутая во дворе веревка мешала строителям. В открытое окно влетела бойкая синица.. Между нами сложились натянутые отношения. Растерянные вещи вскоре были найдены. Вид у вас, видимо, был растерянный.
Кто из девочек вошла? Чего ты читаешь? На ихних огородах много травы наросло. Лавочник протянул Алеше его пухлую руку. Подъезжая к дому, на нас залаяли собаки. Мальчик присел на пень, читавший книгу. Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился и приказал снять с него шкуру.
Многие говорили будто у Незнайки была совсем пустая голова однако они ошибались потому что с пустой головой он бы совсем не соображал но ботинки у него всегда были на ногах на голову он их не надевал хотя и на это тоже ведь требуется соображение. 8 класс.
9 класс
В каких словах вы напишите "ё". В каком слове ударение связано со значением?
Вел:с:пед, в:личина, в:теран, г:раж, г:мнастерка, г:мнастика, д:л:ктный, кв:танция, к:мб:нация, л:ловый, ор:нтир, отр:жать, пос:тить, пос:щаемость, сост:зание, тр:буна.
У всех прекрасный был улов Поймали раков и налимов, Сомов, ершей и ротанов. Такого не видал наш город Климов!"
За столом сидели наш сосед генерал-лейтенант Иван Сергеевич Одинцов знакомый отца старик партизан Петрович и мой отец.
Цель уроков русского языка не только в том, чтобы вооружить учащихся определенным кругом знаний и умений, но и в том, чтобы они увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, освоили его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи. "Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса", - писал Н. М. Карамзин. Не правда ли, здорово! Но как сделать, чтобы дети, которых доверили тебе, могли это понимать, чувствовать? Как сделать каждый урок русского языка радостным и интересным? Как активизировать деятельность учащихся? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? Для этого требуется творческий подход к делу со стороны учителя. И наша задача - развить, не убить, а освободить творческие силы в ученике, потому что в высший миг творчества он полностью поглощен предметом труда и способен на многое. Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние! Л. Н. Толстой говорил: "Хочешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их". С этим нельзя не согласиться! Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка отводится подбору дидактического материала, чтобы он был воспитующим, доступным, интересным. Важно обращение к стихотворным строчкам для развития языкового чутья и приобщения к творчеству. Словарный диктант с элементами игры. Игра - спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления. Словарный диктант можно оживить с помощью игры "Зоркий глаз". Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм? Игра "Я работаю волшебником" не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные. Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик - (собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др. Игра "Помоги Пете Ошибкину". Например:
4. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. "Не с глаголами пишется раздельно",- заявил Ошибкин. 5. Шепот Петя написал с буквой о. "После шипящих под ударением пишется о",- объяснил он. 6. Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: "Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются". Прав ли он?
Игра "По щучьему веленью" помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: "По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой -тся - -ться в глаголах". И др. Игра "Справочное бюро" способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее. Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет "адрес" слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать). ВАРИАНТ 1
1) направление;
II. Укажите, в каком слове пишется "ь":
III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":
IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончаний трех других слов:
V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:
VI. Определите, какое слово соответствует схеме III:
отпускной. VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:
VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:
IX. Определите тип предложения: 1) простое; 2)сложносочиненное;
Небосвод был пурпурный, теплый, ласковый и манил туда, где он казался краем темной зелени лугов. X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:
Река сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. ВАРИАНТ 2
1) блестеть; 2) увлечение; 3) ослепительный; 4) спешить. II. Укажите, в каком слове пишется разделительный "ъ":
III Укажите слово, в котором пишется одна "н":
IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:
V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:
VI. Укажите, какое слово соответствует схеме:
4)покорный. VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:
VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:
IX. Определите тип предложения:
Доброта отнюдь не исключает хладнокровия, самообладания и силы воли - качеств, решающих для полярника. X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:
Светлый, пронизанный солнцем дождь летел и шумел и круглое дождевое облако уплывало важно и медленно, открывая голубой, промытый край неба. ВАРИАНТ 3
1) очарование;
II. Укажите, в каком слове пишется "ь":
III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":
IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:
V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием: 1)депо; 2)поздно; 3)расцвело; 4) немного. VI. Определите, какое слово соответствует схеме З Щ Щ : 1)отечество; 2)отечески; 3)опасное; 4)скромно. VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:
VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:
3) И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть. 4) Дед был ровный, гладкий и блестел как зеркало.
1) простое; 2) сложносочиненное; 3) сложноподчиненное; 4) бессоюзное сложное. По вздоху, вырвавшемуся у моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались серьезной опасности. X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении: 1) неверные знаки препинания при однородных членах;
Бобров, усталый, почти больной после вчерашней вспышки, сидел одиноко в углу станционной залы, и очень много курил. ВАРИАНТ 4 I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:
4)наполнение; II. Укажите, в каком слове не пишется "ь":
III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":
IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончаний трех других слов:
V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:
3)такси; 4) по-волчьи. VI. Определите, какое слово соответствует схеме:
VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:
VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:
IX. Определите тип предложения: 1) простое; 2) сложносочиненное; 3) сложноподчиненное; 4) бессоюзное сложное. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали, и начинается метель. X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:
Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведущую к дому. ВАРИАНТ 5 I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:
II. Укажите, в каком слове не пишется "ь":
III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":
IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:
V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:
VI. Определите, какое слово соответствует схеме:
VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:
VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:
IX. Определите тип предложения:
Освещенные поднимавшимся солнцем, тальники становятся ярко-черными, берег, наоборот, светлеет.
Ветерок, чистый, прохладный, тянулся в просвете леса и шевеля чащу будил в ней пернатых музыкантов.
На своих уроках я учу детей активно мыслить, кропотливо работать над усвоением программного материала. Знаю, что главное в обучении русскому языку - письмо, и это - главное на всех уроках. Цель таких уроков не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, быстрое ориентирование, стремление расширить свои знания самостоятельно. Подобный урок вряд ли можно провести даже в хорошо успевающем классе, если до этого он не был подготовлен к таким приемам работы. Так, еще при изучении темы "Фонетика" в классе можно использовать условные карточки: М - мягкий согласный, Т - твердый согласный З - звонкий согласный, Г - глухой согласный, Я - парный согласный, Н - непарный согласный. Учителю достаточно произнести звук при устном фонетическом разборе - ученики поднимают нужную карточку. Для морфемного разбора используются карточки разных цветов: красная - корень, синяя - суффикс, зеленая - приставка, белая - окончание. Удачно проходит проверка знаний учащихся по орфографии и морфологии (н и нн в различных частях речи, разряды имен прилагательных, вид, наклонение, спряжение, переходность глагола и т. д.). Таким образом, при изучении любой части речи можно использовать всевозможные условные карточки, которые дают возможность учителю быстро определить уровень знаний и навыков по данной теме с минимальной затратой времени. 5 класс. Xод урока. I. Игра "Эстафета". Каждому последнему в ряду дается листок бумаги. Ученик 1 ряда записывает одно прилагательное с суффиксом -к- и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом -к- и передает листок следующему. И т. д. 2 ряд работает с суффиксом -ск-, 3 ряд - с суффиксом -н-, 4 ряд - с суффиксом -нн-, 5 ряд - с суффиксом -ск-, 6 ряд - с суффиксом -к-. Чей ряд справится с заданием быстрее и правильнее? Фронтальная беседа с классом по основным вопросам темы (определение имени прилагательного, разряды прилагательных по значению, степени сравнения прилагательных; правописание безударных окончаний прилагательных, мягкого знака после шипящих в краткой форме, н и нн, -ск- и -к-, не с прилагательными, слитное и дефисное написание сложных прилагательных). II. На экране с помощью кодоскопа высвечивается предложение: На тихий3 свист3 откликнулись2 десятки1 звонких3 птичьих2,3 голосов1, и соловьиный2,3 раскат2 пронесся2 по прибрежным1,2,3 зарослям2,4. С помощью карточек учащиеся:
III. Игры ("Кто быстрее?", "Кто первый?", "Кто больше?"). 1. Назовите слова, с помощью которых описывается внешность человека (голубоглазый...), его характер и поведение (молчаливый...). И т. д. 2. Заполните устно таблицу.
(Учитель указывает на разряд имен прилагательных, а ученики называют прилагательные.) 3. Определите разряд имен прилагательных. Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, каменный. (Учитель указывает на слово, а ученики поднимают карточки: К - качественное, О - относительное, Пр - притяжательное)
Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, пальц..в, под плащ..м, чуж..й, со свеч..и, с мяч..м, со свеж..и, руч..нка, друж..к, больш..й и т. д. (Учитель указывает на слово на экране, а ученики поднимают карточку с гласной.) 6. Продолжите синонимический ряд: красный (пурпурный, рубиновый, кумачовый, багряный, огненный...), большой (огромный, громадный, величественный...). 7. Сколько н в словах? Масля..ое пятно, песча..ый берег, овчи..ая шуба, цели..ый урожай, глиня..ый горшок, ю..ый герой, оловя..ый солдатик, комари..ый укус, безветре..ый день, торфя..ое болото, чугу..ый рельс, кожа..ый портфель, соломе..ая крыша, деревя..ый стол. (Учитель указывает на слова на экране, а ученики показывают карточки с "н" и "я".) 8. Правильно ли написаны слова? Если нет, назовите правильную форму. Дешевше, здоровше, длиньше, мягше, красивше, тяжельше, крепше, легше, громше, слабше, слаже, громчее, хужее и т. д. 9. Образуйте все степени сравнения имен прилагательных. Белый - белее, более белый, белейший, очень белый, самый белый. Узкий, сильный, робкий, чуткий, счастливый, высокий. 10. Умеете ли вы писать сложные имена прилагательные? Журнально?газетный, сельско?хозяйственный, северо?западный, трех?метровых, древне?русский, садово?огородный, паро?ходный, верто?летный, водо?проводный, лево?бережный, алма?атинский, горько?соленый. (Учитель указывает на слово на экране; при дефисном написании ученики поднимают карточку с дефисом, при слитном - с с.) 11. Как пишется не с полными и краткими прилагательными? Не?добрый, а злой; не?брежный, не?взрачный, не?счастливый, не?лепый; не?вежлив, а груб; не?отложный; не?мелкий, а глубокий; далеко не?удачный ответ, не?легкий, не?ряшливый и т. д. (Учитель читает предложения с этими словами, ученики поднимают карточки: С - "слитно", Р - "раздельно".) IV. Домашнее задание: 55 учебника, упр. 304. V.Подведение итогов урока. Дополнительные задания:
Интегрированный урок на тему Заимствованные слова" (5 класс) Цель урока. После изучения этой темы учащиеся должны: знать: 1) почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями?
уметь: пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов). Эпиграфом к уроку могут стать слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга". Ход урока. I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока). Задание. Прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми. Учитель английского языка читает английский текст "Sport in England".
Учитель немецкого языка читает текст на немецком языке.
свои мнения.) Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков. - Как они к нам попали? Немного истории: сообщения учащихся о времени проникновения в наш язык немецких и английских слов, об истории слов (учитель вводит слово этимология): вокзал, бойкот, комбайн (из англ.), лодырь, версты, ягдташ (из нем.).
(Ребята высказывают свое мнение.)
язык? Учителя иностранного языка на конкретных примерах показывают эти процессы: Jazz - джаз cowboy - ковбой die Shrift - шрифт cakes - кекс die Klasse - класс Обобщение: итак, слово осваивается 1) графически, 2) фонетически, 3) грамматически, 4) лексически. - И все же по некоторым элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло: Из английского: Из немецкого: дж - джаз шт, шп - в начале слова -инг - митинг -ман -мен - спортсмен -мейстер на конце -бург Задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.) Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.
Задание. Найдите в толковом словаре учебника заимствованные слова.
Обобщение: благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют (заимствованных слов всего 10 %. Можно провести эксперимент: подсчитать все слова на одну букву и выяснить, сколько среди них иностранных). Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов. Против бездумного использования иноязычных слов выступал В. И. Ленин. II. - А теперь обратимся к таблице: Русский язык Английский язык Немецкий язык Мать mother Mutter Волк wolf Wolf Нос nose Nase Сестра sister Schwester Сын son Sohn (Слова читают по очереди учителя русского, английского и немецкого языков.) Похожие слова почти одинаково звучат и в некоторых других знакомых нам языках. (Учитель рассказывает о родстве индоевропейских языков. Опираясь на генеалогическое древо языков (схема нарисована заранее).
И все же каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен. А незнание чужого языка порой приводит к недоразумениям. Подстерегают они даже и опытных переводчиков. Даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Выход один - серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит.
Интегрированный урок на тему "Число. Имя числительное" ( 6 класс) Предлагаю объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке, который ведут два учителя. Целесообразно отвести на него два учебных часа, так как урок речи предполагает большую устную работу, использование разнообразных приемов, тренировочные упражнения. Учебный план, на наш взгляд, допускает проведение интегрированных уроков в рамках уроков повторения, резервных уроков. Цель урока: добиться, чтобы учащиеся знали: 1) чем отличаются числа от имени числительного;
умели:
материалы для внеклассной работы по русскому языку и математике);
Литература к уроку: Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5 - 7 классы. - М., 1991. Виленкин Н. Я., Чеснок о в А. С. Учебник математики для 5 класса. - М., 1992. Кривин Ф. Карманная школа. - Ужгород, 1962. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. - М., 1988. Вартаньян Э. Из жизни слов.- М., 1963. Краткий методический комментарий. Интегрированные уроки в системе школьного образования должны занимать особое место, так как перспективная цель таких уроков - показать ребятам глубокую взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем нас мире. Данный урок - результат поиска решения одной из важнейших проблем школьного образования - развития общеучебных умений и навыков. Очевидно, что в "базовом" школьном образовании должна быть продумана целая система интегрированных уроков. Ход урока. I этап.
Приобрел я для жирафа Тридцать три огромных шарфа, Чтоб он горло завязал, Чтоб в мороз не замерзал. А жираф сказал: "Смотри! Еще нужны мне тридцать три". Учитель собирает и проверяет работы к следующему уроку. 3. Выразительное чтение этого стихотворения одним из учеников. Задание. Назовите слова, обозначающие числа. 4. Учитель объявляет тему урока, записанную на доске: "Число и имя числительное", знакомит с терминологией урока. Запись на доске: Художественный стиль, научный стиль, точность, конкретность. 5. Учитель предлагает прочесть записанные на пленке для кодоскопа тексты - отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской: 3 - три. Есть у нас 3 сесЗцы, Вы не знаете их? Как бы мне ухиЗться Рассказать о троих? У одной, что в СЗжове, Над окошком жил сЗж. СЗчь она мастерица - Приходи к ней, малыш! 100 - сто. У про100го 100рожа - Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! (Перевод Л. Кондратенко). Вопросы классу:
самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном тексте.)
Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи. "Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту. Вопросы к упражнению:
Краткое условие задачи на доске: 10 аршин по 3 р. 64 к. ? р. 10 аршин по 2 р. 36 к. Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.
Учитель русского языка корректирует речевые погрешности. Итог: надо верно употреблять числительные в речи. II этап. Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений. Работу ведет учитель математики, учитель русского языка корректирует речь. В работе используется учебник математики Н. Я. Виленкина, А. С. Чеснокова и др. (или тот учебник, по которому работает класс). 1. Чтение параграфа (с. 70, 79) об особенностях употребления числительных: При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, г мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято. Например: х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти; х=25 - икс равен двадцати пяти; р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати; р=38 - [пэ] равно тридцати восьми. Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:
Вопрос: - Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные после знака равенства? Чтение правил учебника на с. 43, 50: В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков "+" и "-" говорят "сумма" и "разность". Например: 32+78 - сумма тридцати двух и семидесяти восьми. р. п. р. п. 433 - 96 - разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести. При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов: Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. Например: из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять; или: от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять. - Какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? Приведите свои примеры. 2. Игра "Эксперт". В ходе игры ребята решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи, объяснив предварительно значение этого слова: Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса. "Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях. Математические примеры для этой игры могут быть заранее написаны на доске. N 363. Решить уравнение. а) х+37=85 в) 85-В=36 б) 156+у=218 г) Г-94=18 N 385 б) z + 213 = 584 д) 166= Г-34 в) 300 - у = 206 е) 59=81- К г) Т - 307 = 308 N 737. Вычислить устно: 15х6 88-19 100-19 80-16 67-11 :18 :23 :3 :8 :7 *19 *15 +23 *11 *15 +6 +55 *3 +22 -25 Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами, учителя, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться с вопросом к классу: - Какие ошибки не были замечены? В конце игры учителя оценивают работу экспертов и отвечающих. Эта игра нравится ребятам. В течение урока экспертами смогут побывать 8-10 учеников, как по выбору учителя, так и по выбору класса. Выбирая эксперта, дети должны понимать, что это должны быть знающие ученики. На обычных, традиционных уроках можно предварительно провести конкурс на право быть экспертами на интегрированном уроке. Таким образом, у всех учеников будет дополнительный стимул проявлять знания и умения в течение четверти при подготовке к необычному уроку, чтобы иметь возможность побывать в роли учителя, самоутвердиться, закрепить свои знания. Этот игровой прием не нов, но еще раз хочется отметить его важность. Возможность побывать в роли учителя помогает ученику развить умение говорить с большой аудиторией, навыки культуры общения с одноклассниками. Таким образом, оба учителя формируют начальные навыки употребления числительных в конкретной речевой ситуации - на уроках математики. III этап. Запись числа и числительного. 1. Учитель русского языка проводит беседу. Вопросы:
2. Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм. Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Это слова, обязательные для запоминания в V классе.) IV этап. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях. 1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений. Это задание может быть заранее подготовлено несколькими учениками. Можно использовать учебную хрестоматию для V класса по литературе. Например, ребята читают отрывки: 1) Из сказки-загадки:
2) Из сказки Жуковского "Спящая царевна": И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей?.. 3) Из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила": Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской... Задания. Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите числительные. Чтение знакомого художественного текста после проведенной работы заставляет по-новому вслушаться в известные строчки, оценить талант русских писателей, их владение родной речью. 2. Инсценирование-экспромт (например: реклама игры "Лотто-миллион"). Инсценирование развивает фантазию, соединяет слово и движение, учит выразительному чтению. 3. Игра "Кто больше?". Ребята вспоминают названия произведений, где встречаются числительные. Можно подобрать загадки, пословицы, содержащие числительные. Давая это задание на уроке, мы и не ожидали, что почти все ребята будут готовы ответить. 4. Чтение сказки Ф. Кривина "Таблица умножения". На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику - от первого до десятого класса. По первому знаку- это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства. - Равняйтесь! - командует Знак Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность. Таблица умножения - суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно. Разве можно не подчиниться дисциплине, которая существует под знаком равенства?! Эта сказка в увлекательной и доступной форме дает образец употребления имен числительных в речи. Можно попросить ребят найти в тексте числительные и оценить, насколько правильно в речевом отношении они употреблены. Эта сказка станет и образцом для домашней творческой работы. В заключение урока мы организовали прослушивание речи диктора как эталона правильного употребления числительных. "Прогноз погоды" можно заранее записать на магнитофон. V этап. Итоги урока. Беседа: что нового вы узнали? Чему научились? Было ли интересно? Домашнее задание: сочинить сказку, в которой есть числительные. Приведем одно из детских сочинений-сказок. "Десять цыплят". "Жили-были на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими десятью маленькими цыплятами. Каждый день она выходила с ними на небольшую прогулку. Цыплята были маленькие. Им было по одному месяцу. На прогулке они изучали природу. Курочка им рассказывала подробно, и цыплятам было очень интересно. Когда они возвращались домой, то обедали и ложились в свои маленькие постельки. А курочка в это время убирала дом. Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. В семье было два лиса, три лисицы и четыре лисенка. Они вселились недавно. Раньше они жили в соседнем лесу. Лисицы учили своих лисят быть хитрыми и злыми. А курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но поскольку они были еще маленькие, они подружились и стали играть на полянке вместе. Когда курочка пришла на эту поляну, она сначала очень испугалась, а потом обрадовалась: может быть, у ее десяти цыплят будет теперь на четыре врага меньше". Заканчивая описание нашего небольшого опыта, хотим сказать в целом об уроках такого типа. Сейчас все понимают, что важно дать ребенку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где числа и слова "живут" рядом, гармонично "сотрудничая" друг с другом. Подобные уроки помогают реально, осуществить эту задачу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).
Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....
Программа по русскому языку с углублённым изучением для 6 класса на 5 часов
Программа составлена на основе примерной программы и откорректирована в соответствии с федеральным стандартом и по часам. Образовате...
КТП 6 класс русский язык с углублённым изучением
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса с углублённым изучением включает в себя пояснительную записку, результаты освоения программы, содержание программы, тематический план, рассчитанный на ...
Рабочая программа по русскому языку с углублённым изучением предмета, 8 класс
Рабочая программа по русскому языку (8 класс) составлена на основе Примерной программы по предмету, программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка (автор В.В...