1 Этап «Вызов»: определение темы и цели урока «Мозговой штурм»
«Корзина идей» «
Целеполагание
| Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления. | Учитель: - Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на доску. На ней записана тема нашего урока. Прочитайте её. Ответ учащихся: И моего так в жизни мало вниманья чувствовала ты. Учитель: - Какие вопросы можно задать к этому предложению? Поработайте в паре. Обсудите. Ответ учащихся: высказывают свои предположения. Например, кому мало уделяли внимания, Кто сожалеет о том, что уделял мало внимания…. И т.д. Учитель:Запишем ваши вопросы на доске, чтобы вернуться к нимв конце урока. Учитель:Итак, опираясь на данные вопросы, попробуйте спрогнозировать, о чём мы будем говорить на уроке? Учащиеся высказывают свою точку зрения. Учитель: А теперь обратите внимание на название произведения, записанное на доске «Говори, мама, говори». Как Вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием? Ответы учащихся: О маме… Учитель: Какие цели и задачи поставим перед собой на уроке? Ответ учащихся: Познакомиться рассказомБ.Екимова. Определить тему рассказа, его идею, основную мысль. Что-то из рассказа взять для себя. Учитель: Предварительная работа перед началом чтения рассказа: На доске записаны ключевые слова и выражения. Спрогнозируйте по ним сюжет рассказа: Телефон- мобильник, зачем уезжать, старушка, тариф, дочь, хозяйство, грушинка-черномяска, тариф, болит, вдруг оборвётся; говори, мама, говори. Слушаем рассказы групп.
| Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание. Определяют тему урока. Определяют цель урока
Работа в группах
Слушаем рассказы групп. В рассказах звучит какая-то общая мысль: дочь звонит по телефону…..
| Рассказ – предположение по ключевым словам.
| Личностные: понимание учебной цели и задачи. Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать письменные высказывания. |
2 Этап «Осмысление»: изучение новой темы
Остановка 1
Остановка 2
Остановка 3
Остановка 4
| Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.
| Организует деятельность учащихся. Способствует активности работы. Служит источником информации. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. Учитель: Читать текст мы с Вами сегодня будем «с остановками». Перед Вами на столах лежат распечатки текста. А также на столах лист, на котором в процессе чтения вы составляете схему, используя ключевые слова и словосочетания из текста, которые помогут при характеристике главного героя.( у 2-х групп – это слово старушка Катерина; у 2-х других дочь) Остановка 1 (После прочтения первого отрывка) «Хату кидать…» до слов «Наверное, не к добру». Учитель:В какое время происходит действие рассказа? Докажите. Учитель: Опишите главную героиню. Учитель:Кто ей звонил по утрам? Учитель: Из каких слов состоял диалог? Учитель: Как описывается мобильный телефон? Учитель: Определите проблему, которая поднимается в 1 отрывке ( подмена живого эмоционального общения сухим звонком) На доске фиксируется проблема. Учитель: Заполните схему, добавьте новые цитаты, слова, словосочетания, характеризующие героев. Учитель: (прогноз)-Предположите, кто такая Мария и кто такой Коля?
Учитель:А правильно ли вы спрогнозировали, мы узнаем из дальнейшего чтения. Остановка 2 (После прочтения второго отрывка) «Этот разговор был не первый» до «зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.» Учитель: Наш прогноз оправдался? Кто такая Мария? Учащиеся высказываются. Учитель: Чтение рассказа еще не окончено, но мне хотелось бы поговорить с вами о том, что вы уже слышали из второго отрывка, попробуйте дать оценку поступкам наших героев. Я предлагаю вашему вниманию составить «тонкие и толстые вопросы», поработайте в группе, запишите их в таблицу и задайте 2 вопроса другим. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы | Кто….? Что…? Согласны ли вы….? Может…? Когда..? | Объясните, почему…? Предположите, что будет, если…. Почему вы считаете…? Почему вы думаете…? Что, если…?
|
Группы задают свои вопросы. Например: Когда звонила дочь? Согласны ли вы, что старушке не хватает внимания? Предположите, что будет, если тариф будет нулевой. Объясните, почему дочь не разговаривала с матерью долго? Учитель: Задайте ваши вопросы. Учитель: Как вы думаете, почему вновь повторяются слова мобильник и тариф? Учащиеся предполагают, что старушке хочется поговорить с дочерью, но телефонный тариф, да и сама дочь ограничивает это общение. Учитель: Какую проблему затронул автор в данном отрывке? (нехватка времени, постоянная занятость людей). На доске фиксируется проблема Учитель: Заполните схему, добавьте новые цитаты, слова, словосочетания, характеризующие героиню.
Остановка 3 (После прочтения третьего отрывка) От слов «Просторное подворье…» до «И от слез вроде бы стало легче». Учитель: С кем разговаривала героиня? Учитель: Что заставило её говорить с репродуктором? Учитель: На что она жалуется? Учитель: Почему плакала героиня? Учитель: Какую проблему поднимает автор в данном отрывке?( Проблема одиночества) .На доске фиксируется проблема . Учитель: Заполните ваши схемы, добавьте новые слова и выражения из текста. Учитель: Спрогнозируйте финал. Поработайте в группе. Напишите небольшое продолжение рассказа. Группы читают своё продолжение…. Остановка 4 (После прочтения четвертого отрывка) Читаем… От слов «И тут совсем неожиданно» до слов «Говори, мама, говори…» Учитель: Подтвердились ли Ваши предположения? Учитель: О чём попросила дочь свою мать? Учитель: Что почувствовала дочь? Учитель: Какую проблему поднимает автор в данном отрывке? (любовь и почитание своих родителей). На доске фиксируется проблема . Учитель: Заполните ваши схемы, добавьте новые слова и выражения из текста.
| Осуществляет контакт с новой информацией. Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом. Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы Отслеживают процесс знакомства с новой информацией. Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.
Учащиеся высказывают свои прогнозы по продолжению рассказа.(дочь, родственница и т.д.)
Работают в группах
Работают в группах | Чтение с остановками Вопросы к тексту («толстые» и «тонкие» вопросы) Прогнозирование | Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей; умение вносить коррективы к ходе работы;умение прогнозировать результат; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;саморегуляция какспособность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; синтез — составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация;управление поведением партнера — контроль,коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
3этап «Рефлексия» | Вернуться кпервоначальным знаниям Установление связи и причинно- следственных отношений в новой информации | Организует рефлексивную деятельность учащихся; Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля. Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. Учитель: Теперь вы знаете содержание рассказа, а теперь вернитесь к тому моменту, когда вы только прогнозировали по ключевым словам продолжение. Скажите, что изменилось? Учащиеся высказывают свою точку зрения. Учитель: На протяжении урока вы собирали информацию о главной героини и её дочери, а теперь поработайте в группе, составьте синквейн( 1 и 2 группа – о старушке Катерине, 3- группа о дочке ( до 4 части), 4 – группа о дочке ( по 4 отрывку). Прочитайте, что получилось. Продолжите фразу: Я понял… Мне захотелось… Я задумался…… Учитель: Вернитесь к теме урока? Скажите, на какие вопросы ответы даны? О каком внимании идёт речь, кому мало уделяют внимание? Учитель: Обратите внимание на проблемы, которые мы записали? Какая, на ваш взгляд, сама значимая, над чем Борис Екимов просит нас задуматься? ( проблема недостаточного внимания детей к своим родителям или варианты) Учитель: Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением ….
| Обмениваются мнениями; Отвечают на вопросы; Систематизируют новую информацию; Высказывают оценочные суждения; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели. | СинквейнВозвращение к ключевым словам; Ответы на вопросы; Прогнозирование; Эссе | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно - этическая ориентация; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|