Урок литературы в 8 классе ( Применение технологии РКМЧП)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Калугина Татьяна Владимировна

Урок построен в соответствии с технологией Развития критического мышления через чтение и письмо. Состоит из трёх этапов: 1. Вызов (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме, пробуждение познавательной активности, определение направления в изучении темы); 2. Осмысление (активная работа с информацией, сопоставление изученного материала с другими мнениями) 3. Рефлексия (обмен мнениями о новой информации, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

на тему «И моего так в жизни мало вниманья чувствовала ты.»

(по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори»)

Цель урока: методом критического мышления вывести учащихся на

осмысление и понимание текста; учить размышлять, делать

выводы относительно точности и ценности полученной

информации.

Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту,

прогнозирование, синквейн,    «толстые и тонкие» вопросы, схема.

8  класс

Учитель русского языка и литературы -   Калугина Татьяна Владимировна

Тема урока:  «И моего так  в жизни мало вниманья чувствовала ты.»  (по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори»)

Цель урока: методом критического мышления вывести учащихся на  осмысление и понимание текста; учить размышлять, делать    выводы относительно точности и ценности полученной   информации.

Тип урока: Урок построен в соответствии с технологией Развития критического мышления через чтение и письмо. Состоит из трёх этапов: 1. Вызов (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме, пробуждение познавательной активности, определение направления в изучении темы); 2. Осмысление (активная работа с информацией, сопоставление изученного материала с другими мнениями) 3. Рефлексия (обмен мнениями о новой информации, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Задачи урока:

образовательные:

  1. Расширить читательский кругозор обучающихся через знакомство с новым произведением.

2.  Формировать у учащихся умения анализировать фрагменты произведения.

3. Расширить знания обучающихся об идее произведения через раскрытие смысла заглавия.

4. Учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

развивающие:

1. Продолжить работу по формированию умений аргументировать свою точку зрения.

2. Развивать умение учащихся работать в группе, в паре, коллективно.

воспитательные:

1. Вызвать эмоциональный отклик на произведение.

2. Пробудить желание у детей гуманно относиться к старшему поколению.

3. Способствовать формированию у учащихся положительных личностных качеств.

Оборудование к уроку: текст рассказа, карточка-инструкция «Синквейн», таблица.

Прогнозируемые результаты:

личностные:

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работ

метапредметные:

учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

Ход урока

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

1 Этап «Вызов»:  определение темы и цели урока

«Мозговой штурм»

«Корзина идей» «

Целеполагание

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

Учитель:

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на доску. На ней записана тема нашего урока. Прочитайте её.

Ответ учащихся: И моего так в жизни мало вниманья чувствовала ты.

Учитель:

- Какие вопросы можно задать к этому предложению? Поработайте в паре. Обсудите.

Ответ учащихся: высказывают свои предположения. Например, кому мало уделяли внимания, Кто сожалеет о том, что уделял мало внимания…. И т.д.

Учитель:Запишем ваши вопросы на доске, чтобы вернуться к нимв конце урока.

Учитель:Итак, опираясь на данные вопросы, попробуйте спрогнозировать, о чём мы будем говорить на уроке?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: А теперь обратите внимание на название произведения, записанное на доске «Говори, мама, говори». Как Вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием?

Ответы учащихся: О маме…

Учитель:  Какие цели и  задачи поставим перед собой на уроке?

Ответ учащихся:   Познакомиться  рассказомБ.Екимова. Определить тему рассказа, его идею, основную мысль. Что-то из рассказа взять для себя.

Учитель: Предварительная работа перед началом чтения рассказа: На доске записаны ключевые слова и выражения. Спрогнозируйте  по ним сюжет рассказа:

Телефон- мобильник, зачем уезжать, старушка, тариф, дочь, хозяйство, грушинка-черномяска, тариф, болит, вдруг оборвётся; говори, мама, говори.

Слушаем рассказы групп.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание.

Определяют тему урока.

Определяют цель урока

Работа в группах

Слушаем рассказы групп. В рассказах звучит какая-то общая мысль: дочь звонит по телефону…..

Рассказ – предположение по ключевым словам.

Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить

Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать письменные высказывания.

2 Этап «Осмысление»: изучение новой темы

Остановка 1

Остановка 2

Остановка 3

Остановка 4

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Учитель:  Читать текст мы с Вами сегодня будем «с остановками». Перед Вами на столах лежат распечатки текста.  А также на столах лист, на котором в процессе чтения вы составляете схему, используя ключевые слова и словосочетания из текста, которые помогут при характеристике главного героя.( у 2-х групп – это слово старушка Катерина; у 2-х других дочь)

Остановка 1 (После прочтения первого отрывка)

     «Хату кидать…» до слов «Наверное, не к добру».

Учитель:В какое время происходит действие рассказа? Докажите.

Учитель: Опишите главную героиню.

Учитель:Кто ей звонил по утрам?

Учитель: Из каких слов состоял диалог?

Учитель: Как описывается мобильный телефон?

Учитель: Определите проблему, которая поднимается в 1 отрывке ( подмена живого эмоционального общения сухим звонком)

На доске фиксируется проблема.

Учитель: Заполните схему, добавьте новые цитаты, слова, словосочетания, характеризующие героев.

Учитель: (прогноз)-Предположите, кто такая Мария и   кто такой Коля?

Учитель:А правильно ли вы спрогнозировали, мы узнаем из дальнейшего чтения.

 Остановка 2 (После прочтения второго отрывка)

«Этот разговор был не первый» до «зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.»

Учитель: Наш прогноз оправдался?  Кто такая Мария? Учащиеся высказываются.

Учитель: Чтение рассказа еще не окончено, но мне хотелось бы поговорить с вами о том, что вы уже слышали из второго отрывка, попробуйте  дать оценку поступкам наших героев. Я предлагаю вашему вниманию составить «тонкие и толстые вопросы», поработайте в группе, запишите их в таблицу и задайте 2 вопроса другим.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто….?

Что…?

Согласны ли вы….?

Может…?

Когда..?

Объясните, почему…?

Предположите, что будет, если….

Почему вы считаете…?

Почему вы думаете…?

Что, если…?

Группы задают свои вопросы. Например: Когда звонила дочь? Согласны ли вы, что старушке не хватает внимания?

Предположите, что будет, если тариф будет нулевой. Объясните, почему дочь не разговаривала с матерью долго?

Учитель: Задайте ваши вопросы.

Учитель: Как вы думаете, почему вновь повторяются слова мобильник и тариф? Учащиеся предполагают, что старушке хочется поговорить с дочерью, но телефонный тариф, да и сама дочь ограничивает это общение.

Учитель: Какую проблему затронул автор в данном отрывке? (нехватка времени, постоянная занятость людей). На доске фиксируется проблема

Учитель: Заполните схему, добавьте новые цитаты, слова, словосочетания, характеризующие героиню.

Остановка 3 (После прочтения третьего отрывка)

От слов «Просторное подворье…» до «И от слез вроде бы стало легче».

Учитель: С кем разговаривала героиня?

Учитель: Что заставило её говорить с репродуктором?

Учитель: На что она жалуется?

Учитель: Почему  плакала героиня?

Учитель: Какую проблему поднимает автор в данном отрывке?( Проблема одиночества) .На доске фиксируется проблема .

Учитель: Заполните ваши схемы, добавьте новые слова и выражения из текста.

Учитель: Спрогнозируйте финал.  Поработайте в группе. Напишите небольшое продолжение рассказа.

Группы читают своё продолжение….

Остановка 4 (После прочтения четвертого отрывка)

Читаем… От слов «И тут совсем неожиданно» до слов «Говори, мама, говори…»

Учитель: Подтвердились ли Ваши предположения?

Учитель: О чём попросила дочь свою мать?

Учитель: Что почувствовала дочь?

Учитель: Какую проблему поднимает автор в данном отрывке? (любовь и почитание своих родителей). На доске фиксируется проблема .

Учитель: Заполните ваши схемы, добавьте новые слова и выражения из текста.

Осуществляет контакт с новой информацией.

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы

Отслеживают процесс знакомства с новой информацией.

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.

Учащиеся высказывают свои прогнозы по продолжению рассказа.(дочь, родственница и т.д.)

Работают  в группах

Работают в группах

Чтение с остановками

Вопросы к тексту («толстые» и «тонкие» вопросы)

Прогнозирование

Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей; умение вносить коррективы к ходе работы;умение прогнозировать результат; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;саморегуляция какспособность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение; синтез — составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация;управление поведением партнера — контроль,коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3этап «Рефлексия»

Вернуться  кпервоначальным знаниям

Установление связи и причинно- следственных отношений в новой информации

Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля. Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Учитель: Теперь вы знаете содержание рассказа, а теперь вернитесь к тому моменту, когда вы только прогнозировали по ключевым словам продолжение.

Скажите, что изменилось?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: На протяжении урока вы собирали информацию о главной героини и её дочери, а теперь поработайте в группе, составьте синквейн( 1 и 2 группа – о старушке Катерине, 3- группа о дочке ( до 4 части), 4 – группа о дочке ( по 4 отрывку).

Прочитайте, что получилось.

Продолжите фразу:

Я понял…

Мне захотелось…

Я задумался……

Учитель: Вернитесь к теме урока? Скажите, на какие вопросы ответы даны? О каком внимании идёт речь, кому мало уделяют внимание?

Учитель: Обратите внимание на проблемы, которые мы записали? Какая, на ваш взгляд, сама значимая,  над чем Борис Екимов просит нас задуматься? ( проблема недостаточного внимания детей к своим родителям или варианты)

Учитель: Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением ….

Обмениваются мнениями;

 

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели.

СинквейнВозвращение к ключевым словам;

Ответы на вопросы;

Прогнозирование;

Эссе

Личностные:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование,  т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

1.Придумать продолжение рассказа.

2. Написать письмо маме.

3. Составить диалог «Разговор по телефону с мамой».

4. «Нарисовать» сценарий к фильму по  рассказу .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка

Данная методическая разработка содержит описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обобщение опыта работы по данной технологии, разработки уроков и литературы, и русског...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской "Страна" с использованием РКМЧП...

Урок литературы с применением технологии смыслового чтения

Урок литературы с применением технологии смыслового чтения...

Конспект урока литературы в 5 классе с применением технологии РКМЧП

Конспект урока литературы в 5 классе с применением технологии РКМЧП...