инновационные технологии
статья по русскому языку по теме

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_uchitel.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Современный учитель , ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь её реализации, самовыражению -одна из задач процесса обучения. И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя , его методики обучения и используемые педагогические технологии.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества  и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства , дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость.

                                         Игровые технологии

Игра- самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную  (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,  

воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

-  самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-  игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других  

видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в  

процессе игры;

-  функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных  

показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-

культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм  

человеческого общежития.

Широкое применение игра находит в народной педагогике, в  дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на  активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в  следующих случаях:

-  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела  

учебного предмета;

-  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,  

упражнения, контроля);

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу  

методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  

педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Игра - излюбленная форма учащихся 5-8 классов. Я часто использую  игровые элементы  на уроках русского языка. Ребята очень любят фонетические разминки, орфографические игры.

Так, например, при изучении фонетики в 5 классе можно поводить игры «найди пару», «поймай мяч», выключи голос». На этапе проверки домашнего задания я провожу орфографические игры.

Например, «Откуда слово к нам пришло?»,  « Орфографическое лото», «Одень корень».

При объяснении нового материала использую обучающие игры.

На уроке могут быть проведены: 1) ролевые  игры;2)игры-соревнования; 3) интеллектуальные игры.

                         

                                                       Проектная деятельность

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательной деятельности учащихся.

На мой взгляд, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

При построении организации исследований в рамках образовательного процесса наиболее важными становятся следующие моменты:

-выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;

-хорошее осознание учеником сути проблемы;

-взаимоответственность и взаимопомощь учителя и ученика;

Важно, чтобы в процессе организации проектной деятельности учащихся сохранилась ситуация заданной неизвестности. В конечном итоге важно, чтобы процесс обучения выстраивался по принципу самоопределямого учения. В этом случае задачей учителя становится создание максимально насыщенной среды, стимулирующей развитие познания.

Первой попыткой организации проектной деятельности на уроке литературы явилось создание небольшого проекта по русским народным сказкам.  Ребята придумывали обложку к  сборнику «Мир сказок». Кроме этого, школьники должны представить и защитить свой проект.  Изучая творчество И.А. Крылова, пятиклассники самостоятельно готовят инсценировку басни. .С учащимися 6-7 классов  выпускаем литературный альманах, журнал по русскому языку «Лингвистический вестник».  Такие творческие задания вызывают живой интерес учащихся.

Развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся старших классов способствовала подготовка  сборника работ, посвященных творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока.   С большим интересом старшеклассники работали над проектом «Лирика С.А. Есенина в цвете». Ученики 10 класса  представляли проект «Невербальные средства общения в романе «Отцы и дети», «Особенности публицистического стиля», «Молодежный сленг».  

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа дает ребятам возможность  получить новые знания.

Развитию критического мышления способствуют нетрадиционные уроки. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и их видов.  Нетрадиционные уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это требует много сил и времени как со стороны учителя, так и ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько форм урока: викторина, исследование, семинар, урок- суд, путешествие, урок-спектакль.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был интересный. Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации.

Ребята получают  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

 творческая работа;

 лингвистическое исследование текста;

 подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

                              Информационно –коммуникативные технологии

  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер.

 Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая  

информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая  

технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса  

обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более  

удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является  

компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают  

совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения,  

связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и  

телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это  процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления  

которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным  

темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной  

технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом,  

включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

        Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.

         Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.

    Проводятся конкурсы презентаций, лучших пособий, созданных к уроку.

        В своей работе я  использую следующие электронные учебники и пособия: 

 

·        «Библиотека школьника». – ЗАО «АСУ – Импульс», 2003

·        «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. – «Просвещение  

          МЕДИА», 2004

·        «1С:Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 2001

·        Программа – тренажер по русскому языку «Фраза». – «Гуру. СОФТ»,  2004

·        «Русская литература от Нестора до Маяковского». -  «Директ Медиа Паблишинг», 2004

·        «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 – 6 кл.».  – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

 

·        «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 – 8 кл.».  – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

·        «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

·        «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 5 – 6 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

·         «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 7 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

·        «Хрестоматия по русской литературе». - «Директ Медиа Паблишинг», 2004

 

   Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.

         Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.

    Проводятся конкурсы презентаций, лучших пособий, созданных к уроку.

 

 Все эти формы работы дают возможность ребенку осознать свою социальную значимость, и школьный урок   превращается в процесс коллективного поиска, творчества и становления личности ребенка

Список литературы

  1. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка.-М.:Первое сентября, 2006
  2. Селевко К.Г. Современные образовательные технологии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...