Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения в письмах А.П.Чехова и в рассказе «В потемках».
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
- Урок относится к типу повторения и обобщения. Нам нем повторяются знания о видах и особенностях односоставных предложений;отрабатывается умение находить в тексте односоставные предложения, определять их виды. Урок построен на лексическом матераиле писем и рассказа А.П.Чехова "В потемках" . Это способствует заинтересовать учащихся рассказами писателя; а в его произведениях найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
по теме «Односоставные предложения в письмах А.П.Чехова и в рассказе «В потемках».
Цели урока:
- повторить и обобщить знания о видах и особенностях односоставных предложений;
- уметь находить в тексте односоставные предложения, определять их виды;
- проникнуться интересом к рассказам и письмам А.П.Чехова;
- в произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества.
ХОД УРОКА.
- Объявление темы и постановка целей урока (слайд №1,2).
- Подумаем над названием рассказа.
Учитель: По мнению Чехова, название рассказа – это стержень произведения. Оно должно быть простым, ярким, предельно кратким и скромным. Вслушайтесь в название рассказа. «В потемках».
Соответствует ли название данного рассказа позиции писателя?
Какое значение имеет это слово?
В прямом или переносном значении Антон Павлович употребил это слово?
Ученик: В прямом значении – действия разворачиваются в полной темноте. В переносном – супруги Гагины несчастливы, так как по жизни бродят в темноте. Они живут одним днем, у них нет стремлений к светлой, духовной жизни. Эти люди – насекомые. Недаром Чехов в начале рассказа упоминает про муху.
- Исследовательская работа.
Учитель: Мы проведем исследовательскую работу, чтобы сделать открытие, как односоставные предложения связуют текст с заглавием, которое раскрывает тему и основную мысль автора. Когда мы знакомились с рассказом, многие сцены, эпизоды вызывали у вас улыбку, смех.
К какому виду литературных произведений вы бы отнесли рассказ «В потемках»?
Ученики: Перед нами юмористический рассказ, построенный на многих несоответствиях, в котором высмеивается «распостылая жизнь» супругов Гагиных.
Учитель: Молодцы! Некоторые секреты создания юмористического вы уже раскрыли. Но наша цель, обнаружить, как с помощью языковых, синтаксических, стилистиченских приемов Чехов создает комическое, смешное. Основными качествами языка художник слова считал естественность, выразительность, мелодичность, корректность (слайд №3).
Итак, корректность. Очень часто на уроках мы с вами выполняем один из видов заданий – «Коррекционный диктант». Вспомните, что мы делаем?
Каково значение этого слова?
Ученик: Коррекция – исправление ошибок, внесение исправлений.
Учитель: Обратимся к посланию Чехова своему брату Александру и молодой писательнице Лидии Алексеевне Авиловой, прочитаем его.
Письмо с самопроверкой.
Задания:
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки;
- Проверьте написанное по тексту (слайд №4), оцените свою работу.
Ко(р, рр)ектный язык (не)только правильный сдерж(е,а)(н,нн)ый но и точ_ный. Име(н,нн)о точ_ност_ языка (не)обходимо уд_лять чрезвычайное вн_мание.
Учитель: Нам известно, что центром предложения является грамматическая основа.
Что называется грамматической основой предложения?
Какие виды простых предложений по строению грамматической основы мы знаем? (Слайд №5).
В чем отличие одного вида от другого?
Обратимся к строчке из письма Чехова брату Александру.
Графический диктант.
Задания:
- Запишите предложения, подчеркните грамматические основы предложений;
- Охарактеризуйте грамматические основы по строению;
- Во втором предложении определите форму глагола-сказуемого;
- Определите вид односоставного предложения.
Язык должен быть прост и изящен. Берегитесь изысканного языка.
Ученик: Грамматическими основами являются: в первом предложении подлежащее язык, выраженное существительным в И.п., составное именное сказуемое – должен быть изящен, прост; во втором предложении подлежащее отсутствует, простое глагольное сказуемое – берегитесь. Первое предложение по строению грамматической основы двусоставное, второе – односоставное. Глагол-сказуемое во втором односоставном предложении стоит в форме повелительного наклонения, 2 лица, мн.ч. Это определенно-личное предложение.
Учитель: Почему, обращаясь к брату, Чехов употребил определено-личное предложение?
Ученик: Сказуемое указывает на «собеседника» по переписке, он мыслится как определенное, хорошо знакомое, близкое лицо. Использовав односоставное предложение, писатель достиг простоты и выразительности.
Учитель: Назовите виды и группы односоставных предложений, которые мы изучили. (Слайд №6).Каковы особенности каждой группы односоставных предложений? Расскажите об этом.
Индивидуальная работа ученика с предложением (синтаксический разбор предложения).
Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте, а потом печатайте.
- Стилистическая функция односоставных предложений.
Выборочный диктант.
Задания:
- Найдите в предложениях текста односоставные предложения, выпишите их;
- Охарактеризуйте их вид и группу.
Товарищ прокурора медленно поднялся и сел на кровати, оглашая воздух зевками.
- Черт вас знает, что вы за народ! – пробормотал он. – Неужели даже ночью нет покоя? Будят из-за пустяков.
Ученик: Неужели даже ночью нет покоя? – Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается, сказуемое выражено неизменяемой формой глагола нет. Будят из-за пустяков. – Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается как неопределенное лицо, сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в 3 л., во мн.ч.
Учитель: Какой народ ругает товарищ прокурора? Вспомните, кто будит Василия Гагина? С какой целью в реплике героя использовано односоставное неопределенно-личное предложение?
Ученик: Василия будит его жена, но Гагину все равно, кто его будит. Важно, что ему помешали спать, важно само действие, не лицо, совершившее его.
Ученик: Эта сцена вызывает горький смех. Муж обходится с женой грубо, неласково. Мы чувствуем, что между супругами нет нежности, значит, их чувства давно остыли. И опять мы наблюдаем, как односоставные предложения помогают Чехову достичь краткости, выразительности, комичности.
Задания:
- Выпишите из дневниковой записи писателя только односоставные предложения;
- Укажите их вид и группы;
- Ответьте на вопрос: «С какой целью писатель использовал односоставные предложения в личных записях?»
Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.
Ученик: Я выписал следующие предложения: «Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет». Первое и второе предложения односоставные, определенно-личные. Третье и четвертое предложения односоставные, безличные.
Ученик: Определенно-личные предложения помогают избежать повтора личного местоимения «я». Безличные предложения, по-моему, передают внутреннее состояние писателя: он не чувствует себя полной личностью, он скован бедностью. Односоставные предложения придают точность, упорядоченность слов, мыслей. Этим достигается простота, доступность, естественность.
Учитель: Познакомимся с советами Чехова молодым творцам, будущим писателям (слайд № 7).
- ВООБЩЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ НЕКРАСИВЫХ, НЕБЛАГОЗВУЧНЫХ СЛОВ. Я НЕ ЛЮБЛЮ СЛОВ С ОБИЛИЕМ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
- НАДО ВЫБРАСЫВАТЬ ВСЕ ЛИШНЕЕ, ОЧИЩАТЬ ФРАЗУ ОТ «ПО МЕРЕ ТОГО», «ПРИ ПОМОЩИ», НАДО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ЕЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИИ, НЕ ДОПУСКАТЬ В ОДНОЙ ФРАЗЕ ПОЧТИ РЯДОМ «СТАЛА» И «ПЕРЕСТАЛА».
Найдите противоречие чеховским убеждениям в отрывке из рассказа «В потемках».
Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками.
Ученик: В советах Антона Павловича говорится об избежании повторов однокоренных слов, форм одного и того же слова, а в рассказе повторяются слова «молчал», встречаются однокоренные слова «дачный» и «дачниками».
Учитель: Почему Чехов позволил себе такое? Можно ли оправдать это?
Ученик: Повтор оправдан, потому что помогает Чехову подчеркнуть необыкновенную, удивительную тишину ночи. Повтор согласных [ М – Л – Л ] придает речи мелодичность. Используется прием аллитерации.
Учитель: Видят ли романтичность, красоту ночи супруги Гагины?
Ученик: Не способны они видеть прекрасное. Жене чудятся убийцы и воры, муж «ворчит» односоставными неопределенно-личными предложениями, оскорбляя супругу и называя ее глупой. Их жизнь проходит в потемках.
V.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:
Творческое задание – составить свой юмористический рассказ, используя односоставные предложения. Не забудьте творческие советы А.П.Чехова.
Обычное задание – выписать из трех рассказов Чехова не менее 10 односоставных предложений разных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Односоставные предложения. Определенно-личные.
Содержащаяся информация помогает различать односоставные и двусоставные предложения, развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения". Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. 2. Закрепить умение различать виды односоставн...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
Урок " Односоставные предложения" в 8 класс является повторительно-обобщающим. Он позволяет:закрепить знания о видах односоставных предложений;совершенствовать умение видеть и различать их...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления....
Урок русского языка. Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения". (Учебник Бархударова.)...