Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuleshs.a.-russkiy_yazyk-8_klass.rar | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с использованием компьютера
Автор: Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: Томская область, Шегарский район, с. Анастасьевка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: русскийязык
Класс: восьмой
Тема: Односоставные предложения
Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления
Задачи занятия:
Образовательные – формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой
Авторский медиапродукт – презентация из 20 слайдов (среда Power Point)
Структурна мадиапродукта – схема взаимосвязи кадров презентации: последовательная.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт повышения наглядности.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся за счёт использования информационных технологий.
- Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации).
- Интенсификация учебного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).
№ п/п | Этапы занятия | Временная реализация | № слайда |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Организационный момент: приветствие, Грамматическая зарядка Исследовательская работа, определение темы урока Употребление односоставных предложений в художественных поэтических текстах (чтение текстов) Знакомство с типами односоставных предложений (исследование) Создание алгоритма Выполнение теста с самопроверкой (устно) Практическое задание Домашнее задание Итоги урока | 1 минута 3 минуты 5 минут 4 минуты 10 минут 5 минут 5 минут 4 минуты 1 минута 2 минуты | № 1 № 2 № 3 № 4, 5, 6, 7, 8, 9 № 10, 11 № 12 № 13-17 № 18 № 19 № 20 |
Ход занятия:
- Организационный момент (слайд № 1).
- Грамматическая зарядка: повторение орфографии (слайд № 2).
- Исследовательская работа
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:
- Я умею читать книги.
- Люблю классическую музыку.
- По радио объявили о посадке самолёта.
- Мне не спится
- Какая ночь!
- Внимательно рассмотрите эти предложения.
- Подумайте, как их можно разделить на две группы. (слайд № 3)
Я умею читать книги. Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта
Мне не спится.
Какая ночь!
- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).
Определение темы урока:
- Что мы уже знаем? (двусоставные предложения).
- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное – гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).
- Что мы еще не знаем? (односоставные предложения).
- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭл в 11 классе.
- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (слайды № 4-9)
а) Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)
б) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)
в) Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)
г) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)
д) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)
е) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
ж) Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)
з) Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу? (С.Есенин)
- Односоставные предложения часто встречаются в поэтических текстах.
- Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
Какая ночь! Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта
Мне не спится.
- По какому принципу вы разделили предложения? (распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения)
- Чем выражены главные члены в данных предложениях? («Какая ночь!» - главный член предложения – существительное в именительном падеже)
- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? («Мне не спится»)
- Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения – безличный глагол)
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее? («Люблю классическую музыку» - глагол, 1 лица, единственного числа; «По радио объявили о посадке самолёта» - глагол, 3 лицо, единственного числа)
Итак, обобщим - односоставные предложения делятся на две группы: (слайд № 10, 11)
- Определенно-личные 2. Назывные
Неопределенно-личные
Безличные
- Создание алгоритма.
Давайте восстановим ход нашего исследования: (слайд № 12)
- Выделить грамматическую основу предложения.
- Определяем, двусоставное или односоставное.
- Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.
- Если подлежащее – это назывное предложение.
- Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель
- Если подразумевается – выяснить: определенно-личное или неопределенно-личное.
- Если нет – это безличное.
- Выполните тест с самопроверкой. (слайды № 13-17).
- Практическое задание - проблемный вопрос. Объясните, почему в предложении перед союзом И необходима запятая? «Подморозило, и воздух стал свежей». (Ответ: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности). (слайд № 18)
- Домашнее задание: 1) & 180;
2) Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»;
3) Упражнение 192. (слайд № 19)
11. Итоги урока (слайд № 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
Урок русского языка "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...