Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения".
Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. <?xml:namespace prefix = o /??>
2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственно речи;
3. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений и развивать творческие способности учащихся. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
4.Воспитательная: профилактика вредных привычек, пропаганда ЗОЖ.
Оборудование
· Компьютерная мультимедийная презентация «Типы односоставных предложений»
· Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;
· Зачётный тест.
· Текст для редактирования (распечатка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya.rar | 67.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Виды односоставных предложений»
Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”.
2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственно речи;
3. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений и развивать творческие способности учащихся. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
4.Воспитательная: профилактика вредных привычек, пропаганда ЗОЖ.
Оборудование
- Компьютерная мультимедийная презентация «Типы односоставных предложений»
- Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;
- Зачётный тест.
- Текст для редактирования (распечатка)
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.
2. Языковая разминка. Слайд №1 . Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте характеристику предложения.
Бе.. умения вид_ть гра(м,мм)атическую основу (не) возможно стать с_нт_ксически и пунктуац_о(н,нн)о гра(м,мм)отным.
Слайд №2. (правильно оформленное предложение)
Слово учителя: Выразительно прочитайте предложение. Посмотрите внимательно и попробуйте определить, почему именно это предложения взяты для языковой разминки? Чем оно для нас интересно? А какой смысл несёт в себе это предложение? О чём пойдёт речь на нашем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? А как вы думаете, для чего нужно правильно определять вид односоставных предложений?
3. Сообщение темы и постановка целей урока. Слайд №3.
Итак, тема нашего урока «Виды односоставных предложений», и сегодня мы должны обобщить и систематизировать материал, научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте. В конце урока вы должны четко знать Слайд №4. А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив контрольный тест.
.
4. Повторение. Слово учителя: .
- На какие две группы делятся предложения по наличию грамматической основы?
- Какие предложения называются односоставными?
- По значению односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные
- А по какому принципу они делятся? (способу выражения главного члена) Давайте вспомним. Слайд №5
- Какие предложения называются определённо-личные? Слайд 6
- Какие предложения называются неопределённо-личные? Слайд №7
- Какие предложения безличные? Слайд №8
- Какие предложения называются назывными? Слайд №9 (Убрать звук)
5. Закрепление. А сейчас с помощью использования компьютерного тренажёра мы будем отрабатывать умения находить односоставные предложения, определять их вид и способы выражения главного члена в определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложениях. Я не беру для отработки такой вид односоставных предложений, как назывные, потому что они не вызывают у вас затруднений. (Работа идёт с использованием компьютерного тренажа из компакт диска «Кирилл и Мефодий. Русский язык 8 класс. Урок №18. Содержание части урока 2. Способы выражения сказуемого в определённо-личных, неопределённо-личных, безличных предложениях Упражнение 2.(В этом упражнении необходимо не только определить вид у каждого односоставного предложения, но и указать, чем выражено сказуемое.)
Комментированное чтение (читаем предложение, определяем вид, указываем способ выражения главного члена) (Включить звук)
Вывод учителя. Итак, мы с вами повторили материал, поработали совместно на тренажёре, справились с заданиями неплохо. Но некоторым ребятам необходимо ещё раз внимательно проработать эту тему. Согласны со мной? Но мне бы хотелось поговорить о том, что знания, которые вы самостоятельно добываете, запоминаются гораздо лучше, чем те, которые вам сообщает учитель. К этому уроку все ученики приготовили небольшие исследовательские работы, темы которых не рассматриваются в курсе школьной программы. И сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.
6. Тема исследования 1 ученика звучит так (Слайд №10)
1 ученик. «Сравнить типы односоставных предложений школьной программы и типы, представленные в научной литературе».
Слайд №11 (рассказ о номинативных предложениях)
Слайд №12. Выводы 1 ученика
Тема исследования 2 ученика звучит так ( Слайд №13)
2 ученик. «Роль односоставных предложений в художественных текстах».
Причины их употребления
Основная функция
Учитель . Тема исследования 3 ученика звучит так ( Слайд №14)
3 ученик. «Употребление односоставных предложений в художественных текстах».
Ученик озвучивает вывод. (Слайд №15.)
Слово учителя. Итак , мы с вами понаблюдали и проанализировали как односоставные предложения используются авторами в художественном стиле . Но мне бы хотелось сегодня обратить ваше внимание на то, как активно используются односоставные предложения в публицистическом стиле, цель которого является привлечь читателя, заострить внимание на проблемах, актуальных для нашего общества.
7. Отработка умений находить односоставные предложения. Я вам предлагаю познакомиться со статьёй публицистического стиля, которую написали ребята 9 класса в ходе конкурса «Класс, свободный от курения».
Задание. Прочитать внимательно, найти в тексте односоставные предложения, определить их вид и способ выражения главного члена. Текст разделён на абзацы, которые соответствуют № групп. Слайд №16 . Проецируется текст статьи
- Учащиеся в течение 3 минут готовятся самостоятельно
- затем выразительно читают текст
- Находят односоставные предложения, определяют их тип.
Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Слово предоставляется 1 группе. Сверимся с экраном.
Слайд №. 17
Слайд №.18
Слайд №.19
Слово учителя. Понравилась статья? Какова её тема? Предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней, в том числе и рака. Обратите внимание на экран и убедитесь в этом. Давайте озвучим диаграмму, которая называется «Причины, вызывающие рак». Слайд №20. (включить звук)
Слово учителя. Несомненно, эти данные впечатляют. И от каждого из нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ. Но продолжаем тему нашего урока и давайте попробуем ответить на вопрос: «А с какой целью используются односоставные предложения в публицистическом стиле?»
Слайд №21. Вывод:
Использование односоставных предложений в текстах публицистического стиля придаёт высказыванию:
- Краткость, выразительность.
- Является средством лаконичности.
3. Эмоционально воздействует на читателя.
Редактирование текста. Слайд №22
Слово учителя. Мы повторили с вами все виды односоставных предложений, отрабатывали умения различать способы выражения главного члена, учились находить их в тексте и использовать в своей речи. Я думаю, что сейчас вы готовы к самому важному этапу урока – к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал. Я вас очень прошу не торопиться, работайте внимательно, думайте.
Займите места за компьютерами ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Тестирование. Слайд №23 . Ключ 1А, 2А, 3Б, 4В, 5Б, 6Б, 7А, 8В, 9В, 10В, 11А, 12Б
10. Рефлексия: Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поблагодарите друг друга за работу. 11. Домашнее задание. Написать миниатюру на тему «Мартовский день», используя односоставные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
Урок русского языка "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...