"Путешествие по степи" (односоставное предложение). 8 класс
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему

Гулимова Татьяна Олеговна

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Odnosostavnye_predlozheniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог – Гулимова Татьяна Олеговна

Предмет – русский язык                 Класс – 8 «Б» класс

Тема – «Путешествие по степи» (односоставные предложения).

Задачи:

  1. познакомить учащихся с разновидностями односоставных предложений, их ролью в тексте
  2. формировать умение использовать односоставные предложения в своей речи, обогащая словарный запас учащихся
  3. продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся
  4. формировать способность к самостоятельному анализу языковых явлений, используя проблемно-поисковые задачи.

Для всего, что существует в природе:

 воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей,

лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей,

цветов и трав, - в русском языке есть великое

 множество хороших слов и названий.

 

К.Г.паустовский

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока

- Сегодня мы познакомимся с разновидностями односоставных предложений, способами их выражений и попытаемся понять, какова роль односоставных предложений в тексте. Нам сегодня будет помогать загадочное слово СТЕПЬ.

  1. Домашнее задание перед уроком

  1. Прочитать наизусть отрывок из художественного произведения (по указанию учителя)
  2. Подготовить по группам сообщения по теме «Степь»
  3. Подготовить творческие работы по теме «Односоставные предложения»
  4. Провести исследовательскую работу по языковой компетенции группе филологов и по особенностям природы зоны степей группе географов.

  1. Работа с ключевым словом СТЕПЬ

      - На сегодняшнем уроке мы будем путешествовать по степи в составе экспедиции географов – исследователей, филологов – исследователей.

      - Какой смысл имеет слово СТЕПЬ?

     Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даль даёт такое толкование этого слова: «Степь – безлесная и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыня. Наши степи, на юге и на востоке, поросли ковылём, что и почитается принадлежностью степей; безлесье, незаселённый, кочевой простор».

      Автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов даёт следующее объяснение этого слова: «Степь – безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата».

      - Сколько слов входит в «гнездо слов» с корнем степ-? (по словарю А.Н.Тихонова 14 слов).

Степняк

Степнячок

Степнячка

Степовик

Степной

Степняк

По-степному

Степовой

Степовик

Подстепной

Подстепье

Предстепье

Лесостепь

Лесостепной

- Многих русский писателей степь вдохновляла.

Подготовленный ученик читает стихотворение П. Вяземского «Ещё тройка»

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

По дороге голосисто

Раздаётся яркий звон;

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

Словно леший ведьме вторит

И аукается  с ней,

Иль русалка тараторит

В роще звучных камышей.

Русской степи, ночи тёмной

Поэтическая весть!

Много в ней и думы томной

И раздолья много есть.

Прянул месяц из-за тучи,

Обогнул своё кольцо

И посыпал блеск зыбучий

Прямо путнику в лицо.

                                         1834

Рассматривание пейзажей русских художников

  1. Анализ текста

Отрывок из повести А.П.Чехова «Степь» лежит на партах. Схема анализа даётся заранее.

  1. Тема текста.
  2. Основная мысль текста.
  3. Как «работают» существительные и прилагательные в тексте?
  4. Какой вы себе представляете чеховскую степь?
  5. Озаглавьте текст.

      «Ничего не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси ещё не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника и что ещё не вымерли богатырские кони.

       Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук шесть высоких, рядом скачущих колесниц…заложены эти колесницы в шестёрки диких, бешеных лошадей и своими высокими колёсами поднимают до неба облака пыли, а лошадьми правят люди, какие могут сниться или вырастать в сказочных мыслях. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!»

  1. Обобщение теоретического материала

     

      - Предложения с одним главным членом называются односоставными предложениями. К односоставным предложениям с одним главным членом – сказуемым относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения; к односоставным предложениям с одним главным членом – подлежащим – относятся назывные предложения.

Чтение теоретического материала в учебнике.

  1. Закрепление

  1. Работа по карточкам

  1. Предра…ветный час, непо…ельная радость, ш…рох в траве, ц…кать к…пытами, р…стёт полынь, т..бун л…шадей, бе..шумная гладь озера, выс…хшая трава, в…царилась т…шина, всп…рхнула (в)верх, проб…рался по тр…пинке, пр…греться на солце, з…поведная зона.
  2. К…лмыцкая степь, ш…пот трав, жу…ание насекомых, образ пр…красного мира, лё…кий шелест, душ…стые травы, б…гровая з…ря, з…лотые звёзды над головой, б…рмотание ручья, г…рмония звуков, оглуш…тельный рёв гр…зы, п…гасли з…рницы, шум к…выля, огне…ый шар солнца.

  1. Расставить знаки препинания

  1. И вглядевшись в степные дали понял, что приехал домой.
  2. Часа в четыре дали команду купаться.
  3. Лошадь шла не меняя направления но пройдя деревянный мост повернула к другому берегу озера.
  4. Он начал рассказывать калмыцкие сказки у костра.
  5. За кромкой озера виднелось поле засеянное рисом и небольшой курган.
  6. Степи дружище как хороший сад где всё даёт свои плоды.

  1. Сообщение группы географов-исследователей.

      Зона степей России невелика по площади. Она занимает юг европейской части страны. В степях наблюдается недостаток влаги. Коэффициент увлажнения в зоне степей низок. Высокая летняя температура (средняя температура июля составляет + 27…+ 31 С) и сильные ветры обуславливают значительное испарение с поверхности и происходящие засухи, суховеи, пыльные бури. Климат наших степей резко континентальный, с жарким сухим летом и малоснежной, часто холодной зимой. Короткие водотоки, стекающие весной по балкам Ергеней, образуют обширные полувысыхающие летом лиманы. Наиболее типичные степные ландшафты – то плоские, то расчленённые сетью оврагов и балок равнины. Распространены светло-каштановые суглинистые почвы в сочетании с солонцами. Антилопа «сайга» - древнейшее уникальное дикое животное – современник мамонта, сохранившееся в России на территории Калмыкии. В заповеднике «Чёрные земли» ведутся эксперименты по изучению сайгака. Сайгаки – важное промысловое животное. Используют мясо, шкуру, рога.

  1. Выполнение заданий.

  1. Необходимо записать рецепт чая, используя односоставные предложения.

Рецепт моей бабушки.

     Летом, когда очень жарко, моя бабушка готовит калмыцкий чай.

     В холодную воду бабушка засыпает измельчённый зелёный чай из брикета и кипятит, долго помешивая, для удаления горького привкуса. Она вливает молоко и снова кипятит, непрерывно помешивая, в продолжение 5-7 минут. Потом добавляет соль и топлёное масло. Калмыцкий чай готов. Этот чай оказывает на организм человека благотворное воздействие.

  1. нарисовать картину, изображающую степь (устно).

Учащиеся должны использовать только назывные предложения.

  1. Преобразовать словосочетания в односоставные предложения:

Увядшая трава, всё замолкло, прошелестели травы, прижался к земле, погреться на солнце, пробирался волк, курганы в степи, мелководные озёра, шум ветра. (карточки)

  1. Чтение домашнего сочинения-миниатюры «Утро. Степь».

Задание: показать стилистическую роль безличных предложений.

  1. Сообщение учителя.

    Односоставные предложения используются преимущественно в разговорной речи, письмах, стихах, дневниковых записях, художественных произведениях.

    Много слов в русский язык пришло из тюркского языка. Многие слова употребляются только жителями степной зоны. (барсук, бахча, сарай, саранча, юрта, севрюга)

  1. Итог урока

Ученики на отдельных листах создают миниатюры на тему по выбору:

  1. «Степь» по личным впечатлениям
  2. Начало рассказа, используя односоставные предложения
  3. «Сколько удивительных мыслей приходит, когда я вновь нахожусь в степи»
  4. «Знаете ли вы, какое наслаждение побывать в степи»
  5. «Всё было необыкновенно в то утро»

  1. Итог

- Какие виды односоставных предложений вы узнали?

- В чём их особенности?

- Как односоставные предложения «работают» в тексте?

10. Организационный момент

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космическое путешествие - урок математики в 6 классе (обобщающее повторение)

Этот урок я проводила в День Космонавтики 12 апреля.Урок-путешствие, урок-игра, с презентацией....

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. ...

Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...

Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".

Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....