Работа с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме
Определить стратегию педагогического взаимодействия с одарёнными школьниками и учащимися, имеющими высокую образовательную потребность, и отобрать эффективные методы и приёмы работы с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodseminar.rar | 2.13 МБ |
Подписи к слайдам:
Принцип дифференциации в процессе обучения русскому языку как основа интеллектуального и творческого развития учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей.
Гузанова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг»
Магаданской области
Проблемы обучения русскому языку
Падение интереса учащихся к русскому языку на новой ступени обучения,
снижение грамотности,
снижение уверенности ученика в себе,
сохранение и развитие способностей, одарённости, уровня познавательной активности и мотивации к обучению у школьников.
Пути изменения ситуации
Организация учебной среды урока, которая бы позволяла включиться в процесс усвоения знаний учащимся различных категорий.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности по предмету в единый процесс раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Работа с родителями детей с высокой познавательной активностью и одарённых школьников.
Принцип реализации предлагаемых путей
Дифференцированный подход на уроках русского языка, во внеурочной работе – один из способов развития творческих способностей учащихся, активизации познавательной деятельности.
Реализация принципа дифференциации
Цель:
привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьников, переходу их из одной группы в другую.
Использование
различных форм работы:
коллективной ,
групповой,
индивидуальной
Актуальность опыта
Учёт потребностей учащихся различных категорий, в том числе в с высокой познавательной активностью.
Система работы с детьми, имеющими высокую познавательную активность, построенная на основе дифференцированного подхода, - один из путей достижения успеха учащимися.
Цель опыта
Разработка и апробация системы заданий, направленных на создание развивающей образовательной среды в учебной и внеучебной деятельности по русскому языку
Задачи
Задачи
развивающие:
Развивать познавательный и научный интерес учащихся через подбор индивидуальных диффференцированных заданий
Развивать креативное мышление детей
Развивать логическое мышление
Развивать коммуникативные компетентности
обучающие:
Научить школьников работе с различными видами текста
Сформировать умения и навыки работы с использованием различных приёмов анализа лингвистического материала
Воспитательные
Воспитывать у детей способность к правильной самооценке
Содержание опыта
Диагностирование учащихся по уровню развития познавательной активности,
отбор дифференцированных заданий для уроков русского языка по различным темам,
отбор форм, методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества,
создание индивидуальных программ для учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей.
Теоретическая основа опыта
Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П.Гузик)
Идеи технологии индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
Уроки общего разбора темы;
комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки-практикумы.
Сущность опыта
Реализация идеи дифференциации и индивидуализации обучения обеспечивает условия для развития способностей учащихся.
Новизна
Оптимальное сочетание заданий и приёмов работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.
Трудоёмкость опыта
Требуется значительное время для подготовки к каждому уроку;
отбор материала для дифференцированных заданий учитель подбирает индивидуально для каждого ребёнка с высокой познавательной активностью (одарённого ученика);
одарённые дети часто перегружены учебной и внеклассной деятельностью.
Описание результатов опыта
- Повышается самооценка одарённого ребёнка или ученика с высокой познавательной активностью;
-повышается роль образования в глазах других учащихся;
- развиваются познавательные процессы: творческое мышление, интеллектуальная инициатива, формируются ведущие компетентности учащихся.
Широта опыта
Проблемная ситуация :
обучение одарённых детей и детей с высокой познавательной активностью в общеобразовательном классе, в среде сверстников с низкой мотивацией к обучению.
Решение проблемной ситуации
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков
Отслеживание результатов обучения, фиксация полученных данных.
Применение разноуровневых заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учётом результатов диагностики.
Систематическая работа с разноуровневыми учебными материалами всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложного.
Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.
Реализация принципа дифференциации
Первая группа : дети обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности.
Вторая группа: дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением.
Третья группа - ученики с замедленной реакцией.
Реализация принципа дифференциации
Уроки общего разбора темы (вводные),
комбинированные уроки с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы,
уроки-практикумы,
уроки систематизации и обобщения знаний.
Типы заданий для одарённых…
Определить параметры, по которым можно классифицировать данный материал,
сгруппировать материал по каким-то отличительным признакам и свойствам,
подготовить краткое изложение изученного,
установить взаимосвязь с изученным ранее,
подготовить материал для словарного диктанта,
написать сочинение-миниатюру и т.п.
Виды работ для различных категорий детей
Высокая познавательная активность: сочинения по картине
Средние возможности: работа с деформированным текстом, содержащим нужные орфограммы, упражнения, осложнённые грамматическими заданиями.
Невысокая познавательная активность: работа под руководством учителя, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование орфографических навыков.
Формы работы с одарёнными детьми
Предметные олимпиады;
задания-спринты;
интеллектуальные игры;
творческие конкурсы;
викторины;
индивидуально-творческие задания.
компетентностные задания.
Что любят дети…
Интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Проще простого», «Слабое звено», «Своя игра», предметные конкурсы и викторины .
Лингвистические разминки, эвристические задачи, задания творческого характера.
Чему учатся и что умеют одарённые школьники и учащиеся с высокой познавательной активностью
разные виды анализа текста: лексический, синтаксический, стилистический, семантический, комплексный
глубокое изучение омонимии и ее видов, антонимии, синонимии, историзмов, архаизмов, заимствованной лексики, неологизмов, стилистики
Что используется…
Задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, иностранных слов, орфоэпическими, синонимическими, фразеологическими) и справочниками.
ПРОБЛЕМЫ…
Отсутствие взаимопонимания с родителями одарённых детей (одарённый ребёнок часто нуждается в поддержке родителей: зачастую родители не учитывают степень критичности мышления своего ребёнка, особенности чувства юмора);
недостаточная поддержка психолога;
формирование личностных отношений с одарённым ребёнком или учеником с высокой познавательной активностью.
Над чем работать…
Продолжить изучение данной проблемы в психологической литературе,
осуществлять поиск новых форм и методов работы с одарёнными детьми,
работать в тесном контакте с психологом школы с целью выявления скрытой одарённости учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности....
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
Описание работы с одаренными детьми...
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время...
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...
Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и ...
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Тема выступления на ШМО: Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности (Английский язык)....
Программа работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время
Цель программы: Выявление и развитие у обучающихся математических способностей....