Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
статья по информатике и икт (8 класс) на тему

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время.

Ученые считают, что каждый человек обладает множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Н.Дубинина считает, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Например, Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Естественно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они являются наглядным примером того, какими возможностями обладает человек в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.

Проблема работы с одарёнными детьми – одна из актуальных задач современного образования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
    Что же понимается под термином одаренность?
    В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Как правило, одаренных детей отличает исключительная успешность обучения.
     Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
      Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы, рассказ-задача, ребусы, игры-путешествия и т.д.

На сегодняшний день школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. Поэтому для многих тем курса информатики мною разработаны системы задач с нарастанием уровня сложности. На всех этапах урока стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи.

      Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя –  научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда  при объяснении нового материала, рассказав суть, и не  вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи.  Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.

     Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе,  раскроет в себе новые способности.

      Другой способ  самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы  предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

       Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

        Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:

1. Постановка проблемной ситуации 

2. Сбор и обработка материала

3. Презентация проекта

4. Обсуждение

  Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.

     Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана  деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.

     Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет  итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно,  это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.

    Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.

  Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, кружки, факультативы).  Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях в школе, городе, стране.

  Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах  дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

У каждого учителя свои методы  и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка.

Проблема работы с одарёнными детьми – одна из актуальных задач современного образования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.

Определить стратегию педагогического взаимодействия с одарёнными школьниками и учащимися, имеющими высокую образовательную потребность, и отобрать эффективные методы и приёмы работы с данной категорие...

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности....

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Описание работы с одаренными детьми...

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

«Современные подходы в работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время»

У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном.В.Сухомлинский...

Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку...