Ппрограмма элективного курса 2
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы языкознания»
предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части В Единого государственного экзамена по русскому языку. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
На синтаксис отводится 5 часов, причём главное внимание уделяется нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
На речь и функциональные стили речи программой выделяется 7 часов. Главное внимание сосредоточено на анализе языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.
Закрепляются знания о способах словообразования, о самостоятельных и служебных частях речи, лингвистическом анализе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Utverzhdeno_2.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
на педагогическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Директор МОУ СОШ № 38
/Т.А.Журба/
Согласовано
на научно-методическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Зам. директора по НМР
/В.М.Жевак/
Рассмотрено
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № от
Руководитель МО
/И.Б.Чевтаева/
Программа элективного курса по русскому языку
Трудные вопросы языкознания
10(11) класс
Автор-составитель: Чевтаева И.Б.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 38,
высшая квалификационная категория
Волгоград
2011
Пояснительная записка.
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы языкознания»
предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части В Единого государственного экзамена по русскому языку. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
На синтаксис отводится 5 часов, причём главное внимание уделяется нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
На речь и функциональные стили речи программой выделяется 7 часов. Главное внимание сосредоточено на анализе языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.
Закрепляются знания о способах словообразования, о самостоятельных и служебных частях речи, лингвистическом анализе.
Цель данного элективного курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
- Закрепить и расширить знания учащихся о способах словообразования;
- Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, их признаках, изобразительно-выразительных возможностях, о словосочетании и предложении, об изобразительно-выразительных возможностях синтаксиса, о способах связи предложений в тексте, о функциональных стилях речи;
- Формировать умение анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – значительное углубление знаний по русскому языку и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Выпускники осваивают изобразительно-выразительные возможности грамматики, систематизируют и дополняют знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.
Результатом системы работы курса является успешное решение сложных лингвистических задач.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Для реализации целей используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- программированный;
- эвристический;
- проблемный.
Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме, сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов, анализ текста, тестирование, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, проблемная лекция, создание проблемных ситуаций, наблюдение, анализ.
Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.
Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- сложные случаи словообразования;
- изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций;
- основные особенности функциональных стилей.
Уметь:
- работать со справочной литературой;
- анализировать тексты разных стилей;
- анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.
Содержание программы
Раздел №1. Словообразование (2 часа).
Тема 1. Различные способы словообразования (2 часа).
Особенности русского словообразования. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный способы. Трудные случаи словообразования.
Раздел №2. Морфология (3 часа).
Тема 2. Морфологические нормы русского языка (2 часа)
Переход самостоятельных частей речи в производные предлоги и союзы; морфологические и синтаксические различия между ними; написание производных предлогов и союзов. Способы отличия отглагольных прилагательных от причастий (по суффиксу, по значению). Речевые ошибки и их профилактика при образовании и употреблении в речи простой и составной степеней сравнения прилагательных и наречий.
Тема 3. Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций (1 час).
Виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности. Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования. Анализ художественного текста.
Раздел №3. Синтаксис (6 часов).
Тема 4. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях (1час).
Управление, согласование, примыкание; алгоритм рассуждения при определении типа связи слов в словосочетании; грамматические ошибки и их профилактика при образовании словосочетания со связью «управление».
Тема 5. Виды односоставного предложения (1час).
Алгоритм рассуждения при определении вида односоставного предложения; способы выражения сказуемого в односоставном предложении.
Тема 6. Обособленные члены предложения. Трудные случаи пунктуации (2 часа).
Алгоритм рассуждения при определении однородных и неоднородных определений; обособление однородных членов предложения.
Трудные случаи, связанные с обособлением определений, дополнений и обстоятельств.
Алгоритм рассуждения при определении вводных и вставных конструкций; обособление их в предложении.
Тема 7. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (1час).
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточных в сложноподчиненном предложении. Вид подчинения в предложениях с несколькими придаточными. Место союзного слова «который» в сложноподчиненном предложении, двойная функция сочинительных союзов И, А, НО
Тема 8. Способы связи предложений в тексте (1 час).
Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи частей текста. Порядок слов в предложении. Анафора, эпифора.
Раздел № 4. Речь. Функциональные стили речи (7 часов).
Тема 9. Функциональные стили речи(1 час)
Основные особенности функциональных стилей речи: назначение каждого из стилей, сфера использования.
Тема 10. Особенности публицистического стиля речи (2часа).
Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.
Тема 11. Художественный стиль речи (1час).
Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Тема 12. Анализ художественного текста (2часа).
Основные направления анализа прозаического и поэтического текста.
Тема 13. Итоговая контрольная работа (1час)
Календарно - тематическое планирование курса «Трудные случаи языкознания»
№ | Дата | Тема | Всего часов | Кол.-во часов | Вид занятия | |
теория | практика | |||||
Раздел 1. Словообразование | ||||||
1 | Способы словообразования. | 2 | 1 | 1 | Мини-лекция, практикум. | |
Раздел 2. Морфология | ||||||
2-3 | Морфологические нормы русского языка. | 2 | 1 | 1 | Работа в группах, беседа. | |
4 | Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. | 1 | 1 | Работа в группах, беседа. | ||
Раздел 3. Синтаксис | ||||||
5 | Словосочетания и типы связи в словосочетаниях. | 1 | 1 | Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме. Анализ текста. | ||
6 | Виды односоставного предложения. | 1 | 1 | Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов | ||
7- 8 | Обособленные члены предложения. Трудные случаи пунктуации. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ. | |
9 | Виды придаточных в сложноподчиненном предложении. | 1 | 1 | Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ. | ||
10 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | 1 | Лингвистический анализ текста. | ||
Раздел 4. Речь. Функциональные стили речи. | ||||||
11 | Функциональные стили речи. | 1 | 1 | Сообщения учащихся, практическая работа; семинар, работа в группах. | ||
12-13 | Особенности публицистического стиля речи.
| 2 | 1 | 1 | Практическая работа, составление таблицы, выступления учащихся. | |
14 | Художественный стиль речи. | 1 | 1 | Сообщения учащихся, работа в группах с текстами | ||
15-16 | Анализ художественного текста. | 2 | 1 | 1 | Работа в группах, беседа | |
17 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
Итого | 17 | 7 | 10 |
Список литературы
1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.
3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
4. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.
4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.
5. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.
6. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.
7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.
8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.
9. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.
10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ппрограмма элективного курса
Элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов. Д...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...