Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея
статья (русский язык, 5 класс) по теме

В статье показаны приемы работы по обучению пятиклассников связной речи, по совершенствованию  коммуникативных компетенций учащихся, приведены примеры заданий, пробуждающих  интерес к самостоятельному творчеству,

способствующих формированию индивидуального стиля речи, воспитываю-

щих языковое чутье и вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

          Л. А. Неверова,                

   учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории                                                                                                        

   

Обучение связной речи в 5 классе по принципу  преемственности с начальной школой лицея

   Каждое образовательное учреждение призвано научить школьника реали-

зовывать себя в динамичных социально - экономических условиях, уметь

адаптироваться к различным обстоятельствам. Несомненно, что одной из

характеристик личности сегодня становится коммуникативность, владение

культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных

сферах применения языка.

   В связи с тем, что учащиеся начальных классов МОУ лицея № 29 изучают

русский язык по развивающей программе Н.В.Нечаевой, по показателям речевого развития они превосходят своих сверстников из общеобразователь-

ных школ. Возникает вопрос об учете особенностей школьников, обучающих-

ся по программе повышенного уровня, при осуществлении преемственности в преподавании русского языка в 5-6 классах.

    Обучая пятиклассников связной речи, мы продолжаем совершенствовать   коммуникативные компетенции учащихся,  пробуждать их интерес к са-

мостоятельному творчеству, формировать индивидуальный стиль речи, вос-

питывать языковое чутье и вкус.

    Главное в работе по развитию речи в 5 классе – обучение опыту соз-

дания текстов определенного жанра, закрепленного за той или иной сферой

общения. Ученики должны четко представлять цели и задачи своей работы,

так как обезличенные в жанровом отношении сочинения мало способствуют

развитию авторства. По нашему мнению, жанр, определяя лексику, вырази-

тельные средства, строй речи, развивает авторские умения, углубляет содер-

жательную сторону текста сочинения.

    Обучение связной речи в 5 классе  начинается с работы над готовым текстом, так как ученики уже имеют представления о тексте, типах речи,

 основной мысли текста и т.д. Уроки, на которых отрабатываются те же уме-

ния, выполняются задания, что и в начальной школе, будут скучны и неэф-

фективны. Мы предлагаем учащимся разнообразные задания как на повто-

рение изученного, так и новые:

-подобрать к тексту заглавие таким образом, чтобы в них отразилась толь-

ко тема; только идея; и тема, и идея;

-объяснить заглавие, выбранное автором;

-по заглавию текста прогнозировать тип и стиль речи;

-составить текст по заданному типу и стилю речи;

-составить два текста одного стиля, но отличающиеся по типу речи.

  Вызвать у школьников «потребность в коммуникации», по нашему мнению,

помогает функциональная стилистика. Введение учащихся в речевую ситуа-

цию дает возможность формировать речевые умения сознательным путем.

    Работу по теме «Стили речи» в аспекте функциональной стилистики  начи-

наем с демонстрации текстов, построенных на несоответствии стиля и рече-

вого оформления. Приведем пример. Представьте, что жена обратилась к

 мужу с такой речью:

Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой

    площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном

                помещении общего пользования. В последующий период времени мною

   было организовано посещение торговой точки с целью приобретения не-

               обходимых продовольственных товаров.

   Анализируя такие тексты, ученики осознают, что в зависимости от речевой ситуации об одном и том же можно сказать по-разному. Пятиклассники приходят к выводу, что официально-деловым стилем будет пользоваться

чиновник, научным – ученый, художественным – писатель, публицистичес-

ким –журналист, разговорным – школьник, родители. На этом этапе будет уместна «встреча» с этими людьми. Ребятам предлагается прослушать, как будет выглядеть информация о разразившейся накануне грозе в изложении

 представителей пяти функциональных стилей. Ученики получают возмож-

ность убедиться, что стили существуют реально. На этом же занятии дети

выявляют характерные особенности различных стилей. Далее предлагаем перевести известные народные сказки в различные стилевые пласты.

   Подобные задания школьники выполняют и при изучении типов речи. Например, во время работы над сочинением - описанием предлагаем

написать о внешности Колобка в художественном, научном и  официально-деловом стилях. Приведем примеры работ пятиклассников:

         

Описание Колобка в художественном стиле.

  Румяный Колобок желтый и круглый, как солнышко! Это мучной шарик, покрытый золотистой корочкой, с глазками-бусинками черного цвета и задорной улыбкой. Ап-

петитный Колобок так и просится в рот.

                                                                                                         (Евтифеева Полина)

                                          Описание Колобка в научном стиле.

 Колобок – герой одноименной русской народной сказки. Имеет форму шара. Изго-

товлен вручную из остатков муки.

                                                                                                        (Селезнев Артем)

                                        Описание Колобка в официально - деловом стиле.

    Колобок – хлебобулочное изделие. Состав: мука, вода, сметана, сахар. Не содер-

жит консервантов. Вес: 500гр. Годен до в течение 5 дней.

                                                                                                        (Шель Вика)

 Работая над  обучением детей сочинению - описанию животного, предла-

гаем написать объявление о пропаже домашнего животного. Объявления

должны привлекать внимание, желательно нарисовать животное или ис-

пользовать фотографии. На следующем уроке классная доска превращается в «доску объявлений».  Ребята с удовольствием знакомятся с работами своих

одноклассников. Далее дети обсуждают, соответствует ли речевое оформле-

ние работ официально - деловому стилю.

     Следующий этап – подготовка к сочинению - описанию животного в ху-

дожественном стиле.  Дети получают задание описать кота Матроскина из

произведений Э.Н. Успенского. После обсуждения темы, основной мысли и

структуры текста сочинения появляются такие работы:

     

    До чего же похож на матроса этот необыкновенный кот! Он словно бы надел тельняшку. Светло - серые полоски на мягкой шерстке  чередуются с темными.

На смышленой мордочке сверкают хитрые зеленые глаза. Треугольные ушки улав-

ливают каждый звук. Усы у зверька длинные, хвост пушистый. Матроскин ходит

важно, слегка покачивая полосатым хвостом.

   Это необычный кот. Он умеет разговаривать, имеет солидный житейский опыт

и вполне человеческие мечты. С таким котом не пропадешь!

                                                                                                                  (Кузьмин Иван)

  Изучая тему «Описание животного», дети углубляют знания о публицисти-

ческом стиле, знакомятся с репортажем. Школьники получают задание написать репортаж «В зоопарке». Естественно, что бесстрастно описывать

животных в зоопарке невозможно. У учеников появляется желание под-

нять проблемы, касающиеся жизни зверей и птиц. Так появляется проб-

лемная статья. Приведем отрывок:

 

    Уважаемый директор зоопарка! Пожалуйста, обратите внимание на содержание

животных, примите меры по улучшению условий жизни ваших подопечных, так как

они заслуживают любви и сострадания со стороны нас , людей. Помните, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

                                                                                                             (Бетина Дарья)

   Работая над описанием животного, школьники получают знания о жанре

сравнительной характеристики. Пятиклассникам предлагается сравнить

кота Леопольда и Тома из мультфильма «Том и Джерри». Приведем отрывок

из работы ученика 5 класса А:

   Эти популярные герои имеют ряд существенных различий как в характере, так и во

 внешнем виде. Кот Леопольд отличается от своего заокеанского собрата тем, что

является добродушным и терпеливым существом, он педагог, стремящийся не наказать, а перевоспитать мышей, пользуясь при этом только мирными средствами. Том всегда пытается истребить своего соседа – мышонка Джерри.

    Кот Леопольд гуманный, терпеливый. Том лицемерный, корыстный, жестокий.

Леопольд всегда предстает перед нами в человеческом обличии, в человеческой

одежде. Он даже носит большой бант на шее, что, несомненно, свидетельствует о

его дружелюбном характере. Том является простым котом со всеми характерными

признаками животного.

   Леопольд – положительный персонаж, Том – отрицательный.

                                                                                                        (Селезнев Артем)

   

    С целью проверки теоретических знаний учащихся и практических рече-

вых умений и навыков в 5 классе А были проведены разработанные нами проверочные работы. Проверочная работа №1,№2, №3.

                                                                                   

                                   Итоги проверочных работ

  1. Теоретические знания учащихся по разделу «Речь»

Теоретические знания

Количество детей, владеющих знаниями

Определение понятия «текст»

100%

Определение понятия «тема текста»

86,3%

Определение понятия «основная мысль текста»

90,9%

Композиционные особенности типов речи

71,4%

Связь предложений в тексте

100%

Стили речи

100%

Типы речи

100%

Жанры различных стилей

100%

Характерные признаки текстов различных стилей

90,9%

  1. Практические умения и навыки по разделу «Речь»

Практические умения и навыки

Количество детей, умеющих применять на практике полученные знания

Умение находить текст среди других фрагментов

86,3%

Умение проводить абзацное членение

63,3%

Умение определять границы предложений в тексте

77,2%

Умение определять тему текста

86,3%

Умение определять основную мысль текста

68,1%

Умение работать с «деформирован-

ным» текстом

76,1%

Умение составлять простой план, раскрывая тему текста

66,6%

Умение различать темы «широкие» и «узкие»

61,9%

Умение прогнозировать тип речи по заглавию

100%

Умение определять тип речи предложенного текста

100%

Умение определять связь предложений в тексте

57,1%

Умение прогнозировать стиль по заглавию

95,4%

Умение определять стиль текста

95,4%

Умение находить олицетворения в тексте

81,8%

Умение находить сравнения, выраженные существительным в форме творительного падежа

50%

Умение редактировать текст

58%

   Проверка показала высокий уровень теоретических знаний школьников по

разделу «Речь», а также сформированность умений применять эти знания на

практике.

   Учащиеся 5 класса А  успешно справились с заданием определить тип

и стиль текста. Подавляющее большинство школьников умеют выявлять пра-

вильную последовательность предложений в тексте, определяют границы

предложений, формулируют тему и находят олицетворения в тексте. 2/3 уче-

ников могут критически анализировать простой план с точки зрения раскры-

тия темы ( находить лишнее, отступления от темы), проводить абзацное чле-

нение, определять основную мысль текста, различать «широкие» и «узкие»

темы.

    Несмотря на то, что дети знакомы с недочетами, разрушающими свойства хорошей речи: повтором слов, однообразием в построении предложений, только 58% учащихся справились с редактированием текста. Не все пятиклассники грамотно строят предложения, не у всех прослеживается

логика.

     42,9%  школьников неверно определили связь предложений в тексте.

50% испытали трудности, связанные с нахождением в тексте сравнения,

выраженного существительным в форме творительного падежа.

   Такой результат был прогнозируемым : знакомство с изобразительно-вы-

разительными средствами языка и типами связи предложений в тексте уче-

ники начали недавно.

   Отметим, что этот результат является промежуточным. Так как работа по обучению детей связной речи будет проводиться на каждом этапе школь-

ного образования, говорить о сформированности всех речевых умений по-

ка невозможно. Чтобы превратить речевую деятельность детей в про-

цесс целенаправленный и коммуникативно – оправданный, нужно будет

приложить немало усилий как учителю, так и ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальной школой и основной

Выступление на педагогическом совете по вопросу обсуждения преемственности между начальной школой и основной....

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

Преемственность между начальной школой и основной

Преемственность между начальной школой и основной...

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.

В статье выявлена необходимость развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР в процессе развития связной речи....

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого воз...

Преемственность между начальной школой и 5 классом основной школы.

В небольшой статье обозначены основные задачи, которые стоят перед начальной школой и основной. Как адаптировать учащихся 5 класса к новым условиям обучения, не потеряв тот потенциал, который был...