Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея
статья (русский язык, 5 класс) по теме
В статье показаны приемы работы по обучению пятиклассников связной речи, по совершенствованию коммуникативных компетенций учащихся, приведены примеры заданий, пробуждающих интерес к самостоятельному творчеству,
способствующих формированию индивидуального стиля речи, воспитываю-
щих языковое чутье и вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Неверова,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея
Каждое образовательное учреждение призвано научить школьника реали-
зовывать себя в динамичных социально - экономических условиях, уметь
адаптироваться к различным обстоятельствам. Несомненно, что одной из
характеристик личности сегодня становится коммуникативность, владение
культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных
сферах применения языка.
В связи с тем, что учащиеся начальных классов МОУ лицея № 29 изучают
русский язык по развивающей программе Н.В.Нечаевой, по показателям речевого развития они превосходят своих сверстников из общеобразователь-
ных школ. Возникает вопрос об учете особенностей школьников, обучающих-
ся по программе повышенного уровня, при осуществлении преемственности в преподавании русского языка в 5-6 классах.
Обучая пятиклассников связной речи, мы продолжаем совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся, пробуждать их интерес к са-
мостоятельному творчеству, формировать индивидуальный стиль речи, вос-
питывать языковое чутье и вкус.
Главное в работе по развитию речи в 5 классе – обучение опыту соз-
дания текстов определенного жанра, закрепленного за той или иной сферой
общения. Ученики должны четко представлять цели и задачи своей работы,
так как обезличенные в жанровом отношении сочинения мало способствуют
развитию авторства. По нашему мнению, жанр, определяя лексику, вырази-
тельные средства, строй речи, развивает авторские умения, углубляет содер-
жательную сторону текста сочинения.
Обучение связной речи в 5 классе начинается с работы над готовым текстом, так как ученики уже имеют представления о тексте, типах речи,
основной мысли текста и т.д. Уроки, на которых отрабатываются те же уме-
ния, выполняются задания, что и в начальной школе, будут скучны и неэф-
фективны. Мы предлагаем учащимся разнообразные задания как на повто-
рение изученного, так и новые:
-подобрать к тексту заглавие таким образом, чтобы в них отразилась толь-
ко тема; только идея; и тема, и идея;
-объяснить заглавие, выбранное автором;
-по заглавию текста прогнозировать тип и стиль речи;
-составить текст по заданному типу и стилю речи;
-составить два текста одного стиля, но отличающиеся по типу речи.
Вызвать у школьников «потребность в коммуникации», по нашему мнению,
помогает функциональная стилистика. Введение учащихся в речевую ситуа-
цию дает возможность формировать речевые умения сознательным путем.
Работу по теме «Стили речи» в аспекте функциональной стилистики начи-
наем с демонстрации текстов, построенных на несоответствии стиля и рече-
вого оформления. Приведем пример. Представьте, что жена обратилась к
мужу с такой речью:
Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой
площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном
помещении общего пользования. В последующий период времени мною
было организовано посещение торговой точки с целью приобретения не-
обходимых продовольственных товаров.
Анализируя такие тексты, ученики осознают, что в зависимости от речевой ситуации об одном и том же можно сказать по-разному. Пятиклассники приходят к выводу, что официально-деловым стилем будет пользоваться
чиновник, научным – ученый, художественным – писатель, публицистичес-
ким –журналист, разговорным – школьник, родители. На этом этапе будет уместна «встреча» с этими людьми. Ребятам предлагается прослушать, как будет выглядеть информация о разразившейся накануне грозе в изложении
представителей пяти функциональных стилей. Ученики получают возмож-
ность убедиться, что стили существуют реально. На этом же занятии дети
выявляют характерные особенности различных стилей. Далее предлагаем перевести известные народные сказки в различные стилевые пласты.
Подобные задания школьники выполняют и при изучении типов речи. Например, во время работы над сочинением - описанием предлагаем
написать о внешности Колобка в художественном, научном и официально-деловом стилях. Приведем примеры работ пятиклассников:
Описание Колобка в художественном стиле.
Румяный Колобок желтый и круглый, как солнышко! Это мучной шарик, покрытый золотистой корочкой, с глазками-бусинками черного цвета и задорной улыбкой. Ап-
петитный Колобок так и просится в рот.
(Евтифеева Полина)
Описание Колобка в научном стиле.
Колобок – герой одноименной русской народной сказки. Имеет форму шара. Изго-
товлен вручную из остатков муки.
(Селезнев Артем)
Описание Колобка в официально - деловом стиле.
Колобок – хлебобулочное изделие. Состав: мука, вода, сметана, сахар. Не содер-
жит консервантов. Вес: 500гр. Годен до в течение 5 дней.
(Шель Вика)
Работая над обучением детей сочинению - описанию животного, предла-
гаем написать объявление о пропаже домашнего животного. Объявления
должны привлекать внимание, желательно нарисовать животное или ис-
пользовать фотографии. На следующем уроке классная доска превращается в «доску объявлений». Ребята с удовольствием знакомятся с работами своих
одноклассников. Далее дети обсуждают, соответствует ли речевое оформле-
ние работ официально - деловому стилю.
Следующий этап – подготовка к сочинению - описанию животного в ху-
дожественном стиле. Дети получают задание описать кота Матроскина из
произведений Э.Н. Успенского. После обсуждения темы, основной мысли и
структуры текста сочинения появляются такие работы:
До чего же похож на матроса этот необыкновенный кот! Он словно бы надел тельняшку. Светло - серые полоски на мягкой шерстке чередуются с темными.
На смышленой мордочке сверкают хитрые зеленые глаза. Треугольные ушки улав-
ливают каждый звук. Усы у зверька длинные, хвост пушистый. Матроскин ходит
важно, слегка покачивая полосатым хвостом.
Это необычный кот. Он умеет разговаривать, имеет солидный житейский опыт
и вполне человеческие мечты. С таким котом не пропадешь!
(Кузьмин Иван)
Изучая тему «Описание животного», дети углубляют знания о публицисти-
ческом стиле, знакомятся с репортажем. Школьники получают задание написать репортаж «В зоопарке». Естественно, что бесстрастно описывать
животных в зоопарке невозможно. У учеников появляется желание под-
нять проблемы, касающиеся жизни зверей и птиц. Так появляется проб-
лемная статья. Приведем отрывок:
Уважаемый директор зоопарка! Пожалуйста, обратите внимание на содержание
животных, примите меры по улучшению условий жизни ваших подопечных, так как
они заслуживают любви и сострадания со стороны нас , людей. Помните, что «мы в ответе за тех, кого приручили».
(Бетина Дарья)
Работая над описанием животного, школьники получают знания о жанре
сравнительной характеристики. Пятиклассникам предлагается сравнить
кота Леопольда и Тома из мультфильма «Том и Джерри». Приведем отрывок
из работы ученика 5 класса А:
Эти популярные герои имеют ряд существенных различий как в характере, так и во
внешнем виде. Кот Леопольд отличается от своего заокеанского собрата тем, что
является добродушным и терпеливым существом, он педагог, стремящийся не наказать, а перевоспитать мышей, пользуясь при этом только мирными средствами. Том всегда пытается истребить своего соседа – мышонка Джерри.
Кот Леопольд гуманный, терпеливый. Том лицемерный, корыстный, жестокий.
Леопольд всегда предстает перед нами в человеческом обличии, в человеческой
одежде. Он даже носит большой бант на шее, что, несомненно, свидетельствует о
его дружелюбном характере. Том является простым котом со всеми характерными
признаками животного.
Леопольд – положительный персонаж, Том – отрицательный.
(Селезнев Артем)
С целью проверки теоретических знаний учащихся и практических рече-
вых умений и навыков в 5 классе А были проведены разработанные нами проверочные работы. Проверочная работа №1,№2, №3.
Итоги проверочных работ
- Теоретические знания учащихся по разделу «Речь»
Теоретические знания | Количество детей, владеющих знаниями |
Определение понятия «текст» | 100% |
Определение понятия «тема текста» | 86,3% |
Определение понятия «основная мысль текста» | 90,9% |
Композиционные особенности типов речи | 71,4% |
Связь предложений в тексте | 100% |
Стили речи | 100% |
Типы речи | 100% |
Жанры различных стилей | 100% |
Характерные признаки текстов различных стилей | 90,9% |
- Практические умения и навыки по разделу «Речь»
Практические умения и навыки | Количество детей, умеющих применять на практике полученные знания |
Умение находить текст среди других фрагментов | 86,3% |
Умение проводить абзацное членение | 63,3% |
Умение определять границы предложений в тексте | 77,2% |
Умение определять тему текста | 86,3% |
Умение определять основную мысль текста | 68,1% |
Умение работать с «деформирован- ным» текстом | 76,1% |
Умение составлять простой план, раскрывая тему текста | 66,6% |
Умение различать темы «широкие» и «узкие» | 61,9% |
Умение прогнозировать тип речи по заглавию | 100% |
Умение определять тип речи предложенного текста | 100% |
Умение определять связь предложений в тексте | 57,1% |
Умение прогнозировать стиль по заглавию | 95,4% |
Умение определять стиль текста | 95,4% |
Умение находить олицетворения в тексте | 81,8% |
Умение находить сравнения, выраженные существительным в форме творительного падежа | 50% |
Умение редактировать текст | 58% |
Проверка показала высокий уровень теоретических знаний школьников по
разделу «Речь», а также сформированность умений применять эти знания на
практике.
Учащиеся 5 класса А успешно справились с заданием определить тип
и стиль текста. Подавляющее большинство школьников умеют выявлять пра-
вильную последовательность предложений в тексте, определяют границы
предложений, формулируют тему и находят олицетворения в тексте. 2/3 уче-
ников могут критически анализировать простой план с точки зрения раскры-
тия темы ( находить лишнее, отступления от темы), проводить абзацное чле-
нение, определять основную мысль текста, различать «широкие» и «узкие»
темы.
Несмотря на то, что дети знакомы с недочетами, разрушающими свойства хорошей речи: повтором слов, однообразием в построении предложений, только 58% учащихся справились с редактированием текста. Не все пятиклассники грамотно строят предложения, не у всех прослеживается
логика.
42,9% школьников неверно определили связь предложений в тексте.
50% испытали трудности, связанные с нахождением в тексте сравнения,
выраженного существительным в форме творительного падежа.
Такой результат был прогнозируемым : знакомство с изобразительно-вы-
разительными средствами языка и типами связи предложений в тексте уче-
ники начали недавно.
Отметим, что этот результат является промежуточным. Так как работа по обучению детей связной речи будет проводиться на каждом этапе школь-
ного образования, говорить о сформированности всех речевых умений по-
ка невозможно. Чтобы превратить речевую деятельность детей в про-
цесс целенаправленный и коммуникативно – оправданный, нужно будет
приложить немало усилий как учителю, так и ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/29/picture-63643.jpg)
Преемственность между начальной школой и основной
Выступление на педагогическом совете по вопросу обсуждения преемственности между начальной школой и основной....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-66852.jpg)
Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-155074-1357575910.jpg)
Методика использования приема моделирования на занятиях по обучению связной речи.
конспекты занятий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-267360-1371476282.jpg)
Преемственность между начальной школой и основной
Преемственность между начальной школой и основной...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/07/picture-466598-1407417764.jpg)
Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.
В статье выявлена необходимость развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР в процессе развития связной речи....
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого воз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-168886-1356221216.jpg)
Преемственность между начальной школой и 5 классом основной школы.
В небольшой статье обозначены основные задачи, которые стоят перед начальной школой и основной. Как адаптировать учащихся 5 класса к новым условиям обучения, не потеряв тот потенциал, который был...