Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея
статья (русский язык, 5 класс) по теме
В статье показаны приемы работы по обучению пятиклассников связной речи, по совершенствованию коммуникативных компетенций учащихся, приведены примеры заданий, пробуждающих интерес к самостоятельному творчеству,
способствующих формированию индивидуального стиля речи, воспитываю-
щих языковое чутье и вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Неверова,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея
Каждое образовательное учреждение призвано научить школьника реали-
зовывать себя в динамичных социально - экономических условиях, уметь
адаптироваться к различным обстоятельствам. Несомненно, что одной из
характеристик личности сегодня становится коммуникативность, владение
культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных
сферах применения языка.
В связи с тем, что учащиеся начальных классов МОУ лицея № 29 изучают
русский язык по развивающей программе Н.В.Нечаевой, по показателям речевого развития они превосходят своих сверстников из общеобразователь-
ных школ. Возникает вопрос об учете особенностей школьников, обучающих-
ся по программе повышенного уровня, при осуществлении преемственности в преподавании русского языка в 5-6 классах.
Обучая пятиклассников связной речи, мы продолжаем совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся, пробуждать их интерес к са-
мостоятельному творчеству, формировать индивидуальный стиль речи, вос-
питывать языковое чутье и вкус.
Главное в работе по развитию речи в 5 классе – обучение опыту соз-
дания текстов определенного жанра, закрепленного за той или иной сферой
общения. Ученики должны четко представлять цели и задачи своей работы,
так как обезличенные в жанровом отношении сочинения мало способствуют
развитию авторства. По нашему мнению, жанр, определяя лексику, вырази-
тельные средства, строй речи, развивает авторские умения, углубляет содер-
жательную сторону текста сочинения.
Обучение связной речи в 5 классе начинается с работы над готовым текстом, так как ученики уже имеют представления о тексте, типах речи,
основной мысли текста и т.д. Уроки, на которых отрабатываются те же уме-
ния, выполняются задания, что и в начальной школе, будут скучны и неэф-
фективны. Мы предлагаем учащимся разнообразные задания как на повто-
рение изученного, так и новые:
-подобрать к тексту заглавие таким образом, чтобы в них отразилась толь-
ко тема; только идея; и тема, и идея;
-объяснить заглавие, выбранное автором;
-по заглавию текста прогнозировать тип и стиль речи;
-составить текст по заданному типу и стилю речи;
-составить два текста одного стиля, но отличающиеся по типу речи.
Вызвать у школьников «потребность в коммуникации», по нашему мнению,
помогает функциональная стилистика. Введение учащихся в речевую ситуа-
цию дает возможность формировать речевые умения сознательным путем.
Работу по теме «Стили речи» в аспекте функциональной стилистики начи-
наем с демонстрации текстов, построенных на несоответствии стиля и рече-
вого оформления. Приведем пример. Представьте, что жена обратилась к
мужу с такой речью:
Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой
площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном
помещении общего пользования. В последующий период времени мною
было организовано посещение торговой точки с целью приобретения не-
обходимых продовольственных товаров.
Анализируя такие тексты, ученики осознают, что в зависимости от речевой ситуации об одном и том же можно сказать по-разному. Пятиклассники приходят к выводу, что официально-деловым стилем будет пользоваться
чиновник, научным – ученый, художественным – писатель, публицистичес-
ким –журналист, разговорным – школьник, родители. На этом этапе будет уместна «встреча» с этими людьми. Ребятам предлагается прослушать, как будет выглядеть информация о разразившейся накануне грозе в изложении
представителей пяти функциональных стилей. Ученики получают возмож-
ность убедиться, что стили существуют реально. На этом же занятии дети
выявляют характерные особенности различных стилей. Далее предлагаем перевести известные народные сказки в различные стилевые пласты.
Подобные задания школьники выполняют и при изучении типов речи. Например, во время работы над сочинением - описанием предлагаем
написать о внешности Колобка в художественном, научном и официально-деловом стилях. Приведем примеры работ пятиклассников:
Описание Колобка в художественном стиле.
Румяный Колобок желтый и круглый, как солнышко! Это мучной шарик, покрытый золотистой корочкой, с глазками-бусинками черного цвета и задорной улыбкой. Ап-
петитный Колобок так и просится в рот.
(Евтифеева Полина)
Описание Колобка в научном стиле.
Колобок – герой одноименной русской народной сказки. Имеет форму шара. Изго-
товлен вручную из остатков муки.
(Селезнев Артем)
Описание Колобка в официально - деловом стиле.
Колобок – хлебобулочное изделие. Состав: мука, вода, сметана, сахар. Не содер-
жит консервантов. Вес: 500гр. Годен до в течение 5 дней.
(Шель Вика)
Работая над обучением детей сочинению - описанию животного, предла-
гаем написать объявление о пропаже домашнего животного. Объявления
должны привлекать внимание, желательно нарисовать животное или ис-
пользовать фотографии. На следующем уроке классная доска превращается в «доску объявлений». Ребята с удовольствием знакомятся с работами своих
одноклассников. Далее дети обсуждают, соответствует ли речевое оформле-
ние работ официально - деловому стилю.
Следующий этап – подготовка к сочинению - описанию животного в ху-
дожественном стиле. Дети получают задание описать кота Матроскина из
произведений Э.Н. Успенского. После обсуждения темы, основной мысли и
структуры текста сочинения появляются такие работы:
До чего же похож на матроса этот необыкновенный кот! Он словно бы надел тельняшку. Светло - серые полоски на мягкой шерстке чередуются с темными.
На смышленой мордочке сверкают хитрые зеленые глаза. Треугольные ушки улав-
ливают каждый звук. Усы у зверька длинные, хвост пушистый. Матроскин ходит
важно, слегка покачивая полосатым хвостом.
Это необычный кот. Он умеет разговаривать, имеет солидный житейский опыт
и вполне человеческие мечты. С таким котом не пропадешь!
(Кузьмин Иван)
Изучая тему «Описание животного», дети углубляют знания о публицисти-
ческом стиле, знакомятся с репортажем. Школьники получают задание написать репортаж «В зоопарке». Естественно, что бесстрастно описывать
животных в зоопарке невозможно. У учеников появляется желание под-
нять проблемы, касающиеся жизни зверей и птиц. Так появляется проб-
лемная статья. Приведем отрывок:
Уважаемый директор зоопарка! Пожалуйста, обратите внимание на содержание
животных, примите меры по улучшению условий жизни ваших подопечных, так как
они заслуживают любви и сострадания со стороны нас , людей. Помните, что «мы в ответе за тех, кого приручили».
(Бетина Дарья)
Работая над описанием животного, школьники получают знания о жанре
сравнительной характеристики. Пятиклассникам предлагается сравнить
кота Леопольда и Тома из мультфильма «Том и Джерри». Приведем отрывок
из работы ученика 5 класса А:
Эти популярные герои имеют ряд существенных различий как в характере, так и во
внешнем виде. Кот Леопольд отличается от своего заокеанского собрата тем, что
является добродушным и терпеливым существом, он педагог, стремящийся не наказать, а перевоспитать мышей, пользуясь при этом только мирными средствами. Том всегда пытается истребить своего соседа – мышонка Джерри.
Кот Леопольд гуманный, терпеливый. Том лицемерный, корыстный, жестокий.
Леопольд всегда предстает перед нами в человеческом обличии, в человеческой
одежде. Он даже носит большой бант на шее, что, несомненно, свидетельствует о
его дружелюбном характере. Том является простым котом со всеми характерными
признаками животного.
Леопольд – положительный персонаж, Том – отрицательный.
(Селезнев Артем)
С целью проверки теоретических знаний учащихся и практических рече-
вых умений и навыков в 5 классе А были проведены разработанные нами проверочные работы. Проверочная работа №1,№2, №3.
Итоги проверочных работ
- Теоретические знания учащихся по разделу «Речь»
Теоретические знания | Количество детей, владеющих знаниями |
Определение понятия «текст» | 100% |
Определение понятия «тема текста» | 86,3% |
Определение понятия «основная мысль текста» | 90,9% |
Композиционные особенности типов речи | 71,4% |
Связь предложений в тексте | 100% |
Стили речи | 100% |
Типы речи | 100% |
Жанры различных стилей | 100% |
Характерные признаки текстов различных стилей | 90,9% |
- Практические умения и навыки по разделу «Речь»
Практические умения и навыки | Количество детей, умеющих применять на практике полученные знания |
Умение находить текст среди других фрагментов | 86,3% |
Умение проводить абзацное членение | 63,3% |
Умение определять границы предложений в тексте | 77,2% |
Умение определять тему текста | 86,3% |
Умение определять основную мысль текста | 68,1% |
Умение работать с «деформирован- ным» текстом | 76,1% |
Умение составлять простой план, раскрывая тему текста | 66,6% |
Умение различать темы «широкие» и «узкие» | 61,9% |
Умение прогнозировать тип речи по заглавию | 100% |
Умение определять тип речи предложенного текста | 100% |
Умение определять связь предложений в тексте | 57,1% |
Умение прогнозировать стиль по заглавию | 95,4% |
Умение определять стиль текста | 95,4% |
Умение находить олицетворения в тексте | 81,8% |
Умение находить сравнения, выраженные существительным в форме творительного падежа | 50% |
Умение редактировать текст | 58% |
Проверка показала высокий уровень теоретических знаний школьников по
разделу «Речь», а также сформированность умений применять эти знания на
практике.
Учащиеся 5 класса А успешно справились с заданием определить тип
и стиль текста. Подавляющее большинство школьников умеют выявлять пра-
вильную последовательность предложений в тексте, определяют границы
предложений, формулируют тему и находят олицетворения в тексте. 2/3 уче-
ников могут критически анализировать простой план с точки зрения раскры-
тия темы ( находить лишнее, отступления от темы), проводить абзацное чле-
нение, определять основную мысль текста, различать «широкие» и «узкие»
темы.
Несмотря на то, что дети знакомы с недочетами, разрушающими свойства хорошей речи: повтором слов, однообразием в построении предложений, только 58% учащихся справились с редактированием текста. Не все пятиклассники грамотно строят предложения, не у всех прослеживается
логика.
42,9% школьников неверно определили связь предложений в тексте.
50% испытали трудности, связанные с нахождением в тексте сравнения,
выраженного существительным в форме творительного падежа.
Такой результат был прогнозируемым : знакомство с изобразительно-вы-
разительными средствами языка и типами связи предложений в тексте уче-
ники начали недавно.
Отметим, что этот результат является промежуточным. Так как работа по обучению детей связной речи будет проводиться на каждом этапе школь-
ного образования, говорить о сформированности всех речевых умений по-
ка невозможно. Чтобы превратить речевую деятельность детей в про-
цесс целенаправленный и коммуникативно – оправданный, нужно будет
приложить немало усилий как учителю, так и ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между начальной школой и основной
Выступление на педагогическом совете по вопросу обсуждения преемственности между начальной школой и основной....
Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....
Методика использования приема моделирования на занятиях по обучению связной речи.
конспекты занятий...
Преемственность между начальной школой и основной
Преемственность между начальной школой и основной...
Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.
В статье выявлена необходимость развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР в процессе развития связной речи....
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого воз...
Преемственность между начальной школой и 5 классом основной школы.
В небольшой статье обозначены основные задачи, которые стоят перед начальной школой и основной. Как адаптировать учащихся 5 класса к новым условиям обучения, не потеряв тот потенциал, который был...