Методика использования приема моделирования на занятиях по обучению связной речи.
методическая разработка по теме
конспекты занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика использования приема моделирования на занятиях по обучению связной речи.
1 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа- описания домашних животных.
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы- описания с помощью моделирования частей животных (собаки, кошки).
ИНСТРУКЦИЯ: ребенку предлагается рассмотреть модели-картинки(полностью животное и его части ). Логопед выставляет на доску картинки в виде схемы. Дети дают описание животных, используя изображения частей животных. Например: собака черная, хвост белый, глаза большие, карие. Аналогично дети описывают кошку, петуха.
2 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.
ЦЕЛЬ: учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; формировать умение составлять рассказ с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними , а также с опорой на схемы предметов.
ИНСТРУКЦИЯ: логопед предлагает детям посмотреть внимательно на то, что произойдет. Действия «артистов» оговорены заранее. Мальчик и девочка играют в больницу. Девочка перевязывает лапу зайцу, а мальчик взял капли и дал собачке. Далее детям задаются вопросы , на которые они должны отвечать полно и точно.
ВОПРОСЫ
- Во что играли дети?
- Кого лечила девочка? Как?
- Что взял мальчик?
- Кого он лечил?
Далее дети рассказывают, что они видели, используя схемы предметов.
3 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.
ЦЕЛЬ: формировать умение детей составлять рассказ с наглядной опорой на натуральные объекты и действия с ними , а также на опорные схемы(предметы, которые используют «артисты»).
ИНСТРУКЦИЯ: логопед объясняет, что дети увидят выступление «артистов». Действия их оговорены заранее. Миша, Коля и Света подошли к столу. Миша взял салфетки раскладывает на столы. Коля кладет ложки рядом с салфетками. Света стала расставлять чашки. После «спектакля» дети отвечают на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Что взял Миша?
- Что взял Коля?
- Что взяла Света?
- Куда Миша раскладывал салфетки?
- Рядом с чем положил Коля ложки?
-Куда Света поставила чашки?
С помощью схем дети рассказывают что видели.
4 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Осенняя погода».
ЦЕЛЬ: учить детей рассказывать с опорой на предметные картинки.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается составить рассказ на тему: «Осенняя погода».Далее дети отвечают на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Какая бывает погода осенью?
- Какое небо?
- Что идет часто осенью?
- Что происходит с деревьями?
Детям предлагаются модели-схемы, с помощью которых они рассказывают рассказ( логопед прикрепляет схемы на доску), отвечая на вопросы.
5 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по серии картинок- моделей на тему «Осень в лесу».
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по серии картинок-моделей, по представлению.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается нарисовать картинку «Осень в лесу». Но рисовать ее не с помощью карандашей, а словами. Нескольким детям дается свой фрагмент картинки «погода», «деревья», «звери».
6 ЗАНЯТИЕ – 7 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказов по серии картинок (на сюжет В.Г. Сутеева «Находа»).
ЦЕЛИ: развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картинок; умение устанавливать причинно-следственные связи изображенных событий; учить детей составлять начало рассказа и продолжения к изображенному действию.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается рассмотреть картинки, затем расположить их в нужной последовательности и рассказать , что на них изображено.
8 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа с элементами творчества( на основе предложенного текста и схем).
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ с элементами творчества; уточнение и закрепление языковых(лексических и грамматических) представлений; формировать навыки планирования развернутых высказываний с опорой на наглядный схематический план.
ИНСТРУКЦИЯ: сначала детям прочитывается рассказ и показывается картинка. Далее предлагается внимательно посмотреть на рисунки грибов и листьев и раскрасить их. Затем дети составляют окончание предложенного рассказа с использованием картинок.
9 ЗАНЯТИЕ. «Нарисуй и расскажи»(составление рассказа по собственному рисунку).
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по выполненным рисункам; развивать способности точного и полного отображения в собственной рисунке содержания того или иного фрагмента текста; формировать навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается послушать рассказ и нарисовать рисунок , по которому затем нужно будет рассказать свой рассказ.
10 ЗАНЯТИЕ. Составление продолжения рассказа «Утренние лучи».
ЦЕЛЬ: формировать навыки планирования развернутого высказывания; формировать навыки рассказывания с элементами творчества.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается придумать продолжение к рассказу «Утренние лучи», используя наглядную схему(состоит из клеточек-гнезд)и разрезные картинки.
11 ЗАНЯТИЕ. Составление окончания рассказа по данному началу( на основе данного текста и выполненного рисунка).
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ с элементами творчества, опираясь на собственный рисунок; выявить возможности детей использовать при рассказывании предложенный текстовый материал и наглядный.
ИНСТРУКЦИЯ: детям прочитывается начало рассказа, далее предлагается нарисовать рисунок (представляющий собой конец рассказа). После этого детям прочитывается еще раз начало рассказа и предлагается закончить рассказ , опираясь на свой рисунок.
РАССКАЗ
Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзинку.
Вдруг под кустом…
12 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как ты собираешься в детский сад».
ЦЕЛЬ: учить детей составлению рассказа из личного опыта , с опорой на свой рисунок.
ИНСТРУКЦИЯ: ребенку предлагается составить рассказ на тему «Как ты собираешься в детский сад» и дается план из нескольких вопросов-заданий и опираясь на нарисованный рисунок.
ПЛАН
- Как ты собираешься в детский сад?
- Что ты одеваешь?
- Чем ты чистишь зубы?
- С кем ты делаешь зарядку?
- Что ты еще делаешь?
13 ЗАНЯТИЕ. Составление окончания рассказа по данному началу, с использованием модельного плана.
ЦЕЛЬ: учить детей составлять продолжение рассказа , опираясь на модельный план и данный текстовый материал.
ИНСТРУКЦИЯ: сначала прочитывается текст незавершенного рассказа. После разбирается модельный план по содержанию прочитанного , а затем дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и детям предлагается придумать его продолжении.
14 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как ты встречаешь гостей».
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ из личного опыта.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается ответить на вопросы, затем к каждому вопросу нарисовать рисунок, после этого дети , опираясь на свои рисунки рассказывают рассказ «Как ты встречаешь гостей».
ВОПРОСЫ
- К тебе приходят гости?
- Как ты их встречаешь?
- Чем угощаешь гостей?
- Ты любишь ходить в гости? Почему?
15 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по предметной картинке «Овощи и фрукты».
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по предметной картинке и схеме, сравнивая цвет, форму, величину, вкус, место произрастания и употребление в пищу.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается рассмотреть картинку и назвать какие овощи и фрукты они видят в корзинке. Далее по схеме описать каждый овощ и фрукт. Описание овощей и фруктов смотри в методике Ткаченко Т.А.
16 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.
ЦЕЛЬ: формировать умение детей составлять рассказ с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними , а также на опорные схемы (используемые «артистами»).
ИНСТРУКЦИЯ: дети смотрят «спектакль». Катя и Саша вошли в группу. Саша взял стул и съел суп. Катя взяла чашку и выпила компот. Дети поели. Далее дети отвечают на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Что взял Саша?
- Куда Саша поставил стул?
- Что съел Саша?
- Что взяла Катя?
- Что выпила Катя?
- Что сделали дети?
Опираясь на схемы дети рассказывают, что видели.
17 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.
ЦЕЛЬ: формировать умение детей составлять рассказ с опорой на наглядные объекты и действия с ними , а также с опорой на схемы предметов, используемые «артистами».
ИНСТРУКЦИЯ: после просмотра «спектакля» Дети дежурят. Вова собирает посуду. Маша поливает цветы. Дима кормит рыбок. Детям предлагается ответить на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Что делают дети?
- Что собирает Вова?
- Что поливает Маша?
- Кого кормит Дима?
18 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа- описания «Заяц».
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на свой рисунок; формировать умение использовать для рассказывания модельную схему.
ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается ответить на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Где живет заяц?
- Какие у него лапы, уши, хвост?
-Чем питается заяц?
- Кто опасен зайцу?
Затем дети рисуют рисунок к рассказу и придумывают название. Опираясь на модельную схему и на рисунок дети составляют рассказ.
19 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как мы ходили в лес».
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ , опираясь на пережитые впечатления.
ИНСТРУКЦИЯ: после экскурсии дети отвечают на вопросы, составляя схематический план увиденного.Далее , опираясь на модели – картинки дети рассказывают рассказ, о том, что видели.
ВОПРОСЫ
- Куда ходили дети?
- Что увидели дети в лесу?
- Кто скакал с ветки на ветку?
- Что несла белка?
- Куда белка несла грибы?
20 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я ухаживаю за собакой».
ЦЕЛЬ: учить детей рассказывать о своих впечатлениях ; формировать умение соединять 5-6 предложений в текст.
ИНСТРУКЦИЯ: дети отвечают на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Как зовут твою собаку?
- Как ты ухаживаешь за ней?
-Чем ты ее кормишь?
- Что любит делать твоя собака?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе по методике О.С.Гомзяк
Представление опыта работы. Использование ИКТ в коррекционном процессе.Данная презентация подготовленна к занятию по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической групп...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....
Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯразвитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:дать детям представление о людях разных профессий;пополнить и активизировать слов...
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ...