Цифровые инструменты для формирования читательской грамотности
статья

Мельникова Татьяна Владимировна

Данный материал посвящен актуальным вопросам методики литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые инструменты для формирования читательской грамотности

                                                                Мельникова Т.В., Сазонова А.В.

В числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность и как ее составляющую читательскую грамотность–способность обучающихся к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития своих знаний и возможностей. Опираясь на это, сегодня мы должны выстраивать образовательный процесс, учитывая следующие факторы:

·                     изменение миграционной ситуации (рост количества учащихся-инофонов, главным образом, из стран СНГ);

·                     снижение общего уровня грамотности и речевой культуры;

·                     усиление влияние цифровой реальности на содержание образования и формат образования / обучения;

·                     рост количества процедур проверки умений во всех видах речевой деятельности (в том числе проверки в рамках международных исследований).

Традиционно наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования читательской грамотности является комплексная, многоуровневая работа с текстом. При этом предпочтение отдается информационно привлекательным, актуальным материалам, отражающим межпредметные связи. В этом случае работа с текстовой информацией позволяет не только поддерживать интерес к изучаемой дисциплине, но и обеспечивает формирование необходимых гибких компетенций.Акцент делается на оценивании понимания информации из  текстовых или других источников, что предусматривает сформированность таких умений как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников. 

Эти принципы подтверждаются международным сравнительным исследованием по оценке качества общего образования PIRLS (Progressin International Reading Literacy Study) «Изучение качества чтения и понимания текстов»), которое осуществляется во всех российских регионах.

На наш взгляд, в рамках данного исследования следует обратить внимание на проблемные точки читательской грамотности. В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных(научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

– нахождение информации, заданной в явном виде;

– формулирование выводов;

– интерпретация и обобщение информации;

– анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Также выделены и описаны уровни грамотности: высший, высокий, средний, низкий и самый низкий (этот уровень используется как характеристика подготовки читателей, не достигших низкого уровня).

Анализ выполнения отдельных заданий международного теста выявил трудности, с которыми сталкиваются российские учащиеся: они плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта; ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста; достаточно часто затрудняются в изложении собственных мыслей, испытывают сложности с выполнением многокомпонентного ответа.

 Если при создании тренировочных, диагностических и оценочных материалов, эти проблемы будут учитываться, мы сможем создать инструментарий для более эффективного формирования читательской грамотности.

На данный момент образцом таких заданий могут стать эталонные сборники, представленные в рамках исследования PIRLS, а также конкурсные задания чемпионата WSR, с которыми мы столкнулись на региональном этапе: разработка и демонстрация образовательного веб-квеста, включающего задания-вопросы, направленные на формирование читательской грамотности младших школьников при работе с текстом.

Данная форма заданий, реализующаяся на цифровых платформах, является наиболее востребованной в свете пандемии и перехода на дистанционное обучение. Далее мы ходим подробнее поговорить о некоторых из них.

Цифровая платформа LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов, которое позволяет создавать интерактивные учебно-методические приложения по разным учебным предметам. Данный сервис удобен для создания тренировочных упражнений по формированию читательской грамотности и очень хорошо соотносится с развитием основных групп читательских умений, сформулированных в исследовании PIRLS.

Особенностью приложения является то, что все задания, созданные пользователями, собраны в галерее и являются общедоступными. Для удобства поиска все интерактивные задания скомпонованы по категориям (учебным предметам). Помимо выбора категории, существует возможность выбора по уровню сложности заданий. Инструменты LearningApps позволяют создавать интерактивные задания разных видов: викторина, сортировка, группировка, классификация, ввод текста, кроссворд, лента времени и мн. др. Выбор инструментов обусловлен программным материалом и целью создания приложения. 

Для удобства использования сервиса LearningApps мы расположили предлагаемые шаблоны интерактивных заданий в соответствии с группами читательских умений.

 

 

Легкий уровень

Усложненный уровень

Навык нахождения информации

Викторина с выбором правильного ответа

Викторина с вводом текста

Найти пару

Ввод текста

Слова из букв

Кроссворд (по содержанию произведения)

Парочки

Таблица соответствий

Навык формулировать выводы

Заполнить пропуски (с вариантами ответа)

Заполнить пропуски (ввод текста)

Заполнить таблицу (меньшее кол-во вопросов)

Заполнить таблицу (большее кол-во вопросов)

Навык интерпретации и обобщения информации

Пазл «Угадай-ка» (меньшее количество групп и терминов к ним)

Пазл «Угадай-ка» (большее количество групп и терминов к ним)

Навык анализа и оценки содержания, языковых особенностей структуры текста

Хронологическая линейка

Простой порядок (например, восстановить правильную последовательность пунктов плана)

Хронологическая линейка

Простой порядок (например, сюжетные картинки представить в виде плана произв.)

Аудио/видеоконтент (сложность зависит от содержания вопроса – информация по тексту)

Аудио/видеоконтент (сложность зависит от содержания вопроса –анализ или оценка содержания)

 

Если сервис LearningApps больше подходит для отработки навыков грамотного чтения, тренировки, то для диагностики и контроля можно использовать создание тестовых заданий в Google-формах. Google-формы предлагают различные типы тестовых вопросов: с одним или несколькими правильными ответами, открытые, на соответствие и др.Вопрос можно интегрироватьс фото-, аудио-, видеоматериалами, что позволяет активно использовать данный цифровой инструмент для заданий по критериям PIRLS.

Чем удобны Googlе-формы?

Простота в использовании. Работать с Google- формами не сложнее, чем с MS Word. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать.

Доступность. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки.

Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google -формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой.

Бесплатность.

Мобильность. Google-формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной с полной функциональностью.

Понятность. Google -формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов. Рассылку можно осуществлять как с помощью ссылки, так и с помощью qr-кода.

Еще одной интересной и актуальной формой работы по формированию читательской грамотности, на наш взгляд, является образовательный веб-квест- проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

 Использование веб-квестов в учебном процессе способствует не только усвоению необходимого материала по теме, но и:

- развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации;

- развитию исследовательских и творческих способностей учащихся;

- повышению личной самооценки, самостоятельности, активности;

- формированию умения выступать на публике и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Сообщение на тему"«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)» "

Районная научно-практическая конференция педагогических работников.Доклад на тему:«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)»...