Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.
учебно-методический материал
Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И.Золотухиной
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что такое читательская грамотность?
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений: Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это: -Пробно-поисковые ситуации; -Беседы-дискуссии; -Сам задай вопрос; -Личный пример учителя; -Приём устного словесного рисования; -Словарно-стилистическая работа; -Элементы драматизации;
Приемы формирования ЧГ: Приём «Лингвистическая сказка» Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Существительные изменяются по … и … .
Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Прием «Ассоциация» К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
В летнем лагере
Приём “Шаг за шагом” Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Прием «Составление кластера» Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Приём «Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Приём «Маркировка» Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста : на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
Прием «Выделяем существенные признаки» Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные. Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха».
Прием «Мозаика». «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
"Мозговой штурм" Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?" Учитель записывает все называемые ассоциации. Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
"Синквейн" Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна: 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы).
"Глоссарий" Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.
Спасибо за внимание! Материал по приемам формирования читательской грамотности подготовили учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 имени Л.И.Золотухиной
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...
Материалы для проведения промежуточной аттестации по литературе за курс 6 класса (Уровень читательской грамотности)
Цель работы: Определение уровня сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:- владение литературоведческой терминологией;- определ...
Материалы для проведения промежуточной аттестации по литературе за курс 7 класса (Уровень читательской грамотности)
Назначение работыРабота предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»....
Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся".
Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся"....
Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-1436661-1668596151.jpg)
«Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности»
Применение читательской грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1454509-1676136575.jpg)
методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка...