Сообщение на тему"«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)» "
опыты и эксперименты (10 класс)

Ситникова Наталья Ивановна

Районная научно-практическая конференция педагогических работников.Доклад на тему:«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc654.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Усть -Таркская средняя общеобразовательная школа.

Районная научно-практическая конференция педагогических работников.

Доклад на тему:

«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК

(Цифровой образовательный контент)»

Автор:

Ситникова Наталья Ивановна,

учитель МБОУ Усть-Таркской СОШ

В современном веке на смену традиционным технологиям пришли цифровые. Сегодня уже ребенок к 5 годам умеет обращаться с различными гаджетами, мало кого можно заинтересовать чтением книги. В результате таких перемен классическое обучение в школе перестает отвечать современным потребностям общества.

 Перед современным педагогом стоит задача: внедрение современных цифровых технологий с целью повышения качества образования, повышению интереса к процессу обучения, вовлечение ребенка в целостный процесс обучения.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. В частности, читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Виды чтения:

  • Просмотровое
  • Ознакомительное
  • Поисковое
  • Изучающее

Какие умения учащихся развиваются:

  • Поиск и извлечение информации
  • Интерпретация и преобразование
  • Оценка и критическое мышление

Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов с целью развития функциональной (читательской) грамотности у школьников становится все более актуальным.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети или Интернет.

Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

Использование электронных образовательных ресурсов имеет ряд особенностей: 1) повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности; 2) повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения; 3) возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения; 4) реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы; 5) обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.

Основные направления формирования читательской грамотности:

  • Работа с презентацией
  • Работа с интернет-источниками
  • Работа с литературным текстом
  • Работа с научным текстом
  • работа с видео и аудио материалами
  • Работа с графической информацией

Рассмотрим на примере Цифрового образовательного контента практическую значимость современных цифровых образовательных ресурсов как инструмента для анализа текстов.

«Цифровой образовательный контент» (ЦОК) — это единый каталог онлайн-курсов, который содержит материалы, предоставленные ведущими российскими образовательными компаниями. Ресурсы и сервисы, контент которых представлен на платформе, отобраны при участии Министерства просвещения и Минцифры РФ.

Кому подходит платформа?

Контент содержит большое количество платформ: Новый диск,  Фоксфорд,  Открытая школа, Сберкласс,  Новая школа, Учи.ру, Облако знаний, Якласс и другие.

Так выглядит мой личный кабинет. 

Это мои классы:

Что же предлагает нам сервиз по формированию функциональной грамотности?

Делаем запрос в строке каталог курсов. Вот , что мы видим:

Контент предлагает нам курсы по данной теме на таких платформах , как «Новый диск, Образовариум», «Облако знаний», «Глобал. Лаб».

Если обратиться к сервису «Глобал. Лаб», то он нам предлагает смешанный курс. Он включает в себя: проектные задания, элементы формирования функциональной грамотности.

Поэтому я выбрала для работы сервисы: «Новый диск. Образовариум», «Облако знаний».

Рассмотрим подробнее работу на данных платформах.

«Облако знаний».

Тренажер включает интерактивные презентации, интерактивные самостоятельные и проверочные тесты в формате на основе фрагментов спецификаций PISA-2022. Облачный ассистент поможет ученику поставить цели, задать сроки и выдержать темп обучения, в конце ̶ подвести его итоги. Учитель в школе получает инструмент назначения работ и анализа их результатов как на уровне класса, так и на уровне отдельного ученика. Все задания проверяются автоматически.

        

Ещё один пример.

В данном задании используется не только текст. Здесь предлагается фрагмент из  фильма- это интерактивный элемент.

Обратимся к следующей платформе.

«Новый диск.Образовариум»

Что мы видим здесь? Нам предлагают задания по нескольким видам функциональной грамотности.

 Рассмотрим задания по читательской грамотности. Приложение 1

Предлагаю всем вместе выполнить задание «Секреты удачного селфи». Приложение 2

Задание представляет собой работу по тексту, 3 варианта заданий представлены здесь.

Вид чтения представленный в 1 задание- изучающее, умения учащихся ,которые здесь проявляются -  поиск и извлечение информации.

.Правильный ответ: Калина-малина

Задание 2. Вид чтения представленный в 1 задание- изучающее, умения учащихся ,которые здесь проявляются -  поиск и извлечение информации.

Правильный ответ:
Естественный свет предпочтительнее искусственного.
Человек, делающий селфи, должен расположиться так, чтобы свет падал на него.

Задание 3. Вид чтения , представленный в 1 задание - изучающее, умения учащихся, которые здесь проявляются -  оценка и критическое осмысление.

Правильный ответ : Блогер СН – не поможет, остальные - помогут.

 Вывод по данной работе: Таким образом, мы проверяем  сформированность навыков чтения и информационной обработки текста, его адекватного понимания, анализа с точки зрения его темы, основной мысли, главной и второстепенной информации.

Вот так можно работать на платформах. Конечно, это не все возможности ЦОК, я пока только учусь вместе со своими детьми, осваиваю предлагаемые сервисы.

В прошлом четверти я вела курс в 8 классах по формированию функциональной грамотности. Сервисы ЦОК очень помогли мне в работе. Обучающиеся активно работали на платформе индивидуально на смарт-доске. Это вызывало большой интерес и желание попробовать свои силы не только с новым сервисом, но с интерактивным инструментом.

Зачем нужно применение ЦОР учителю и что даёт ученику?

-содействует росту успеваемости учащихся по предмету

-глубина погружения в материал

-позволяет учащимся проявить себя в новой роли

-повышенная мотивация обучения

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов

-привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать

-делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся работают творчески, становятся увереннее в себе в роли ученика.

 Делая вывод, можно сказать , только систематическая работа по формированию функциональной грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования развитой личности школьника. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе.

Функциональная  читательская грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения.

Приложение 1

https://marketplace.obr.nd.ru/library/lessons?by_groups=1&filter_subject=58

Приложение 2

https://marketplace.obr.nd.ru/upload/media_servers/1/atomics/6/6/2/5/7/extracted/section/s70/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности обучающихся с помощью цифровых образовательных платформ.

Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. В данной статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Презентация на тему: " Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное   дело.К.Д.УшинскийПриём формирования читательской грамотности«Письмо с пробелами»...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"

В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....

Система работы по теме: "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность ...