Сообщение на тему"«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)» "
опыты и эксперименты (10 класс)
Районная научно-практическая конференция педагогических работников.Доклад на тему:«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК (Цифровой образовательный контент)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 654.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усть -Таркская средняя общеобразовательная школа.
Районная научно-практическая конференция педагогических работников.
Доклад на тему:
«Формирование читательской грамотности на платформе ЦОК
(Цифровой образовательный контент)»
Автор:
Ситникова Наталья Ивановна,
учитель МБОУ Усть-Таркской СОШ
В современном веке на смену традиционным технологиям пришли цифровые. Сегодня уже ребенок к 5 годам умеет обращаться с различными гаджетами, мало кого можно заинтересовать чтением книги. В результате таких перемен классическое обучение в школе перестает отвечать современным потребностям общества.
Перед современным педагогом стоит задача: внедрение современных цифровых технологий с целью повышения качества образования, повышению интереса к процессу обучения, вовлечение ребенка в целостный процесс обучения.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. В частности, читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Виды чтения:
- Просмотровое
- Ознакомительное
- Поисковое
- Изучающее
Какие умения учащихся развиваются:
- Поиск и извлечение информации
- Интерпретация и преобразование
- Оценка и критическое мышление
Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов с целью развития функциональной (читательской) грамотности у школьников становится все более актуальным.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети или Интернет.
Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.
Использование электронных образовательных ресурсов имеет ряд особенностей: 1) повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности; 2) повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения; 3) возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения; 4) реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы; 5) обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.
Основные направления формирования читательской грамотности:
- Работа с презентацией
- Работа с интернет-источниками
- Работа с литературным текстом
- Работа с научным текстом
- работа с видео и аудио материалами
- Работа с графической информацией
Рассмотрим на примере Цифрового образовательного контента практическую значимость современных цифровых образовательных ресурсов как инструмента для анализа текстов.
«Цифровой образовательный контент» (ЦОК) — это единый каталог онлайн-курсов, который содержит материалы, предоставленные ведущими российскими образовательными компаниями. Ресурсы и сервисы, контент которых представлен на платформе, отобраны при участии Министерства просвещения и Минцифры РФ.
Кому подходит платформа?
Контент содержит большое количество платформ: Новый диск, Фоксфорд, Открытая школа, Сберкласс, Новая школа, Учи.ру, Облако знаний, Якласс и другие.
Так выглядит мой личный кабинет.
Это мои классы:
Что же предлагает нам сервиз по формированию функциональной грамотности?
Делаем запрос в строке каталог курсов. Вот , что мы видим:
Контент предлагает нам курсы по данной теме на таких платформах , как «Новый диск, Образовариум», «Облако знаний», «Глобал. Лаб».
Если обратиться к сервису «Глобал. Лаб», то он нам предлагает смешанный курс. Он включает в себя: проектные задания, элементы формирования функциональной грамотности.
Поэтому я выбрала для работы сервисы: «Новый диск. Образовариум», «Облако знаний».
Рассмотрим подробнее работу на данных платформах.
«Облако знаний».
Тренажер включает интерактивные презентации, интерактивные самостоятельные и проверочные тесты в формате на основе фрагментов спецификаций PISA-2022. Облачный ассистент поможет ученику поставить цели, задать сроки и выдержать темп обучения, в конце ̶ подвести его итоги. Учитель в школе получает инструмент назначения работ и анализа их результатов как на уровне класса, так и на уровне отдельного ученика. Все задания проверяются автоматически.
Ещё один пример.
В данном задании используется не только текст. Здесь предлагается фрагмент из фильма- это интерактивный элемент.
Обратимся к следующей платформе.
«Новый диск.Образовариум»
Что мы видим здесь? Нам предлагают задания по нескольким видам функциональной грамотности.
Рассмотрим задания по читательской грамотности. Приложение 1
Предлагаю всем вместе выполнить задание «Секреты удачного селфи». Приложение 2
Задание представляет собой работу по тексту, 3 варианта заданий представлены здесь.
Вид чтения представленный в 1 задание- изучающее, умения учащихся ,которые здесь проявляются - поиск и извлечение информации.
.Правильный ответ: Калина-малина
Задание 2. Вид чтения представленный в 1 задание- изучающее, умения учащихся ,которые здесь проявляются - поиск и извлечение информации.
Правильный ответ:
Естественный свет предпочтительнее искусственного.
Человек, делающий селфи, должен расположиться так, чтобы свет падал на него.
Задание 3. Вид чтения , представленный в 1 задание - изучающее, умения учащихся, которые здесь проявляются - оценка и критическое осмысление.
Правильный ответ : Блогер СН – не поможет, остальные - помогут.
Вывод по данной работе: Таким образом, мы проверяем сформированность навыков чтения и информационной обработки текста, его адекватного понимания, анализа с точки зрения его темы, основной мысли, главной и второстепенной информации.
Вот так можно работать на платформах. Конечно, это не все возможности ЦОК, я пока только учусь вместе со своими детьми, осваиваю предлагаемые сервисы.
В прошлом четверти я вела курс в 8 классах по формированию функциональной грамотности. Сервисы ЦОК очень помогли мне в работе. Обучающиеся активно работали на платформе индивидуально на смарт-доске. Это вызывало большой интерес и желание попробовать свои силы не только с новым сервисом, но с интерактивным инструментом.
Зачем нужно применение ЦОР учителю и что даёт ученику?
-содействует росту успеваемости учащихся по предмету
-глубина погружения в материал
-позволяет учащимся проявить себя в новой роли
-повышенная мотивация обучения
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов
-привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать
-делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся работают творчески, становятся увереннее в себе в роли ученика.
Делая вывод, можно сказать , только систематическая работа по формированию функциональной грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования развитой личности школьника. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе.
Функциональная читательская грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения.
Приложение 1
https://marketplace.obr.nd.ru/library/lessons?by_groups=1&filter_subject=58
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-1258558-1597693437.jpg)
Формирование математической грамотности обучающихся с помощью цифровых образовательных платформ.
Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. В данной статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1454509-1676136575.jpg)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212465-1361941426.jpg)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1018262-1520154591.jpg)
Презентация на тему: " Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.К.Д.УшинскийПриём формирования читательской грамотности«Письмо с пробелами»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-1043478-1550703220.jpg)
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101345-1547327700.jpg)
Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"
В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689375-1444979464.jpg)
Система работы по теме: "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность ...